Где пятнадцать прорывных проектов?

775
Лаура Тусупбекова

Сенаторы требуют от Правительства озвучить ход проводимой работы по формированию перечня 15 прорывных проектов. Поручение об этом дал Глава государства в своем Послании. Пока, несмотря на актуальность поставленной задачи, такая информация не была представлена. Учитывая это, спикер Сената Маулен Ашимбаев подчеркнул, что ответить на этот запрос членам Кабмина придется не в письменном виде, как обычно, а на отдельном заседании Сената.

фото пресс-службы Сената Парламента РК

Сенатор Суиндик Алдашев напомнил, что эти 15 проектов должны стать основой формирования прочного промышленного каркаса. Для того чтобы понять, какие это будут проекты и что может помешать их разработке и реализации, сенаторы встретились с представителями министерств промышленности и строительства, энергетики, транспорта, акционерных обществ «НК «Қазақстан темір жолы» и «Управляющая компания СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», а также ТОО «Samruk-Kazyna Ondeu». Проведенная работа позволит определить три блока проблемных вопросов по реализации прорывных проектов.

Первая проблема из области базовых – это обеспечение сырь­ем и ресурсами, доступность инфраструктуры, потенциальные площадки для реализации проектов. Данный блок проблем является основополагающим, так как от их решения напрямую зависит старт реализации проектов.

– В первую очередь открытым остается вопрос насыщения предприятий сырьем в достаточном объеме и по адекватным ценам, а также обеспечения их необходимыми ресурсами. Требуется совершенствование нормативной базы. Не секрет, что на сегодня в отечественном производстве по-прежнему доминируют переработанное импортное сырье и комплектующие. Действующий Закон «О промышленной политике» не обеспечивает исполнение поручения Главы государства по насыщению сырьем казахстанских товаропроизводителей, – констатировал сенатор.

Сдерживающим фактором в реализации крупных проектов также остается нарастающий дефицит ресурсной базы – газа, электрической и тепловой энергии. Актуальным является вопрос готовности потенциальных площадок для реализации проектов. В частности, это касается специальных экономических зон, созданных в целях ускоренного развития конкурентоспособных производств.

Сегодня лишь в трех из 13 СЭЗ почти завершены инфраструктурные работы. В целом же на обеспечение необходимой инфраструктурой СЭЗ требуется более 378 млрд тенге, а ежегодно выделяется около 3,6 млрд тенге, то есть менее одного процента от имеющейся потребности. Кроме того, управляющие компании СЭЗ по ряду причин не могут в полной мере выполнять свои функциональные обязанности.

Следующий блок вопросов – это реализационные проблемы, включающие в себя применение передовых технологий, определение источников финансирования и операторов проектов, совершенствование нормативов строительства, вопросы промышленной безопасности и возможности применения EPC-контракта, подготовку квалифицированных кадров, соз­дание кластеров и развитие дальнейших переделов.

И третий блок – так называемые маркетинговые проблемы, к которым относятся определение потребности продукции для экономики Казахстана, транспортировка и реализация продукции на экспорт, а также на внутренний рынок с использованием офтейк-контрактов.

Учитывая все эти вопросы, сенаторы считают критически важным уже сегодня определить, каким образом будут минимизированы вышеуказанные базовые, реализационные и маркетинговые проблемы в ходе планирования и реализации проектов.

– Просим озвучить ход проводимой работы по формированию перечня 15 прорывных проектов и определению отраслей экономики, где они будут реализованы. Поскольку до сегодняшнего дня такая информация не была представлена. Хочу отметить, что поводом для нашего депутатского запроса послужил не только анализ текущей ситуации, но и наличие конкретных примеров по реализации крупных проектов, в ходе которых проявились многие из обозначенных проб­лем. Кроме того, следует учесть, что сегодня остро стоит вопрос транспортировки готовой продукции. КТЖ не обеспечивает потребности экономики в перевозках. Это связано с низкой пропускной способностью магистральной сети, нехваткой подвижного состава и локомотивной тяги. Все указанные проблемные вопросы и риски должны быть учтены при планировании, реализации и эксплуатации значимых для экономики Казахстана проектов. Поэтому у сенаторов резонно возникает вопрос: готово ли Правительство к реальной реализации 15 прорывных проектов? – задался вопросом депутат Алдашев.

Спикер Сената Маулен Ашимбаев озабоченность коллеги разделил и добавил, что ответ на данный депутатский запрос будет дан не в традиционной письменной форме, а устно на заседании палаты из уст уполномоченных органов с приглашением министров, экспертов, участников всей цепочки по созданию и реализации этих проектов.

Рассмотрев повестку заседания, сенаторы ратифицировали Соглашение между Казахстаном и Всемирной организацией здраво­охранения об организации в Астане 73-й сессии Европейского регионального комитета Всемирной организации здравоохранения. Комментируя закон, Маулен Ашимбаев­ подчеркнул, что Всемирная организация здраво­охранения является важным международным институтом, а одобренный закон способствует укреплению сотрудничества между Казахстаном и данной организацией.

– Надеемся, что решения, принятые на сессии Европейского регионального комитета, окажут положительное влияние на развитие отечественной системы здравоохранения, – подчеркнул Маулен Ашимбаев.

Не обошли сенаторы и трагедию на шахте им. Костенко, почтив минутой молчания память погибших 46 шахтеров. Сенатор Сергей Ершов, озвучивая на пленарном заседании депутатский запрос, поднял вопрос уголовной ответственности виновных в случившейся трагедии. Он подчеркнул, что с момента приватизации компанией «АрселорМиттал» Карагандинского комбината на ее шахтах произошло свыше 40 аварий.

– За 28 лет контракта на недропользование компанией «АрселорМиттал» должным образом не проводилась работа по заблаговременной дегазации угольных пластов, что является основной причиной подобных трагедий. По-прежнему используется оборудование, произведенное еще в 70–80-х годах прошлого столетия, при нормативе эксплуатации в 14 лет. А ведь изношенное оборудование – это потенциальная угроза жизни и здоровью самих работников. Сегодня многие собственники промышленных предприятий, желая сэкономить деньги на замене оборудования, ограничиваются проведением экспертизы промышленной безо­пасности. В этой связи для объективности оценки безопас­ности опасных производственных объектов необходимо наделить уполномоченный орган в области промышленной безопас­ности функ­цией по согласованию Сводного плана обновления и техничес­кого перевооружения опасных производственных объектов, а также закрепить обязанность предприятий по своевременному его исполнению, – отметил депутат.

Сергей Ершов считает, что существующая система производственного контроля в области промышленной безопасности малоэффективна, так как осуществляется она на предприятиях должностными лицами службы производственного контроля.

– Опыт показывает, что зачастую данные лица работают формально, выявляемые ими нарушения не воспринимаются всерьез и не устраняются, так как эти должностные лица не являются сотрудниками отдельной службы производственного контроля, а входят в состав других служб предприятия. В связи с этим необходимо закрепить обязанность предприятий по созданию отдельной службы производственного контроля с прямым ее подчинением первому руководителю организации, – сказал сенатор.

Актуальным остается и вопрос нахождения в частных руках спасательных служб. Сенатор Ершов отметил, что, к сожалению, приватизация республиканского государственного предприятия «Профессиональная военизированная аварийно-спасательная служба» не дала эффекта.

– Существующая практика показывает, что сегодня необходим более жесткий контроль со стороны государства в отношении источников повышенной опасности. Виновные лица при аналогичных трагедиях не должны отделываться мягкими видами наказаний. Нормы уголовного законодательства должны стать одним из эффективных инструментов обеспечения промышленной безопаснос­ти, – заключил сенатор.

Популярное

Все
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Когда чудеса становятся реальностью
Январская клубника
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Жить в селе становится комфортнее
Цены на лекарства снизятся
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Почему не реконструируют заставы?
Встреча с руководителями фракций
Армия должна быть безопасной
Нужно жить сегодня!
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
Таинственная музыка природы
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
Чтобы помнили
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
«Дерево растет только на одном месте»
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Определены самые популярные у туристов регионы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Велосипедную инфраструктуру начнут развивать в Костанае
Чтобы помнили
Встреча с руководителями фракций
Почему не реконструируют заставы?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]