Об индийской армии люди знающие тоже говорят с пиететом. Вооруженные силы Индии входят в топ-десятку сильнейших армий. По другим оценкам, ВС Индии в одном ряду с армиями КНДР и Израиля составили вторую тройку стран мира после США, России и Китая. На их вооружении стоят танки Т-90, которые здесь выпускают по российской лицензии, в истребительной авиации в основном российские же Су-30МКИ, их также производят в Индии. Индийский океан бороздят два авианосца – «Вираат» и «Викрамадитья», к ним планируют присоединиться еще два авианосца типа «Викрант», а совместную разработку России и Индии – ракету «Брамос» – называют самой универсальной в мире.
Как видим, армия Индии обладает огромным боевым потенциалом. Однако остановим караван нашего внимания на родных пенатах. Я хотел сказать – на казахстанских Вооруженных силах, ведь в не очень давние времена армия для каждого мужчины на два года становилась родным домом. ВС Казахстана также активно оснащаются современным вооружением, бронетехникой, самолетами последних моделей, боевыми кораблями. Вся эта техника напичкана электроникой, и управляют ею грамотные специалисты.
В этой связи вспоминается годичной давности запрос депутата Мажилиса Парламента РК Нурлана Жазылбекова к главе Правительства. Парламентарий предлагал внедрить в школьную программу новую дисциплину «Компьютер и наука для использования передовых технологий и наращивания знаний и навыков». По словам мажилисмена, отделяющего понятие «компьютерная грамотность» от «компьютерной науки», обучение компьютерной грамотности не смогло ответить на вызовы быстро развивающейся информационной отрасли. Тогда как в Великобритании, например, ученикам с пяти лет дают основы программирования, а с 11 лет там изучают различные алгоритмы и, по крайней мере, два языка программирования.
За девять лет до обращения депутата Нурлана Жазылбекова вышло постановление Правительства РК «Об утверждении Программы снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007–2009 годы». Тогда преследовались скромные цели – достичь 20% уровня компьютерной грамотности населения страны, 20% уровня пользователей е-услугами и Интернетом, а также повышения значимости информационных ресурсов в повседневной жизни.
Этим летом министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова в ходе заседания Правительства предложила обучать английскому языку и компьютерной грамотности нетрудоустроенную молодежь. Кроме того, министр озвучила мысль о необходимости проработки вопроса призыва в вооруженные силы оставшихся не у дел выпускников школ. В рамках этих проработок Тамара Дуйсенова предлагала возобновить практику строительных батальонов, где несостоявшиеся студенты колледжей могли бы освоить нужную профессию.
Думается, неплохой вариант для того, кому школа не смогла дать достаточных знаний, ведь казарменная жизнь в мужском коллективе еще никому не вредила. И было бы хорошо, если бы в армии таких ребят научили навыкам обращения не только с лопатой и метлой, но и с более сложными инструментами. Хотелось бы надеяться, что в стройбате можно будет освоить строительную технику, экскаваторщик, бульдозерист или крановщик после армии будут востребованы на «гражданке». Только одного года срочной службы для этого мало. Неплохо, если в стройбате будут платить зарплату, и солдат вернется домой с подарками для мамы, сестер, невесты. Таким сыном точно будут гордиться.