​Навстречу Большой Евразии

799
Игорь Прохоров

Объединить потенциал

Сейчас на наших глазах рождаются контуры Большой Евразии. Это наглядное воплощение идей евразийской интеграции, которые более 25 лет назад высказал Первый Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев. Замыслы Елбасы во многом дали толчок геополитическим и интеграционным инициативам, формирую­щим современный облик континента. Главная задача сейчас – трансформировать концепции на новом этапе развития. Это позволит евразийским государствам двигаться к созданию механизмов международного сотрудничества, реализуемого под брендом Большой Евразии.

Так, выступая на площадке Astana Club в ноябре прошлого года, Нурсултан Назарбаев предложил объединить потенциалы Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Елбасы считает, что назрела необходимость определения новых правил игры в Большой Евразии.

По его убеждению, необходимо критически переосмыс­лить подходы к формированию континентальной архитектуры ­безопасности, которая совместит европейскую, азиатскую, региональную системы.

Эти вопросы могут эффективно решаться при объединении потенциала СВМДА и ОБСЕ. Большинство экспертов считают: объединение структур позволит эффективно решать ключевые вопросы Евразии.

– В настоящее время наблюдается ренессанс идей евразийства в самых различных формах и форматах сотрудничества. Идея создания единого сообщества в Евразии выглядит вполне реалистично. И конечно же, лучше всего, если оно будет объединено общими ценностями. Важнейшие инициативы в этом направлении предпринял Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Мне лично приятно осознавать ­огромную роль, которую Казах­стан играет в процессе евразийской интеграции, – говорит Ахмед Чоудри, экс-министр иностранных дел Бангладеш, главный научный сотрудник Института исследований Южной Азии Национального университета Сингапура.

Это самый большой и один из лучших аналитических центров по изучению проблем Южной Азии. Кроме того, во время своей длительной работы в ООН Ахмед Чоудри был председателем Конференции по разоружению, председателем Совета ВТО по обзору торговой политики, комитета по торговле и развитию, а также возглавлял Информационный комитет ООН и Комиссии по народонаселению и развитию.


Элементы интеграции

В последнее время важнейшим экономическим элементом евразийской интеграции становится китайская инициатива «Один пояс – один путь», направленная на создание новых трансконтинентальных маршрутов.

Вместе с тем в странах – участницах проекта появились алармистские настроения в отношении китайских инвестиций, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут стать «долговой ловушкой». Однако инвестиции из Китая можно привлекать, не опасаясь за будущее национальной экономики своей страны.

– Наша страна в течение многих лет получала кредиты от Запада, до тех пор, пока их активно не стали предлагать китайцы, – пояс­няет Ахмед Чоудри. – Оказалось, спорные моменты одинаково возникают как с западными донорами, так и с китайскими. Однако мы не думаем, что выплаты по китайским кредитам станут большой проблемой. Бангладеш привык к подобным обязательствам и неукоснительно их выполняет. Никто не даст деньги бесплатно, а проблемы с возвратом кредитов не возникнут, если экономика грамотно управляется.

Ахмед Чоудри уверен в успехе инициативы «Один пояс – один путь», ведь во многих ее региональных проектах он участвовал лично.

Как он пояснил, действительно в некоторых странах, к примеру в Шри-Ланке, были проблемы с погашением китайских займов, но это не является показателем неприемлемости кредитования.

Итак, несмотря на сомнения и трудности, развитие трансконтинентальных железнодорожных перевозок в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь» продолжается.

– Еще 10 лет назад между Российскими железными дорогами и Китаем не было соглашения о возврате контейнеров. Соответственно, не существовало и трансконтинентальных грузовых перевозок. Сегодня в рамках Объединенной транспортно-логистической компании, учредителями которой являются Казахстан, Россия и Беларусь, их объем неуклонно растет, – говорит Владимир Якунин, председатель попечительского совета исследовательского института «Диалог цивилизаций», экс-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

По его данным, общая стоимость морских грузовых перевозок из Азии в Европу через Суэцкий канал достигает 600 млрд долларов. Если железнодорожный транспорт возьмет на себя хотя бы 1% этой суммы, то уже обеспечит существенный объем доходов.

Сейчас трансконтинентальные железнодорожные перевозки осуществляются весьма эффективно, действуют 15 ниток. По сравнению с тенденциями в других видах транспорта это наиболее динамичный бизнес.

Безусловно, смещение центра экономического роста в Китай, Восточную Азию остро ставит вопрос об ускоренном развитии сухопутных перевозок. Ведь наличие только морского маршрута ставит его пользователей в зависимость от ситуации в Египте, пропускной способности Суэцкого канала и общей геополитической обстановки. Любое военно-политическое напряжение чревато опасностью пресечения морских перевозок. И, несмотря на то, что общий ­объем перевозок железнодорожным транспортом сейчас составляет только 0,6% от их общего объема, этот маршрут становится вполне конкурентоспособным. Тем более что, по оценке специалистов, скорость передвижения поездов сегодня на отдельных участках превосходит 1 000–1 150 км в сутки, а ее можно еще существенно увеличить.

По данным за прошлый год, число контейнерных поездов по маршруту Китай – Европа – Китай, следующих через Казахстан, по сравнению с 2018 годом выросло на 5% и составило 3 071.

Скорость их движения в 2019 году также увеличилась на 15% – до 1 034 км/сутки за счет сокращения стоянок в пути следования и времени для смены локомотивных бригад, локомотивов и техосмотра.

В целом в 2019 году по территории нашей страны организован пропуск свыше 5,3 тыс. контейнерных поездов, что на 18% выше уровня 2018 года – 4 486 поездов.


требуется понимание

Главным препятствием для успешного развития евразийской интеграции остается слабое взаимопонимание между странами континента. И здесь нельзя обойтись без налаживания широкоформатного политического диалога.

– К примеру, в Южной Азии действует СААРК – Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества. Результаты ее работы не очень впечатляющие, в основном по причине разногласий между Индией и Пакистаном, – продолжает Ахмед Чоудри. – Но мы не собираемся останавливать нашу деятельность по налаживанию регионального сотрудничества в этой части Евразии. В деятельности этой организации есть и позитивные стороны – она позволяет лидерам стран региона встречаться.

В Европе в целом, несмотря на желание Британии выйти из Евросоюза, региональное сотрудничество успешно работает. Богатый опыт государств Западной Европы наглядно показал, что интеграция обеспечивает повышение конкурентоспособности национальных экономик.

Между тем недавно объявленный курс на сближение Пекина и Дели может кардинально поменять ситуацию не только в Евразии, но и во всем мире.

Конечно, между Китаем и Индией остаются неразрешенные пограничные вопросы. Индия к тому же отказалась участвовать в китайской инициативе «Один пояс – один путь». Поэтому Китай серьезно заинтересован в нормализации отношений с этой страной. Кроме того, тарифные ограничения со стороны Соединенных Штатов естественным образом приводят Китай к экономическому сближению с соседями, в том числе с Индией.

– Я думаю, что сейчас Председатель КНР Си Цзиньпинь и Премьер-министр Индии Нарендра Моди стараются отложить неразрешимые проблемы в сторону, – полагает Ахмед Чоудри. – Отрадно, что они встречаются настолько часто, насколько могут на данном этапе. Это способствует генерированию персональной доброй воли. А личная добрая воля лидеров – это и есть тот самый ключ к разрешению основных споров.

По мнению эксперта, такие понятия, как «китайская мечта» и «устремления Индии», могут взаимодействовать. В таком случае будет больше понимания, и беспроигрышные взаимоотношения возникнут не только между двумя этими странами, но и всеми, кто испытывает влияние от соседства с ними.

По мнению эксперта, формирую­щийся сейчас геополитический треугольник Москва – Пекин – Дели способен стать одним из определяющих факторов политики в Евразии. Конечно, Пекин, Москва и Дели не единственные представители мировых держав. Есть Соединенные Штаты Америки, которые являются самой мощной страной и активно влияют на ситуацию в Евразии, Европейский союз также представляет большую экономическую силу.

Главное – не допустить, чтобы только крупные державы решали судьбу континента. Важно обеспечить справедливость, учесть мнение всех стран. Для этого есть решение, показавшее свою эффективность и вос­требованность, – реализация идей евразийской интеграции, предложенных Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. 

Популярное

Все
Дорога всегда прокормит
За силу духа
Воплощают на деле бизнес-идеи
Ученые NU разработали качественный онлайн-переводчик
Что нужно молодым ученым для реализации потенциала?
К числу пассажиров аэропорта Алматы добавился ноль
«Горит пятно простого кумача над обгорелым куполом Рейхстага...»
Друзья-казахи называют его Серикбай
Обучение через игру внедряет креативный педагог
Не надо усложнять!
Жизнь на грани невозможного
Родом из Казахстана
URKER: история успеха
Закон Республики Казахстан
Начался сезон лавин
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Приоритетной задачей остается исполнение социальных обязательств
Повысить статус и полномочия сельских акимов
На первом аграрном форуме чествовали лучших
Газ пришел в аулы Кокарал и Енбекши
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Год большой работы и серьезных наград
Дружба – мотив серьезный
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Эволюционирует «ныряющая» нить
Майк Тайсон ударил Джейка Пола на финальной дуэли взглядов
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
Спрос на автогаз превышает предложение
Ерлан Карин встретился с делегацией Вьетнама
Путешествие длиною в жизнь
Токаев назначил ряд послов
Миссия – создавать учебники
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Начался сезон лавин
Газ пришел в аулы Кокарал и Енбекши
Дмитрий набирает форму
«Барыс» завершил выездную серию игр

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]