Компьютер – это почти человек. Единственное серьезное различие – ему не свойственно сваливать свои ошибки на другой компьютер.
⁄⁄Это_не_я.Оно_само@user.world
В самом деле, наша цифровая реальность наглядно помогает нам убедиться в простой истине: если и возникают сбои в работе гаджетов и других устройств современности, то, как правило, виной тому человеческий фактор.
Вот, скажем, частенько многие жалуются, что у них медленно работает компьютер или смартфон. Неужели менять нужно, ведь недавно приобрели. И что там себе производители думают, только деньги делают на доверчивых покупателях, выпуская каждый месяц новинки.
А дело совсем не в «хитрых» руководителях производящих компаний, они как раз наоборот, не жалея живота своего, трудятся для улучшения нашей с вами жизни, изобретая, улучшая и оптимизируя.
Будем честны перед самим собой: в 99% случаев неадекватная ожиданиям работа цифрового устройства – это вина его пользователя. Ведь не в чести у нас (не то что у педантов-европейцев, к примеру) изучать инструкцию перед использованием.
Не везде она есть, скажут некоторые. Допустим. Но никто не отменял волшебное свойство браузеров использовать в своих недрах поисковые системы. Благо их нынче достаточно. И нужно всего лишь вбить в строчку поиска необходимый запрос. Даже не требуется долго и красиво формулировать название устройства, с которым возникла проблема. Хватит и наброска в виде элементарного вопроса, типа «как установить обновление на смартфон».
Поисковик сам выдаст кучу вариантов, причем с указанием марки и других характеристик, ибо в гаджетах разных компаний функционал немного да отличается. Другое дело, когда не знаешь, где искать строку поиска… Но это уже вопрос цифровой грамотности.
Так вот, купили вы новомодный аппарат, запустили, настроили под себя и… успокоились. «А разве еще что-то нужно?» – спросит рядовой потребитель. «Еще как нужно!» – возопят работники отделов IT по всему миру, уставшие втыкать шнур «неработающего» компа в розетку и отключать залипание клавиш на «сломавшейся клавиатуре».
Как минимум нужна грамотная эксплуатация любого устройства, где больше одной кнопки. В список их базовых потребностей входят постоянная работа антивируса, периодическая чистка кэша (не того, что в кошельке), освобождение места на диске от ненужных файлов и приложений, благоприятный температурный режим, периодическое очищение от пыли и грязи и, не поверите, чистые руки. Что особенно актуально в связи с сезоном простуд и вирусных заболеваний. Все это влияет на производительность «умного аппарата».
Но как же быть с такими нужными фотографиями и видео, документами в конце концов. Скажем, если все это добро вы копите в смартфоне, скажу вам смело: ИМХО зря вы это затеяли. Человечество давно и твердо знает: все, что умещается в наших ладошках, можно легко потерять, забыть, это могут украсть, наконец.
Синхронизация с облаком – вот ответ продвинутых юзеров. Возможно, это выход. Но и здесь присутствуют подводные камни. Честно признаться, престарелый прагматик в моем лице даже с учетом некоторой цифровой продвинутости не дюже доверяет этим хранилищам. А дотошный параноик старательно сливает все необходимые и суперсекретные данные на внешний носитель (диск или флешку), подписывает его на предмет содержимого и прячет подальше от чужих глаз.
Как бы то ни было, наши гаджеты, даря массу удобств и новых впечатлений, требуют и от нас некоторых усилий. В конце концов, мы же следим за своим телом, за поступками и словами (бывают исключения, но это уже совсем другая история), так почему же не поухаживать за цифровым другом?
⁄⁄Фактор_страха@гаджет.kzЗадумывались ли вы когда-нибудь о том, почему люди боятся высоты, воды, замкнутых пространств, пауков, ответственности и т. п.? У каждого свои тараканы, но в целом сама суть страха заключается в неизвестности.
У нас синхронно трясутся коленки перед походом к стоматологу и на экзамен, зубы выстукивают марш отчаяния при риске заразиться гуляющим по планете вирусом, тело и разум цепенеют в предобморочном состоянии при встрече с разъяренным диким зверем.
У такого первобытного страха объяснение одно – мы не знаем, что нас ожидает и каковы будут последствия. Причем бывает так, что нам не понятны тревожные настроения людей. Фобии бывают разные и порой, прямо скажем, странноватые.
К примеру, есть у меня знакомый, который ненавидит возиться с мукой. Потому что она «противно трогает пальцы». Примерно те же отношения у него возникают с песком и прочими сыпучими веществами. Другой боится Луны, поэтому ближе к тому времени, как она появляется, он старается побыстрее оказаться дома, зашторивает все окна и ни при каких обстоятельствах не выползает ночью на улицу. Причем страхом темноты тут и не пахнет, а вот диск на темном небе заставляет его впадать в панику.
Это все к тому, что бояться свойственно не только живым существам. Искусственный интеллект в своих железных мозгах тоже наверняка таит тревожность, и фактором страха для него являемся мы, юзеры нерадивые.
Ведь даже собственный мозг человек не в состоянии юзать по полной, что уж говорить о цифровых наворотах. Элементарно, функции смартфона, с которым мы ходим, пардон, и в клозет, не используются человеком на 100%.
И тут в полный рост встает вопрос компьютерной и цифровой грамотности. Причем если базовыми навыками работы на ПК в той или иной степени владеет большинство казахстанцев, то навыки использования сетевых ресурсов и онлайн-площадок у некоторых отсутствуют как данность.
Таких меньшинство. А все потому, что благодаря госпрограмме «Цифровой Казахстан» предусмотрены мероприятия по повышению цифровой грамотности населения. Другими словами, у нас в стране создаются условия и возможности, которыми грешно не пользоваться. При том что реальность нынче требует от нас совершенно определенных компетенций.
К слову, прав был тот, кто сказал, что если вас проглотили, всегда есть два выхода. Вот и пандемия при всех страшных последствиях таки помогла ускорению темпов цифровизации во всем мире. Доля пользователей, юзающих ПК, смартфон, планшет или ноутбук, а также использующих стандартные программы и получающих услуги и сервисы через Интернет, увеличилась с 79,9% в 2019-м до 82% в 2020 году (данные с сайта elorda.info). Надо думать, на сегодняшний день эта цифра подросла.
В нашем государстве лучшие показатели по уровню цифровой грамотности населения демонстрируют города Нур-Султан и Алматы, а также Алматинская, Кызылординская и Костанайская области.
И как хорошо, что технологии развиваются и мы развиваемся вместе с ними. Но почему до сих пор есть люди, которых вводит в ступор сообщение банкомата о невозможности транзакции и реплика программы об ошибке данных?
Причин множество, на самом деле. От банальной лени до физической невозможности провести Интернет. А гаджет без Сети что бешбармак без мяса.
#Утята_кактус_&_пять звездБывают моменты, когда невинный вопрос ребенка вгоняет в ступор. Это вполне объяснимо: детская любознательность плюс непосредственность, помноженные на желание раскрыть тайный смысл обычных для взрослых понятий. Мы же порой не задумываемся о сути и назначении вещей, и поэтому столбенеем, услышав от чада фразу типа «А почему утята ходят гуськом?»
В данном случае хоть и с трудом, но ответ, слава Инету, можно найти. Хуже, когда умудренный годами и высшим образованием человек задает вопросы, ответы на которые, казалось бы, у нас уже давно и прочно сидят в подсознании. Ну правда, иногда кажется, что кактус, 7 лет простоявший возле монитора компьютера, умеет переустанавливать винду, а некоторые юзеряне до сих пор не в курсе, как запустить печать файла с расширением XLS.
Например, есть у меня знакомая, которая однажды озадачила вопросом: «Слушай, как мне отправить документ по почте?» Без дополнительных вводных не сразу сообразила, в чем, собственно, проблема. То ли нет Интернета, то ли документ в печатном виде, то ли почтовое отделение закрыто. Уточнила. Оказалось, что файл необходимо было отправить с рабочего стола компьютера на электронный адрес.
Дополнительная информация не принесла облегчения. Я по-прежнему не могла врубиться в суть затруднения. Пришлось представить, что учу ребенка, и поэтапно описывать алгоритм отправки электронного письма. К слову, не удивилась бы, если с подобным вопросом обратился человек 50+, в конце концов это поколение не родилось с планшетом в руках и порой даже электронного адреса не имеют. Но знакомая-то девушка молодая, продвинутая, и вдруг такой казус.
Другой пример. Ехала моя подруга поздним вечером на такси. И тут по законам американских ужастиков двигатель заглох, причем в каком-то глухом районе.
Таксист тысячекратно извинился, но от дальнейшей поездки пришлось отказаться. Машина встала на ремонт в соседнем дворе стоящего напротив дороги дома, а подруга воспользовалась приложением для вызова авто.
Кто обращался к таким, знает, что там можно не только оплатить поездку онлайн, но и с точностью до метра указать свое местоположение, не зная точного адреса. Для этого светлые головы изобрели геолокацию в смартфоне.
Что вы думаете? Такси, конечно, прибыло. Вот только не к месту ожидания, где, оглядываясь и пританцовывая от холода (на дворе был январь), стояла потенциальная пассажирка, а со стороны того самого двора, где ремонтировали его коллегу.
Увидев такую мизансцену на экране смартфона, девушка, связавшись с водителем, попыталась объяснить, что она совсем рядом, но не знает, как пройти к машине (темень на дворе, да и местность незнакомая). Водитель же начал ворчать, мол, я подъехал к указанному месту, ожидаю, не хотите идти – проблема не моя, отменяйте поездку. Посмотреть на карту в приложении и обнаружить клиента он счел ниже своего достоинства, посчитав, что достаточно приехать в район поблизости от объекта.
В общем, непонятно, к чему бы привели эти споры, но на счастье поломанное получасом ранее авто было восстановлено, а его владелец, увидев так и не уехавшую пассажирку, пригласил ее в теплый салон и довез до адреса совершенно бесплатно.
Много примеров подобной цифровой безграмотности можно привести. Причем порой люди не считают это странным или неправильным, полагая, что виноваты слишком «умные» устройства, которые бесконечно сбоят и выдают ошибки.
На цифровой безграмотности, кстати, построено мошенничество в Сети. Допустим, звонки якобы из банка с просьбой сообщить пароль к приложению или номер карты; скрины чеков об оплате, скачанные из Интернета; сайты, где только сегодня и только для вас супертовар практически даром, только введите ваши личные данные, оплатите копеечный налог и ждите курьера.
В общем, учиться, как говорится, никогда не поздно. Обидно делать это на своих ошибках, что, конечно, очень доступно, но абсолютно неприятно. Лучше воспользоваться безграничными возможностями познания цифрового мира, которые ждут нас на расстоянии вытянутой руки. Чтобы не получилось, как в анекдоте: «Я пароль набираю, а доступа не получаю. – А вы правильно его вводите? – Конечно, пять звeздочек».