​Молчаливый шторм образования

2016
Юлия Миленькая

С обширным докладом выступила ведущий специалист Всемирного банка по вопросам образования в Центральной Азии Айша Вауда, чей опыт работы насчитывает более 20 лет. За это время при ее участии произошли крупные реформы в области образования и человеческого развития в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Европы и нашего региона.

Прежде чем говорить о Центральной Азии, госпожа Вауда вспомнила пандемию «испанки» 100 лет назад, которая привела к ужасающей смертности, потере трудовых доходов и снижению образованности. При этом последствия той эпидемии ощущались около 70 лет.

Между тем современные исследования показывают, что последствия распространения COVID-19 будут также длиться примерно 60–65 лет и коснутся не только здравоохранения, но и экономики, социального развития государств.

– Сегодня происходит молчаливый шторм в сфере образования, – отметила Айша Вауда. – На пике пандемии был нарушен процесс обучения 1,5 миллиарда учащихся по всему миру, что привело к потере 0,6 года школьного обу­чения, увеличению на 25% чис­ла учащихся, не достигающих минимального уровня навыков чтения, росту неравенства и выбыванию из процесса обучения около 7 миллионов учащихся.

По ее мнению, ситуация в Центральной Азии достаточно уникальна в сравнении с другими регионами мира. Здесь преобладает молодое население. К примеру, в Казахстане граждане до 25 лет составляют 39% от общего числа, поэтому пандемия может задеть страну в сфере образования весьма ощутимо.

К слову, как показывают усредненные образовательные результаты, еще до COVID-19 страны Центральной Азии несколько отставали от многих других государств мира, прежде всего ОЭСР.

Что касается цифровых навыков и доступа к технологиям, то доля учащихся, имеющих дома компьютер и доступ в Интернет в Казахстане, по данным исследования PISA-2018, составляет 70%, в Кыргызстане – 16%, в Узбекистане – 5%, в Таджикистане – 1%.

Исходя из презентационных данных, Казахстан лучше всех произвел экстренный переход на дистанционное обучение буквально по всем видам: радиовещанию, телевидению, Интернету, печатным материалам для домашней работы.

Тем не менее Айша Вауда обратила внимание на то, что система и уровень дистанционного образования в период пандемии оставляют желать лучшего. Лишь некоторые учителя смогли обучиться пользованию онлайн-контентом и подготовке видеоуроков. Краткосрочные занятия по 10–20 минут не всегда имеют высокое качество. При этом оценка обучения большинства учащихся не проводилась, отсутствовал и контроль.

– Мы ожидаем, что с закрытием школ в течение 5–6 месяцев во всех странах Центральной Азии унифицированные образовательные показатели учащихся снизятся на 16 баллов, – заявила Айша Вауда. – В связи с этим потеря ожидаемых доходов в течение всей жизни составит 44 млрд долларов. Это огромный экономический ущерб.

В своем выступлении ведущий специалист Всемирного банка особо обратила внимание на воп­рос о дистанционном обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

– По последним данным, дети младшего возраста тоже могут передавать вирус, хотя окончательного глобального консенсуса в настоящее время по этому воп­росу нет, – сказала Айша Вауда. – С другой стороны, они являются уязвимыми с точки зрения удаленного обучения, ведь их нужно постоянно стимулировать, увлекать. Поэтому необходимо обладать глубокими и широкими навыками для работы с этой категорией детей, давать им самые ключевые навыки. Хотя мы все понимаем, что только путем социализации, в кругу сверстников дети узнают, что такое уважение, сопереживание.

В качестве стратегии систем образования при будущем открытии школ госпожа Вауда считает необходимым предотвратить увеличение оттока учащихся, обеспечить охрану здоровья и безопасности, подготовить учителей к проведению оценки потерь в обучении и ликвидации образовавшихся пробелов в знаниях, обеспечить достаточное финансирование для выполнения задач по ликвидации последствий, особенно для уязвимых категорий учащихся.

В качестве рекомендаций для стран Центральной Азии Айша Вауда предлагает подготовку «смешанного» формата обучения в краткосрочной и долго­срочной перспективе с расширенным доступом к цифровым платформам, на которых размещаются образовательные ресурсы, разработку качественного цифрового контента, создание и укрепление национальных и стандартизированных механизмов диагностической и формативной оценки, позволяющих регулярно получать данные по результатам обучения. Особо она подчеркнула важность сохранения и увеличения финансирования системы образования.

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Сто домов построят в СКО
Увеличены выплаты для медкадров
Дождалась котельная ремонта
Ждут большую воду

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]