
В столичном киноклубе P.S. крутили редкое архивное кино об освоении Арктики и истории Северного морского пути. Организаторы просмотра – Представительство Россотудничества в Казахстане и сайт о кино Vosmerka.
Неделя арктического кино ‒ это часть проекта «Неизвестные герои Севера», реализуемого российской студией «Позитив-фильм». Ее художественный руководитель – известный кинорежиссер, сценарист и педагог, народная артистка России Алла Сурикова. В Казахстане Неделя арктического кино прошла впервые.
Были показаны уникальные документальные фильмы первой половины ХХ века, которые до недавнего времени были недоступны широкому зрителю и если использовались, то только фрагментарно. Все они были специально оцифрованы.
– Абсолютная жемчужина программы – картина «Подвиг во льдах», созданная в 1929 году, – отмечает модератор показов, кинокритик Александра Поршнева. – Это первая совместная режиссерская работа знаменитых братьев Васильевых, подаривших мировому кинематографу «Чапаева». Фильм сочетает экспериментальность советского авангарда, где легко обнаруживаются «приветы» Эйзенштейну и Гриффиту, «стальная» драматургия, мастерский компилятивный подход и авторский метод Васильевых – «кривая эмоционального воздействия». Полнометражная документальная лента смотрится увлекательно: зритель не только фиксирует строгие факты, но и сопереживает происходящему.
Другая лента – «Экспедиция Георгия Седова» оператора и режиссера Николая Пинегина, созданная на основе уникальных хроникальных материалов, снятых им во время экспедиции 1912–1914 годов. Также вниманию зрителей были представлены «Подвиг во льдах», «Папанинцы» (режиссер Я. Посельский, 1938) и «376 дней на дрейфующей льдине» (М. Славинская, 1954).
Специальным гостем Недели арктического кино стал известный казахстанский кинорежиссер и педагог Ануар Райбаев. Он был учеником оператора Александра Кочеткова, который принимал участие в экспедиции дрейфующей станции «Северный полюс-2».
– Я благодарен ребятам «Восьмерки» за необычную возможность вот так – через экран, через время и расстояние – вновь встретиться со своим вгиковским мастером. Смотрю его фильм и вновь ощущаю ту невероятную важность работы хроникера, о которой нам так много рассказывал Александр Степанович. Такие показы важны, поскольку дают нам понимание быстротечности времени, которое непременно должно быть поймано в объективы вдумчивых и дальновидных кинематографистов, понимающих ценность настоящего момента для будущих поколений. Современным документалистам непременно нужно учиться этому у старшего поколения, чтобы важные события нашей с вами современности были бережно зафиксированы и сохранены, ‒ отметил Ануар Райбаев во время обсуждения фильма.
Еще два фильма ‒ «Ледяные облака» и «Белое безмолвие», созданные Борисом Дворкиным, были показаны онлайн.
– Подобные ретроспективы интересны тем, что позволяют на примере выбранной темы проследить развитие творческой авторской мысли, понаблюдать за общественными, культурными и даже политическими тенденциями, находящими отражение в фильмах, – рассказал главный редактор сайта Vosmerka, кинообозреватель Евгений Лумпов. – С другой стороны, всякий тематический показ позволяет мониторить зрительский интерес. В столице нашлось немало ценителей архивного кино, и лекции, сопровождавшие каждый показ, неизменно завершались оживленными дискуссиями.