Казахстанский бизнес несет убытки из-за простоя транспорта на границе с Китаем

4811
Галина Вологодская
Бизнес Восточного Казахстана несет убытки в связи с простоем транспорта на границе с Китаем, передает Kazpravda.kz.   

Все дорожает

Ситуация с грузоперевозками оказалась в центре внимания региональной палаты предпринимателей. В результате приостановленного Китаем дорожного сообщения на станции Алашанькоу сроки ожидания пересечения границы растянулись для казах­станских импортеров до 2–3 месяцев. Бизнес терпит убытки, цены на товары растут, инфляция разогревается…

Как отметил заместитель директора по экономическим воп­росам палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской облас­ти Аскар Жакупбаев, экспорт-импорт на границе с КНР испытывает перебои на протяжении почти 2 лет.

Ограничения для Казахстана затрагивают как железнодорожный, так и автомобильный транспорт. Срываются контракты, растут расходы на экспедиторские услуги. Соответственно, дорожает все, что ввозится из Поднебесной, – одежда, обувь, бытовая техника, текстиль и другие товары. Как сообщил замдиректора, на сегодня речь идет о росте цен на 40%.

По данным палаты, если до 2020 года по железной дороге из КНР в Казахстан ежемесячно отправлялось по 4 состава из 75 вагонов каждый, то теперь их число сократилось вчетверо. То есть уходит один состав. Кроме того, Китай, как и страны Евросоюза, отдает предпочтение контейнерным перевозкам, когда контейнеры с грузом помещают на специальные платформы.

В среднем через китайскую границу в Казахстан ежемесячно поступает 4 тыс. контейнеров на сумму около 300 млн долларов. При этом платформ в республике всего около 200…

Сложности возникли также и в сфере автомобильных перевозок. На фоне пандемии китайская сторона ввела требование по использованию металлических клетей, чтобы свести к минимуму прямые контакты между людьми. Груз помещают в клеть, с помощью крана ее устанавливают на автоплатформу и точно так же сгружают. При этом на изготовление металлической конструкции нужно время, ее вес снижает допустимый вес партии.

Когда же товар доставлен, клеть зачастую отправляется в металлолом.

На ручном «тормозе»

– В чем издержки? – переспрашивает заместитель директора по экономическим вопросам и поясняет: – Если груз не отправлен, его помещают на хранение, которое обходится предпринимателю в лишних 200–300 долларов.

На границе в районе Алашанькоу стоят сотни грузовиков, которые должны въехать в Казахстан, но китайская сторона отказывается открыть переезд. Объясняется это решение карантином, загруженностью портов и железнодорожных станций, нехваткой свободных платформ для контейнеров. В то же время Китай использует Казахстан как транзитный коридор, поставки грузов в Европу через нашу республику идут без перебоев.

В палате предпринимателей Восточно-Казахстанской облас­ти привели такие данные: в 2020 году транзитом через Казахстан выполнено 12 406 рейсов в Европу, за 7 месяцев 2021 года через Алашанькоу прошел 3 651 поезд, рост поставок из СУАР в Европу составил 35%. Сегодня только в Дуйсбург (ФРГ) из Китая ежедневно прибывают 4 поезда.

С одной стороны, такая статистика говорит о плюсах для нашей экономики – бюджет получает деньги за транзит. С другой – пробуксовка с поставками продукции из КНР крепко бьет по казахстанским компаниям. Например, Усть-Каменогорский конденсаторный завод с 17 июня не может получить со склада временного хранения «Хоргос» необходимые комплектующие. Соответственно, у предприятия срываются поставки его продукции по заключенным договорам, оно попадает под штрафы и пени, несет огромные убытки.



– Мы выступаем в качестве экс­портного коридора, но к себе не можем вывезти товар, – возмутился Аскар Жакупбаев. – Похожая ситуация с грузоперевозками из Казахстана в Китай. Образно говоря, граница стоит на ручном «тормозе». Причем на экспорт жмыха, шрота, подсолнечника, подсолнечного мас­ла и другой продукции у нас ввели квоты. Эти ограничения создали угрозу, что контракты, ранее заключенные нашими экспортерами, могут быть сорваны. Может пострадать деловой имидж республики. Партнеры скажут: «А зачем нам с казахстанцами дело иметь?» Найдут других поставщиков.

Понятно, что перед Правительством стоит задача накормить свою страну. Но если отечественные компании вышли на китайский рынок, там следует закрепиться. В прошлом году запретили экспорт подсолнечника, и восточный сосед тут же нашел других поставщиков. А у нас 12 тысяч поездов по 50 вагонов в тупиках стояли. Бизнес нес чудовищные потери. Позиция палаты предпринимателей Восточного Казахстана такая: нельзя закрывать границу ни в направлении Китая, ни в направлении других стран.

Свои предложения бизнес-сообщество востока страны направило в столицу. Оно рассчитывает на здравомыслие министерств и ведомств. Вместо запретов можно, например, ввести экспортные пошлины. Во всем мире данный механизм позволяет сократить отток стратегической продукции и пополнить бюджет. В свою очередь дополнительный доход можно направить на развитие сельского хозяйства, на субсидирование отрасли переработки.

В соседней России не первый год действует пошлина в размере 30 долларов за каждую тонну экс­порта сельскохозяйственной продукции. В ряде регионов крестья­нам, сдающим те же семечки на переработку местным предприятиям, выдают «пряник» – субсидии.

В целом, по мнению областной палаты предпринимателей, республике необходима четкая стратегия по отношению к поставщикам и переработчикам сельскохозяйственного сырья. Стратегия, основанная на рыночных механизмах.

– Мы поддерживаем весь бизнес, – резюмировал замдиректора областной палаты предпринимателей. – И тех, кто занимается сырьем, и тех, кто его перерабатывает, и экспортеров, и импортеров, и трейдеров. У нас есть компании, которые закупают по контрактам в России 10 тысяч тонн подсолнечника, привозят и дальше поставляют в Китай. Зачем для них устанавливать барьеры в виде квот? Тем более это продукция не наша, это реэкспорт. Предприниматель, закупивший партию, например, семечек, заплатил все налоги и пошлины, пополнил бюджет. И только потом отправил груз на экспорт. У него есть логисты, он создал рабочие места. Вообще, трейдер – это тот человек, который «мосты наводит». Эти люди являются знатоками рынка, играют важную роль в торговле. Главное – они создают деловой имидж нашей страны. С ними недопустима такая политика, что поползли цены на растительное масло – все, вводим запреты или квоты. Мы ждем от Правительства выверенных действий!

Популярное

Все
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Новый формат срочной военной службы SARBAZ+ запускают в Казахстане
Нацбанк начал валютные интервенции
Сносят ветхие и восстанавливают старые дома
«Он сам — музыка»: Димаш спел без оркестра и покорил зал акапелла
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Дженнифер Лопес в Астане: что важно знать перед концертом
Четыре медали принесли казахстанцы с самой престижной биологической олимпиады мира
В турецкой провинции Ширнак зафиксирована рекордная жара
Предприниматели в Шымкенте завышали цены на мясо
Порядка 3 млн специалистов потребуется Казахстану в среднесрочной перспективе
В МВД предупредили о новой схеме мошенничества при бронировании жилья
Более 24 миллионов тенге возвратили жителям области Абай за некачественные товары
Глава государства прибыл с официальным визитом в Турцию
Асу Алмабаев выиграл пятый бой в UFC
Мощные лесные пожары охватили турецкую Бурсу
Более 18 млрд тенге алиментов взыскали судебные исполнители за полгода
Пять медалей завоевал Казахстан на Международной олимпиаде по физике
Поиски пропавшего вертолета продолжаются круглосуточно - Минобороны
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Назначен директор новой Службы КНБ
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Сильные дожди накроют Казахстан
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело

Читайте также

Как будут облагать налогом дорогие авто и квартиры в Казахс…
Дополнительные тарифы США прокомментировали в Минторговли
Предварительную оценку роста ВВП пересмотрели в сторону пов…
Рост ВВП в 2024 году составил 5%

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]