Таким вопросом задаются жители Караганды, которых заставляют устанавливать дорогостоящие счетчики воды, способные дистанционно передавать показания, но пока бесполезные из-за отсутствия у услугодателя соответствующего оборудования.
Уже год как компания «Қарағанды су» требует, чтобы потребители холодной воды устанавливали в своих домах и квартирах импульсные счетчики. Но не все поголовно. Пока это касается только двух категорий: жильцов новостроек, у которых еще нет приборов учета, и хозяев старых квартир и домов, чьи водомеры свое уже отслужили.
Монополист заявляет: цифровизация – веление времени, а установка счетчиков с дистанционной передачей данных – требование Водного кодекса РК. В частности, в пункте 2 статьи 92-8 документа сказано, что «во вновь вводимых в эксплуатацию объектах предусматривается установка приборов учета воды, имеющих высокий метрологический класс с низким порогом чувствительности с дистанционной передачей данных».
А ниже говорится о том, что «при замене неработающих или отработавших установленный срок индивидуальных приборов учета воды предусматривается установка приборов, имеющих высокий метрологический класс с низким порогом чувствительности, оснащенных устройствами для возможности последующей дистанционной передачи данных».
Мотивы монополиста понятны: он не хочет содержать штат контролеров, которые ходят по домам и по старинке записывают показания водомеров в свои блокноты. Ему выгоднее заставить потребителей раскошелиться и купить счетчики с дистанционной передачей данных. Тогда не придется тратиться ни на зарплату работникам, ни на установку приборов. А они, надо сказать, недешевые.
Чтобы узнать цену импульсных счетчиков воды, корреспондент «Казправды» обратился в одну из карагандинских фирм, которая занимается их розничной продажей и монтажом.
– 7 000 тенге стоит импульсный счетчик холодной воды казахстанского производства, 7 500 тенге – российского производства, – сообщил менеджер по продажам. – Это цена включает установку и опломбировку. Наши сотрудники все делают сами, а потом передают информацию в компанию «Қарағанды су». Механических счетчиков воды у нас в продаже нет, поскольку услугодатель не принимает их для коммерческого учета.
Отметим, что привычные для нас механические счетчики воды дешевле импульсных на 1 500–2 000 тенге. Если законодательство требует, то пусть монополист сам покупает импульсные счетчики для своих потребителей. Тем более что у местных услугодателей такой опыт есть.
Пионером стала компания «Қарағанды жарық», которая подает электроэнергию в дома потребителей. В 2009 году она приняла инвестиционную программу, в рамках которой несколько лет меняла у потребителей старые индукционные счетчики на новые электронные. Почему же ТОО «Қарағанды су» не хочет взять на вооружение такой опыт?
– Мы не устанавливаем приборы учета за свой счет, поскольку в действующий тариф на водоснабжение и водоотведение их стоимость не включена, – ответила начальник контрольно-методического отдела ТОО «Қарағанды су» Бахыт Карина. – Отмечу, что сами по себе импульсные счетчики показания не передают. Для этого их надо дооснастить модемами. А средства на их приобретение в нашу инвестиционную программу на 2021–2025 годы не заложены.
Включать затраты на импульсные водомеры и модемы к ним в смету своих расходов монополист не торопится. Он знает, что в этом случае придется повышать тариф, а потребители такую новость воспримут в штыки. Ведь вода в Караганде и так дорогая, ее цена – 101,24 тенге за кубометр. А с 1 января 2022 года она возрастет до 108,33 тенге за куб, то есть на 7%. По этому показателю угольная столица занимает второе место в Казахстане.
На это у потребителей есть контраргумент. Зачем переплачивать за импульсные счетчики, если они все равно не будут передавать показания услугодателю? Потому что у того нет специального оборудования, чтобы их принимать...
– Мы в 2022 году планируем закупить программное обеспечение для автоматизированной системы коммерческого учета воды, – сказала представитель компании-услугодателя Бахыт Карина. – Она будет принимать показания с приборов учета воды, которые оснащены устройствами дистанционной передачи данных.
Раз нет этой системы, то потребители не обязаны переплачивать за импульсные счетчики воды. А заставлять их никто не имеет права. Такого мнения придерживается руководитель управления по защите прав потребителей по Карагандинской области Алия Кулагина.
– Понятно, что услугодатель хочет идти в ногу со временем, – рассуждает она. – Монополисту удобно перекладывать финансовую нагрузку на потребителей. Но в статье 7 закона о защите прав потребителей Республики Казахстан сказано, что потребители имеют право на свободный выбор товара. Это значит, что услугодатель не имеет права навязывать своим абонентам определенные виды счетчиков.
В теории все понятно, а на деле у потребителей этого самого выбора нет. Да, купить недорогой механический водомер они могут, но монополист не поставит на него пломбу. А это значит, что его показания не будут принимать во внимание. Людям придется платить за воду по норме потребления, из расчета на количество жильцов, или становиться должниками. Ни первое, ни второе – не выгодно.
Поэтому карагандинцам ничего не остается, кроме как соглашаться с требованием монополиста. Поэтому в Караганде почти 18 тыс. абонентов из более чем 200 тыс. установили бесполезные импульсные счетчики воды. И никто «качать» свои права не стал.