​Навстречу Большой Евразии

807
Игорь Прохоров

Объединить потенциал

Сейчас на наших глазах рождаются контуры Большой Евразии. Это наглядное воплощение идей евразийской интеграции, которые более 25 лет назад высказал Первый Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев. Замыслы Елбасы во многом дали толчок геополитическим и интеграционным инициативам, формирую­щим современный облик континента. Главная задача сейчас – трансформировать концепции на новом этапе развития. Это позволит евразийским государствам двигаться к созданию механизмов международного сотрудничества, реализуемого под брендом Большой Евразии.

Так, выступая на площадке Astana Club в ноябре прошлого года, Нурсултан Назарбаев предложил объединить потенциалы Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Елбасы считает, что назрела необходимость определения новых правил игры в Большой Евразии.

По его убеждению, необходимо критически переосмыс­лить подходы к формированию континентальной архитектуры ­безопасности, которая совместит европейскую, азиатскую, региональную системы.

Эти вопросы могут эффективно решаться при объединении потенциала СВМДА и ОБСЕ. Большинство экспертов считают: объединение структур позволит эффективно решать ключевые вопросы Евразии.

– В настоящее время наблюдается ренессанс идей евразийства в самых различных формах и форматах сотрудничества. Идея создания единого сообщества в Евразии выглядит вполне реалистично. И конечно же, лучше всего, если оно будет объединено общими ценностями. Важнейшие инициативы в этом направлении предпринял Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Мне лично приятно осознавать ­огромную роль, которую Казах­стан играет в процессе евразийской интеграции, – говорит Ахмед Чоудри, экс-министр иностранных дел Бангладеш, главный научный сотрудник Института исследований Южной Азии Национального университета Сингапура.

Это самый большой и один из лучших аналитических центров по изучению проблем Южной Азии. Кроме того, во время своей длительной работы в ООН Ахмед Чоудри был председателем Конференции по разоружению, председателем Совета ВТО по обзору торговой политики, комитета по торговле и развитию, а также возглавлял Информационный комитет ООН и Комиссии по народонаселению и развитию.


Элементы интеграции

В последнее время важнейшим экономическим элементом евразийской интеграции становится китайская инициатива «Один пояс – один путь», направленная на создание новых трансконтинентальных маршрутов.

Вместе с тем в странах – участницах проекта появились алармистские настроения в отношении китайских инвестиций, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут стать «долговой ловушкой». Однако инвестиции из Китая можно привлекать, не опасаясь за будущее национальной экономики своей страны.

– Наша страна в течение многих лет получала кредиты от Запада, до тех пор, пока их активно не стали предлагать китайцы, – пояс­няет Ахмед Чоудри. – Оказалось, спорные моменты одинаково возникают как с западными донорами, так и с китайскими. Однако мы не думаем, что выплаты по китайским кредитам станут большой проблемой. Бангладеш привык к подобным обязательствам и неукоснительно их выполняет. Никто не даст деньги бесплатно, а проблемы с возвратом кредитов не возникнут, если экономика грамотно управляется.

Ахмед Чоудри уверен в успехе инициативы «Один пояс – один путь», ведь во многих ее региональных проектах он участвовал лично.

Как он пояснил, действительно в некоторых странах, к примеру в Шри-Ланке, были проблемы с погашением китайских займов, но это не является показателем неприемлемости кредитования.

Итак, несмотря на сомнения и трудности, развитие трансконтинентальных железнодорожных перевозок в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь» продолжается.

– Еще 10 лет назад между Российскими железными дорогами и Китаем не было соглашения о возврате контейнеров. Соответственно, не существовало и трансконтинентальных грузовых перевозок. Сегодня в рамках Объединенной транспортно-логистической компании, учредителями которой являются Казахстан, Россия и Беларусь, их объем неуклонно растет, – говорит Владимир Якунин, председатель попечительского совета исследовательского института «Диалог цивилизаций», экс-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

По его данным, общая стоимость морских грузовых перевозок из Азии в Европу через Суэцкий канал достигает 600 млрд долларов. Если железнодорожный транспорт возьмет на себя хотя бы 1% этой суммы, то уже обеспечит существенный объем доходов.

Сейчас трансконтинентальные железнодорожные перевозки осуществляются весьма эффективно, действуют 15 ниток. По сравнению с тенденциями в других видах транспорта это наиболее динамичный бизнес.

Безусловно, смещение центра экономического роста в Китай, Восточную Азию остро ставит вопрос об ускоренном развитии сухопутных перевозок. Ведь наличие только морского маршрута ставит его пользователей в зависимость от ситуации в Египте, пропускной способности Суэцкого канала и общей геополитической обстановки. Любое военно-политическое напряжение чревато опасностью пресечения морских перевозок. И, несмотря на то, что общий ­объем перевозок железнодорожным транспортом сейчас составляет только 0,6% от их общего объема, этот маршрут становится вполне конкурентоспособным. Тем более что, по оценке специалистов, скорость передвижения поездов сегодня на отдельных участках превосходит 1 000–1 150 км в сутки, а ее можно еще существенно увеличить.

По данным за прошлый год, число контейнерных поездов по маршруту Китай – Европа – Китай, следующих через Казахстан, по сравнению с 2018 годом выросло на 5% и составило 3 071.

Скорость их движения в 2019 году также увеличилась на 15% – до 1 034 км/сутки за счет сокращения стоянок в пути следования и времени для смены локомотивных бригад, локомотивов и техосмотра.

В целом в 2019 году по территории нашей страны организован пропуск свыше 5,3 тыс. контейнерных поездов, что на 18% выше уровня 2018 года – 4 486 поездов.


требуется понимание

Главным препятствием для успешного развития евразийской интеграции остается слабое взаимопонимание между странами континента. И здесь нельзя обойтись без налаживания широкоформатного политического диалога.

– К примеру, в Южной Азии действует СААРК – Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества. Результаты ее работы не очень впечатляющие, в основном по причине разногласий между Индией и Пакистаном, – продолжает Ахмед Чоудри. – Но мы не собираемся останавливать нашу деятельность по налаживанию регионального сотрудничества в этой части Евразии. В деятельности этой организации есть и позитивные стороны – она позволяет лидерам стран региона встречаться.

В Европе в целом, несмотря на желание Британии выйти из Евросоюза, региональное сотрудничество успешно работает. Богатый опыт государств Западной Европы наглядно показал, что интеграция обеспечивает повышение конкурентоспособности национальных экономик.

Между тем недавно объявленный курс на сближение Пекина и Дели может кардинально поменять ситуацию не только в Евразии, но и во всем мире.

Конечно, между Китаем и Индией остаются неразрешенные пограничные вопросы. Индия к тому же отказалась участвовать в китайской инициативе «Один пояс – один путь». Поэтому Китай серьезно заинтересован в нормализации отношений с этой страной. Кроме того, тарифные ограничения со стороны Соединенных Штатов естественным образом приводят Китай к экономическому сближению с соседями, в том числе с Индией.

– Я думаю, что сейчас Председатель КНР Си Цзиньпинь и Премьер-министр Индии Нарендра Моди стараются отложить неразрешимые проблемы в сторону, – полагает Ахмед Чоудри. – Отрадно, что они встречаются настолько часто, насколько могут на данном этапе. Это способствует генерированию персональной доброй воли. А личная добрая воля лидеров – это и есть тот самый ключ к разрешению основных споров.

По мнению эксперта, такие понятия, как «китайская мечта» и «устремления Индии», могут взаимодействовать. В таком случае будет больше понимания, и беспроигрышные взаимоотношения возникнут не только между двумя этими странами, но и всеми, кто испытывает влияние от соседства с ними.

По мнению эксперта, формирую­щийся сейчас геополитический треугольник Москва – Пекин – Дели способен стать одним из определяющих факторов политики в Евразии. Конечно, Пекин, Москва и Дели не единственные представители мировых держав. Есть Соединенные Штаты Америки, которые являются самой мощной страной и активно влияют на ситуацию в Евразии, Европейский союз также представляет большую экономическую силу.

Главное – не допустить, чтобы только крупные державы решали судьбу континента. Важно обеспечить справедливость, учесть мнение всех стран. Для этого есть решение, показавшее свою эффективность и вос­требованность, – реализация идей евразийской интеграции, предложенных Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. 

Популярное

Все
90 лет в потоке истории
Будь мудрым и изящным, как... змея
Все будет хорошо!
Открыт новый терминал аэропорта Шымкента
Рассмотрены ключевые вопросы общественной безопасности
Помощь скорая без бюрократии
Тренды, события, настроения, достижения
Министр обороны обсудил приоритетные направления с руководителями отечественных предприятий
Падише поэзии посвящается
Авиакатастрофа вблизи Актау: заслушана информация о работе правительственной комиссии
Елка, сказка, торжество
Итоги и планы
Оберегая счастье
Вспоминая Мориса Симашко
KEGOC: компания, где сформирован коллектив единомышленников
Волшебство – своими руками
Композиция «Менің атым – Қожа» украсила центральный парк Конаева
Новые возможности для аграрного сектора
Расширение международного сотрудничества университета как фактор повышения имиджа региона
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 24 декабря 2024 года №57-НП
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Прокурор Аймаганова высказалась по делу Шерзата
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
В Атырау выявили частную школу без лицензии
«Языковой караван» сплачивает
В Казахстане установили требования к автовокзалам и автостанциям и по пассажирским перевозкам
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях корпорации
Минздрав призывает обсудить нововведения в системе ОСМС
Казахстан начал строить школу в пострадавшем от землетрясения Газиантепе
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими работниками
Как за неделю изменились цены на продукты питания в РК
Казахстан назван одним из трендовых направлений астротуризма в исследовании Euronews
На ТЭЦ Риддера пострадали шесть человек
Сроки запуска ЛРТ озвучил аким Астаны
Получить «пенсионные деньги» через посредников предлагают мошенники
В Астане за 5 лет планируется построить 60 государственных детсадов
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Владимир Путин прилетел в Астану
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии

Читайте также

Расширение международного сотрудничества университета как ф…
Композиция «Менің атым – Қожа» украсила центральный парк Ко…
Подписан План мероприятий к 80-летию Победы
Открыли новую поликлинику

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]