Древний и средневековый Казахстан – центр сосуществования традиционных и мировых религий

2394
Галия Шимырбаева

Здесь жили зороастрийцы, манихеи, буддисты, мусульмане и христиане

Археологи нашли немало свидетельств тому, что население, проживавшее в те времена на территории нашей страны, отличалось высокой степенью толерантности. Кочевники и оседлые земледельцы – саки, усуни, древние тюрки, тюргеши, карлуки, кимаки, кипчаки, кангары, огузы, бывшие предками казахов, верили в различных богов, совершали обряды в честь Солнца, Луны, огня, животных и растений, наделяя их божественной силой и космической энергией. В средневековых городах Талхире (нынешний Талгар), Каялыке (село Койлык Алматинской области), Алматы, Таразе, Отраре, Испиджабе (Сайрам) жили люди разных конфессий – зороастрийцы, манихеи, буддисты, мусульмане и христиане.

По словам известного археолога, академика Карла Байпакова (1940–2018), по трассам Великого шелкового пути различные миссионеры несли свою веру в заморские страны. Так, в цитадели города Кулана (сейчас – село Кулан Жамбылской области) раскопано богато украшенное резьбой манихейское святилище (манихейство – религиозное учение, возникшее в III веке на территории современного Ирака). Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии – христианство, а затем ислам. Все они взаимодействовали с местными традиционными религиями – тенгрианством и шаманизмом.

Проникновение буддизма из Индии в Китай, по мнению Карла Байпакова, шло через Среднюю Азию. Этот процесс начался с середины I в. до н. э. О сильном влиянии буддизма, которое испытывали тюрки в VI веке, свидетельствует китайский паломник Сюань Цзянь: он пишет о благожелательном отношении к этой религии западных тюрков. Другие источники указывают, что в первой половине VII века некоторые правители западных тюрков становились буддистами или покровителями буддизма. Сегодня в долине реки Чу полностью раскопаны остатки двух буддийских храмов на городищах Ак-Бешим и Красная речка, датированные концом IX века.

В первой половине V века в Восточной Римской империи (Сирия) возникла секта приверженцев священника Нестория, который считал, что Пречистую Деву Марию следовало называть не Богородицей, а Христородицей, так как у Бога не могло быть матери. Его учение в 431 году было осуждено Эфесским собором, и начались жестокие гонения на несториан. Сторонники опального священника, бежав из Византии, организовали в Персии школу, которая сплотила вокруг себя религиозную оппозицию. А богатые сирийские купцы и ремесленники, лишившись рынка сбыта своих товаров в Константинополе, двинулись на Восток. В VII-VIII веках несторианство получило широкое распространение в городах Южного Казахстана и Жетысу: появились христианские церкви, где осуществлялся обряд крещения.

При раскопках некрополей семиреченских городов Джамуката и Невакета также обнаружены свидетельства широкого распространения здесь христианской веры. Одно из них – захоронения ее последователей с серебряными и бронзовыми носильными крестами.

Среди жителей казахстанских средневековых городов были представители еще одной мировой религии – зороастризма, возникшего в VII-VI вв. до н. э. на территории древнего Ирана и Средней Азии. Для его обрядовой практики характерно почитание воды, огня, земли, воздуха. Эти элементы зороастризма можно проследить в Средней Азии, сырдарьинских городах и Семиречье по остаткам башнеподобных сооружений, которые можно связывать с башнями огня. Однако в Средней Азии и Казахстане получил распространение особый вариант зороастризма, отличный от канонического: он тесно переплетался с местными языческими культами – барана, лошади, верблюда.

Источники, повествующие о событиях конца VIII – IX веков, свидетельствуют об исламизации населения Южного Казахстана. В 840 году правитель государства саманидов Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб (Сайрам). В 859-м его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар (средневековый город в районе нынешнего Туркестана). Карлуки, захватившие в 766 году политическое господство в Семиречье и на юге Казахстана, подверглись наибольшему влиянию мусульманской культуры.

В начале Х века ислам принял родоначальник династии караханидов (Караханидское государство существовало в Средней Азии и Казахстане в Х-ХI веках) Сатук, а его сын Богра-хан Харун Муса в 960 году объявил ислам государственной религией. Постепенно новая религия распространилась и в среде кочевников – кыпчаков и огузов.

Археологические раскопки памятников IX – начала XIII веков свидетельствуют о формировании городской мусульманской культуры на юге Казахстана. В Таразе и Мерке христианские церкви стали превращать в мечети. По мере роста населения, исповедующего ислам, в городах стали строиться соборные мечети. К Х-XI векам относится постройка мечети в одном из крупнейших городов Семиречья – Баласагуне (столица караханидов). Само здание мечети не сохранилось, однако минарет возвышается на развалинах города до сих пор.

В столице Отрарского оазиса – Кедере – была построена соборная мечеть, в которой мог вести проповеди учитель Ходжи Ахмета Ясауи Арслан Баб. В XI–XII веках на некрополях появляются монументальные мемориальные сооружения. Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев открыта на Буранин­ском городище, что в Семиречье. Два мавзолея сохранились вблизи села Головачевка (ныне село Айша-биби под Таразом). Один из них – Бабаджи-хатун, второй – Айша-биби. Они характеризуются богатым оформлением плоскостей стен с использованием неполивных изразцов с растительным и геометрическим орнаментом.

Торговые дороги, которые шли из Европы в Азию и в обратном направлении, пересекали средневековый Казахстан. Они проходили через степи, переваливали через горы, спускались в плодородные долины. Шелковый путь, оставаясь главной торговой артерией, был для многих стран и народов одновременно дорогой сотрудничества, взаимопроникновения и обогащения разных культур. Толерантность, сближение религий и культур были характерны для городов Южного Казахстана и Жетысу. Оседлые горожане и кочевые племена смогли понять друг друга и создать самобытную культуру.

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
Актау станет международным курортом
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Полевые работы в интерьере проблем
Где можно будет увидеть военный парад 7 мая
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Всегда на линии огня
На острие волны – соломенные тюки
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
Промышленные роботы ускорят автосборку
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
Не прошедшие модернизацию рынки Алматы будут закрыты с 2026 года
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Полководец. Писатель. Патриот
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика
Потребителей приучат к бережливости
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»

Читайте также

В Комитете госдоходов подвели итоги запуска таможенной инфо…
Казахстан – Вьетнам: новая веха в истории отношений
В ЗКО с начала года от укусов бродячих собак пострадало 376…
На страже независимости, мира и территориальной целостности…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]