
Дефицит горючего образовался в конце прошлой недели. В минувшую субботу по пути из Шымкента в Туркестан пришлось полчаса стоять в очереди, чтобы залить в бак солярку.
В начале текущей недели ситуация заметно обострилась. Дизельное топливо, несмотря на увеличившуюся стоимость, стало исчезать на разных автозаправочных станциях.
Кое-где появились объявления о том, что «дизель» отпускают только по талонам. У тех же водителей, кто ими не располагает, выбора не оказалось. Все, что им остается, так это ездить по городу в поисках АЗС, где запас еще не исчерпан. Но таких заправочных станций становится все меньше, да и в очереди стоять не все могут.
– С начала недели на маршруты не выходит порядка 60% автобусов, работающих на солярке, – утверждает председатель ассоциации пассажироперевозчиков Шымкента Дархан Каюпов. – А таких у нас одна тысяча. Водители пытаются найти топливо, всякими правдами и неправдами заправиться. Какой-то всеобщий психоз царит. Ну неужели нельзя было запасти топливо, останавливая завод на плановый ремонт?
Водители связывают дефицит топлива и, как следствие, его подорожание с тем, что местный нефтеперерабатывающий завод останавливался почти на месяц на ремонт. В понедельник ситуацию прокомментировал и. о. директора департамента транспортировки и переработки нефти Минэнерго Талгат Курманбаев, сообщив, что с 16 июня на предприятии возобновлен выпуск дизтоплива. И заверил: среднесуточное производство составляет 5,6 тыс. тонн, что полностью покрывает текущую потребность региона.
Чиновник признал, что были вопросы по своевременной отгрузке ГСМ железнодорожным транспортом, сейчас совместно с АО «НК «КТЖ» данные вопросы решаются.
Талгат Курманбаев заверил, что все НПЗ работают в штатном режиме с ежесуточным производством и отгрузкой нефтепродуктов на внутренний рынок, причем в целом по стране по состоянию на 21 июня запасы нефтепродуктов находятся на комфортном уровне.
Вот только ситуация на АЗС юга никак не вписывается в столь радужную картину. Да, водители автобусов, не заправившие бак, просто не вышли на маршрут. А что делать водителям большегрузов? В их кузовах находится скоропортящийся груз, задержка с доставкой которого грозит порчей и миллионными убытками.
На юге сейчас уже собирают арбузы и дыни, созрели ранние фрукты и ягоды. Все это надо доставить потребителю на север страны, на экспорт в Россию и даже в европейские страны.
В убытке от такой ситуации и крупные транспортные компании, вынужденные временно прекратить перевозку грузов, поставив фуры на прикол.
– 36 машин стоят у нас уже загруженные, но не рискуем отправляться в дорогу, – прокомментировал ситуацию учредитель крупной транспортной компании DALA-trans Болатбек Нажметдинұлы. – Солярка есть только у монополистов, что наводит на мысль о намеренно созданном дефиците. Похоже, топливо есть, но его не отпускают мелким АЗС, не входящим в крупные сети. Когда есть дефицит, недобросовестные предприниматели поднимают цену.
Между тем в Жетысайском районе побит рекорд. Там на АЗС стоимость литра дизтоплива достигла 300 тенге. Потом, правда, упала до 250 тенге, но от этого никому не легче. От такой свистопляски с обеспечением топливом и ценами на него в итоге снова пострадают потребители, ведь неизбежно поднимется стоимость продуктов питания.
Дальнобойщик Ринат Фарфизидинов везет из Жетысая дыни. Говорит: увидев на АЗС, что литр горючего стоит 250 тенге, решил дотянуть до Шымкента, надеясь заправиться там по нормальной цене. В итоге в очереди стоит 12 часов, и сколько придется еще томиться ожиданием – непонятно.
Да и все, на что он может рассчитывать, это 100–150 литров солярки. Больше в одни руки, то есть в один бак, не наливают. А это значит, что через какое-то время снова придется решать вопрос заправки.
Перебой с поставками нефтепродуктов в южных регионах будет устранен в ближайшее время, заверил вчера в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций вице-министр энергетики Асет Магауов. Он подчеркнул, что сейчас совместно с АО «НК «КТЖ» ускоряется приоритетная отгрузка на южные регионы.
– Министерство обеспечивает координацию в сфере производства нефтепродуктов, – сказал Асет Магауов. – В данный момент для минимизации сбоев ведомством ведется работа по обеспечению доставки топлива в южные регионы в ручном режиме. Ситуация нормализуется в ближайшее время.
Проблемные вопросы обеспечения рынка ГСМ обсудили вчера и на площадке палаты предпринимателей Туркестанской области.
Руководитель ПП Мади Ибадуллаев отметил, что дефицит горюче-смазочных материалов, который наблюдается в регионе с 13 июня, негативно сказался на уборочных работах и экспорте плодоовощной продукции. Возникла реальная угроза порчи продовольственных товаров.
К изучению положения дел с дефицитом топлива и ростом цен приступили сотрудники департамента Агентства РК по защите и развитию конкуренции по Туркестанской области. По словам руководителя ведомства Алиби Турысбаева, крупные перевозчики объяснили рост цен высокой стоимостью транспортировки топлива из других регионов. Он пообещал, что департамент проведет аналитическую работу и примет меры в случае нарушений.