Изменение концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР предусмотрены в 53-м шаге Плана нации.
О том, как идет реформирование, каким образом взаимоотношения с Организацией экономического сотрудничества и развития влияют на конкурентную политику Казахстана, рассказывает нашей газете руководитель управления экономической интеграции Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК Раушан Кумекбаева.
– Раушан Жуматаевна, как вы считаете, чем была продиктована необходимость внесений изменений в концепцию работы антимонопольной службы страны, о каких стандартах соответствия ОЭСР идет речь?
– Начну с того, что развитие сотрудничества с ОЭСР и ее членами стало неотъемлемым элементом конкурентной политики Казахстана, направленной на стимулирование экономического роста, занятости и инноваций. Отношения с организацией дают возможности заимствования передового опыта и внедрения лучших конкурентных практик, усиления интеграции с наиболее развитыми странами мира.
Наша республика, стремясь к совершенствованию законодательства в области защиты конкуренции, заинтересована в обмене знаниями и опытом. Поставленная Главой государства задача по изменению концепции работы антимонопольной службы послужила толчком к углублению взаимодействия с ОЭСР.
Необходимо подчеркнуть, что Правительство Казахстана приняло целый ряд мер, направленных на повышение эффективности конкуренции. Одной из них стало проведение в 2015–2016 годах Обзора конкурентного законодательства и политики республики. Результатом совместной работы стали важные изменения и дополнения в национальное законодательство страны.
Ну а подтверждением достижений в данной области стало вступление Казахстана в июне 2016 года в Комитет по конкуренции ОЭСР в качестве участника.
– Это каким-то образом отразилось на конкурентоспособности бизнеса и росте экономического развития республики?
– Следует отметить, что Казахстан стал первой страной в Центральной Азии, вошедшей в Комитет ОЭСР по конкуренции. Что это нам дает? Хотя бы то, что мы получаем неограниченный доступ к имеющимся колоссальным исследовательским и аналитическим материалам организации, которые позволят избежать возможных ошибок и ускорить процесс реформирования системы антимонопольного регулирования. Более того, членство в ОЭСР служит своего рода «рейтинговым показателем» как для международных организаций, занимающихся распределением финансовых средств, так и для частных кредитных организаций и инвесторов.
Как членство, так и оценки ОЭСР могут непосредственно повлиять на суверенные рейтинги страны, а значит, и на повышение инвестиционной привлекательности.
Новшества, внесенные в антимонопольное законодательство в рамках его приведения в соответствие со стандартами ОЭСР, направлены на упрощение работы бизнеса, его развитие и адаптацию в условиях интеграции. Новые положения содержат в себе огромный потенциал для развития и нацелены на поддержку предпринимательства. В целом вхождение нашей республики в данную структуру, несомненно, повысит политический авторитет и репутацию страны как государства, приверженного принципам открытой экономики и демократии.
– Какие изменения в антимонопольной сфере произошли в нашей стране за последнее время? Какие ожидаются результаты?
– Работа по совершенствованию законодательства Казахстана в области защиты конкуренции проводилась в два этапа.
На первом, базовом этапе, значительные изменения претерпело антимонопольное законодательство Казахстана на базе Обзора ОЭСР. Принят Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, в который имплементированы нормы Закона «О конкуренции». Внесены изменения и дополнения в иные законодательные акты по вопросам конкуренции.
Создана согласительная комиссия при антимонопольном органе – организовать ее как раз и рекомендовала ОЭСР. Теперь, прежде чем вынести решение о возможном наказании, здесь проведенное расследование открыто обсуждается. При этом объект расследования имеет право обратиться в антимонопольный орган и ознакомиться с итогами дела, изложить свои выводы о согласии/несогласии.
Кроме того, участие в комиссии представителей бизнеса, НПП, независимых экспертов, привлекаемых в том числе самим субъектом рынка, обеспечивает максимальную публичность и объективность процесса разрешения споров. В целом с прошлого года проведено 22 заседания согласительной комиссии.
К числу важных изменений следует отнести внедрение института уведомления, работающего по принципу «лучше профилактика, чем наказание». Если субъект рынка нарушает антимонопольное законодательство, его вначале об этом уведомляют и дают 10 дней на устранение нарушений. Если же в течение года он вновь нарушает закон, то в отношении нарушителя уже проводится расследование. На 1 августа 2017 года комитетом и территориальными департаментами вынесено 71 уведомление.
Изменения коснулись и методики проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, они также приведены в соответствие с подходами и методиками, применяемыми в передовой антимонопольной практике стран ОЭСР.
Антимонопольный орган теперь наделен и полномочием вносить предписания отраслевым государственным органам о необходимости обеспечения (развития) конкуренции. Также введен институт предварительного рассмотрения проекта соглашения субъектов рынка.
Второй этап, запущенный в 2016 году, носит более детализированный характер. В ходе его осуществления внесены поправки в законодательство, направленные на усиление антимонопольного органа, регламентацию его статуса и порядка работы. Были также доработаны отдельные нормы законодательства опять же в соответствии с рекомендациями, отраженными в Обзоре ОЭСР.
Важным изменением стала отмена изъятий в отношении исключительных прав на интеллектуальную собственность, если соглашения носят антиконкурентный характер и могут создавать угрозу для конкуренции. Введен институт антимонопольного комплаенса, то есть бизнес совместно с антимонопольным органом смогут вырабатывать принципы и правила поведения на товарных рынках и корпоративные риски совершения правонарушений.
Увеличены сроки проведения расследований нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции с двух до трех месяцев, что позволит достигать значимых результатов по сложным делам в отношении картелей-монополистов.
– Эти слова и словосочетания – картель, картельный сговор – звучат сегодня нередко. Населению предлагают активно участвовать в выявлении подобных сообществ. Можете ли привести конкретные случаи такого общественно опасного вида нарушения, и какое наказание предусмотрено за него?
– В текущем году выявлен крупный картельный сговор на рынке хранения и транспортировки лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Антимонопольным органом установлено, что в СК «Фармация» при закупе услуг хранения и транспортировки лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи ТОО «СТОФАРМ», ТОО «КФК «МЕДСЕРВИС ПЛЮС» и ТОО «ФК «Ромат» заключили предварительное соглашение об участии одного из представителей картеля в закупках и последующем равном распределении полученного объема среди участников соглашения.
Судом ТОО «Казахская фармацевтическая компания «МЕДСЕРВИС ПЛЮС» и ТОО «ФК «Ромат» признаны виновными и оштрафованы. Общая сумма штрафных санкций (административный штраф и монопольный доход) по трем компаниям составила порядка 500 миллионов тенге. Решения вступили в законную силу. На 18 июля 2017 года ТОО «СТОФАРМ» уплатило в бюджет государства доход, полученный в результате монополистической деятельности, в размере 2 366 766 тенге.
– Какие еще инструменты могут повлиять на решение задач реформирования отрасли?
– С 1 января 2017 года на смену ценовому регулированию пришли инструменты регулирования антимонопольного. Они хотя и относятся к достаточно мягким, но в то же время обладают более жесткими последствиями. В первую очередь речь идет о финансовых мерах, поскольку система штрафов за нарушения антимонопольного законодательства предусматривает, помимо изъятия монопольного дохода как незаконно полученного, оборотный штраф в размере 10%.
Кроме того, новым Предпринимательским кодексом предусмотрено право введения госрегулирования цен как на товарном рынке, так и для отдельного субъекта на срок не более 180 календарных дней в течение одного года при нарушении законов рынка и правил конкуренции.
Внедрение реформ в рамках 53-го шага Плана нации позволило снизить административную нагрузку на субъекты рынка, уменьшить траты их финансовых и трудовых ресурсов. Повышению эффективности работы антимонопольного органа способствует перераспределение его ресурсов с контроля над регулируемыми рынками и ведением реестра на выявление и пресечение тяжких нарушений против конкуренции. Таких, как, например, ценовые картели, о которых говорилось выше. Ожидается снижение нагрузки на судебную систему через предоставление возможности сторонам расследований предоставлять свои доводы в рамках согласительной комиссии при антимонопольном органе.
Заметным результатом законопроектных работ стало то, что на сегодня сформирована эффективная институциональная среда, включая инструменты регулирования, открытые площадки обсуждения проблемных вопросов и разрешения споров с участием общественных организаций, бизнес-сообществ. Активную позицию в ходе реформирования системы продолжают занимать правление антимонопольного органа, согласительная комиссия, Совет по защите конкурентоспособности Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», кафедра антимонопольного законодательства при Евразийском национальном университете имени Льва Гумилева, многочисленные ассоциации и специализированные юридические фирмы.