Мистика и реализм

5140
Михаил Тё, Жамбылская область

В репертуаре областного русского драматического театра появился необычный спектакль «Панночка» по мистической повести Николая Гоголя «Вий», объединивший в себе романтизм и реализм, вымысел и действительность.

История, в которой мистицизм переплетается с настоящей жизнью простых людей, берет начало в народных преданиях. Артис­ты демонст­рируют вечную борьбу добра со злом, которая происходит на грани двух миров – физического и духовного. Зрители увидели смелую постановку в жанре фантасмагории по одноименной пьесе драматурга Нины Садур, которая написала свое произведение по мотивам всем известной повести. Проект реализован на сцене режиссером-постановщиком Игорем Сединым, специально приглашенным в Тараз из столичного Государственного академического русского драмтеатра им. М. Горького. Помимо выполнения основной работы он также занимался сценографией и костюмами. Помогал ему художник-постановщик Владимир Сизинцев.

– Это произведение давно было моим желанным материалом для постановки, – признался Игорь Седин. – Уже лет пять я хотел его поставить. И жамбылский театр мне дал такую возможность. Познакомившись с труппой, я твердо для себя решил, что пришло время воплотить свою задумку в жизнь именно с этими ребятами и на этой сцене.

Удивительно, но в спектакле зритель не увидит главного персонажа классического произведения Николая Гоголя, именем которого и названа повесть. Зато более подробно раскрыты другие герои. В пьесе весь акцент смещен с Вия на дочь сотника, панночку, о которой судачит весь хутор. Люди говорят, что она ведьма. Но что же думает на этот счет сама панночка, роль которой ввиду двойственного образа исполнили артистки Марина Просалович и Аяжан Несипбаева? Чего девушка хочет от Хомы Брута (Тимур Романюк), одного из учеников духовного образовательного учреждения? Можно ли познать Свет без всепожертвования? Хорошо ли на свете жить? Есть ли чудеса на Всем Белом Свете? На эти и другие вопросы должен ответить Хома Брут, причем не только для себя, но и для всех зрителей.

В остальных ролях выступают актеры Темур Ичиков (Явтух), Виктор Майнашев (Спирид), Анатолий Просалович (Дорош) и другие.

В жамбылском театре считают, что взяться за постановку такого необычного произведения, как и обозначить жанр пьесы фантасмагорией было изначально весьма смелым решением для современного режиссера. Судя по внешнему виду и внутреннему содержанию реализованной идеи спектакля, насыщенного мистикой, работы было очень много. И по мнению зрителей, Игорь Седин с помощью творчес­кого коллектива театра со своей задачей справился успешно.

– Притчевость и иносказательность в спектакле спрятаны за россыпью «вкусных» фраз, запоминающихся сцен и образов. Вместе с тем в пьесе бережно сохранен и приумножен современным драматургом Ниной Садур яркий и самобытный язык Гоголя, который сплетен с молитвами и народными заговорами. Мистической загадкой и тайной природы пронизаны каждый жест и каждое слово. В отличие от привычного сюжета писателя здесь есть некое новое повествование, что ведет к иному финалу и другой реальности, – отметила заведующая литературной частью театра Ольга Махиня.

Спектакль показывает две стороны жизни мирян: дневную – жизнь света и ночную – существование темной материи. Время, когда дневной свет радует человеческую душу, можно провести беззаботно и в праздности. Но на смену приходит темное, пугающее и неизвестное, когда не знаешь, кому отдавать эту самую свою душу. Но именно к этому странному и неосязаемому всегда тянутся человеческое любопытство и естество.

Каждый из героев произведения ищет свое счастье, пытается поймать удачу, и при этом каждый отчаянно нуждается в помощи и поддержке ближнего. В пьесе философ Хома Брут жерт­вует собой, чтобы «заткнуть дыру, из которой хлещет в божий мир мрак гнойный и мерзость смердящая».

Режиссер высоко оценил работоспособность всех, кто принимал участие в создании этого спектакля. И это касается не только артистов.

– Свет, декорации, техническая сторона спектакля непростые, к тому же не каждый театр может потянуть такое. Но мы справились, причем за короткие сроки. Чтобы спектакль получился идеаль­но чистым, на такой материал нужно отвести как минимум 60 полноценных репетиций. Мы же с ребятами справились за 38! Это на самом деле дорогого стоит, – поделился впечатлениями Игорь Седин.

Примечательно, что в «Панночку» он взял артистов разного возраста и стажа: здесь заняты и опытные профессионалы, и совсем молодые артисты, проработавшие в театре около года. Режиссеру удалось создать команду, где все работают как единый механизм и перенимают друг у друга творческие находки.

– В нашем театре нет постановки, подобной «Панночке» и в жанровом смысле, и в плане сценографии, и даже по продолжительности – спектакль идет два часа, но время пролетает незаметно, погружая зрителя в мир сверхъестественного, – сказала Ольга Махиня. – Этому способствуют в первую очередь подобранная музыка и звукоряд, а также световые эффекты, игра теней и «ожившие» декорации – зритель погружается в паранормальную Вселенную и вместе с Хомой Брутом ищет выход из лап тьмы.

Найдет ли он спасение и свет? На этот вопрос каждый ответит сам для себя, интерпретируя финальную сцену спектакля.

Популярное

Все
В работе помогает робот
От швейной машинки – к фабрике полного цикла
Возвращение к истокам
Работы известных ювелиров представлены в Атырау
Стартуют крупные агропроекты
Первые – по выпуску стали, вторые – по добыче угля
Цена молчания слишком высока
Реки готовят к паводку
Шанс вернуться домой
Сохранить город чистым и зеленым
У истоков вечной дружбы
Эффективность, доказанная на деле
На защите экосистемы
Новые горизонты машиностроения
Трезвость – еще и свобода
Улытау укрепляет деловые связи
C5 + Китай: диалог политических партий
Ветеринария – стратегический ресурс для села
Еще четыре золота!
Как обезопасить цифровую среду?
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
Не потерять доверие аудитории в эпоху ИИ
Глава Белого дома показал Президенту Казахстана, как идёт строительство бального зала
Президент дал интервью The Washington Post и The New York Times
Соглашение о стратегическом партнерстве на $2,5 млрд: какие планы у John Deere в Казахстане
Лечение обернулось тяжким вредом здоровью
Представлены приоритеты в области социальной политики
Заработал кирпичный завод
Токаев встретился с казахстанцами в Вашингтоне
На пути к технологической независимости
У школы – новоселье!
Банковская «тайна»: повышение конкуренции и упрощение доступа
Казахстан и Соглашения Авраама: Этот шаг укладывается во внешнюю политику РК — Ильгар Велизаде
Саммит C5+1: что стоит на кону для США и Центральной Азии
Токаев и Трамп провели переговоры в Белом доме
Президент Казахстана принял участие в саммите «Центральная Азия – США»
В партнерстве государства и общества
Системный диалог выходит на новый уровень
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Зафиксирован рекордный урожай
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]