Неспешные технологии успеха

4045
Сергей Наговицын

При всей заботе государства о развитии отечественного производства проблемы сектора выпуска подакцизной продукции остаются незаслуженно вытесненными из зоны общественного внимания

Фото: Kazpravda.kz / Юрий Беккер

Между тем зря! Начать с того, что в Казахстане действует не так много компаний, где могут заявить о практически полном отсутствии так называемой «текучки кадров» и где работники трудятся по 20–30 лет, а кое-кто и всю сознательную жизнь.

Не так много и производств с высоким процентом казахстанского содержания, использующих выращенное в республике сырье и финансово стимулирующих развитие нескольких направлений сельского хозяйства – плодоводства и виноградарства.

Кроме того, здесь, как и во многих высокотехнологичных отраслях, приветствуется и всячески поощряется преемственность поколений и потомственные профессии.

...Если вы оказались на заводе «Бахус» впервые, вас, скорее всего, удивит тишина и то, что, на первый взгляд, предприятие кажется безлюдным. На самом деле его огромные площади в 7,2 га в самом центре Алматы обслуживают около 300 человек. Еще примерно столько же работников исполняют свои обязанности вне стен завода.

Еще одной из особенностей здешнего производства можно назвать сочетание самого современного оборудования со старинными, если не сказать – древними технологиями, правилами и рецептами. Их секреты представители винных и коньячных домов по всему миру держат в тайне и передают из поколения в поколение.

Ну а цеха, где на заводе, носящем имя античного бога виноградарства и хмельного веселья Бахуса, бывает наиболее шумно, относятся к участкам розлива. Да и то лишь в тот момент, когда здесь уже готовой продукции придают товарный вид перед отправкой в торговые сети. Итальянское, германское, китайское оборудование представляет собой самые совершенные и высокотехнологичные на сегодняшний день решения в данной отрасли.

– Только монтаж и пусконаладка новейшей линии розлива может занимать по времени около года, – рассказывает заведующая лабораторией Динара Фаизова. – Завод использует технологию холодного бутилирования – продукция не нагревается, и напиток сохраняет свой первозданно богатый природный вкус и аромат.

При этом в цехе обеспечивается абсолютная стерильность: после каждого розлива вся линия тщательным образом промывается моющими растворами и специально для этого подготовленной водой. Каждый этап работы оборудования контролируется и проверяется специалистами.

О цехе водоподготовки следует рассказать особо. В день завод перерабатывает и использует для своих нужд около 11 тонн воды, которая применяется для очистки оборудования и даже купажа напитков. Так вот, рядом с со­временной действующей фильтрационной системой обратного осмоса, востребованной сегодня даже в космической отрасли, стоит в законсервированном виде установка по очистке воды. Ее предприятие когда-то при­обрело с демонтированной подводной лодки.

– В свое время данная установка была действительно идеальной для производственных целей завода, – сообщил инженер-технолог участка водоподготовки Дмитрий Ярына. – На ней процесс очистки воды очень интерес­ный, но сложный и трудоемкий. Кроме того, по технологии для работы установки требовалась серная кислота, а это теперь прекурсор. Как следствие, речь идет о дополнительных сложностях. Поэтому было принято решение закупить и смонтировать более технологичное оборудование. Вместе с тем и эту установку с субмарины можно в любой момент расконсервировать и запустить.

Но святая святых завода – погреба и подвалы. Здесь продукция, прежде чем попасть к потребителю, иногда созревает десятилетиями. Просто огромные емкости, холодильные установки, фильтры тончайшей очистки сырья... А изюминкой для гостей могут стать ряды дубовых бочек, где выдерживаются марочные виды крепких алкогольных напитков. Вот здесь все точно так, как 100, 200, 300 и более лет назад, за исключением современного оборудования, поддерживающего микроклимат, и строгого лабораторного конт­роля содержимого. Здесь же мы услышали и о первых проблемах, с которыми сталкиваются на предприятии.

Кстати, если на заводе «Бахус» нет, как было сказано выше, пресловутой «текучки» кадров, то кадровые проблемы, правда, иного рода, все же имеются.

– Да, у нас действительно коллектив стабильный. Я, к примеру, на заводе с 1993 года. Есть специалисты и с более продолжительным стажем, – объясняет главный технолог коньячного производства Айжан Жунусова. – Но у нас имеются серьезные трудности с поиском новых сотрудников. Сейчас элементарно технологов никак не можем найти. Один парень согласился, пришел, работает у нас. По нашей системе он должен год отработать рабочим, чтобы понять основы и самые «азы» производства. Потому что дипломированная молодежь теорию-то знает, а вот необходимой практики в вузе не получила. Только через год он сдаст аттестационный экзамен и сможет работать технологом. Мало кто выдерживает столь неспешные сроки. Прежде всего говорят: «Не хочу я быть рабочим!»

А один так и сказал: «У меня специальность – стандартизация, хочу только документами заниматься». Какими документами?
У нас же нет столько бумаг, чтобы каждый день новые разрабатывать! А своими руками попробовать, увидеть, как делается хороший продукт, не хотят. Вырастить технолога из своих рабочих – тоже не получается. Сейчас ребята с высшим образованием на рабочих специаль­ностях – редкость. А те, кто есть, уже либо в предпенсионном возрасте, либо к нему подходят.

Другой серьезной проблемой для завода «Бахус», о которой следует сказать открыто, являются существующие ограничения на рекламу отечественной алкогольной продукции и товарных знаков. Несмотря на сделанные в 2020 году для отечественных производителей послабления, создавшаяся ситуация фактически, считают заводские эксперты, идет вразрез с политикой поддержки отечественного товаропроизводителя. Более того, введенные еще 20 лет назад действующие законодательные ограничения сегодня играют на руку зарубежным экспортерам спиртного.

– На самом деле, с 2003 года мы уже привыкли обходиться без рекламы, хотя, думается, от этого больше страдает отечественный потребитель. Что касается собственно завода, то в традиционной рекламе предприятие особо и не нуждается, это факт, – подчеркивает исполнительный директор АО «Бахус» Ольга Волонихина. – Наше производство задолго до всех запретов зарекомендовало себя благодаря тому, что на заводе чтут именно искусство создания напитков по традиционной, отработанной поколениями и, отмечу особо, так как это важно, фирменной казахстанской технологии. И всегда отвечают за качество готовой продукции непосредственно перед потребителем. Шедевры нашей торговой марки на международном уровне завоевали два Гран-при, 70 золотых, 48 серебряных, 15 бронзовых и 19 специальных медалей.

В 2021 году торговая марка «Бахус» была признана общеизвестным товарным знаком и внесена в Государственный реестр товарных знаков республики, тем самым закреплен статус национального достояния страны.

По уровню вклада в имиджевую составляющую казахстанской промышленности «Бахус» не ограничивать надо, а, наоборот, оказывать ему поддержку, как и любому другому отечественному товаропроизводителю. И уж если говорить не только от имени завода, то следует упомянуть и о других проблемах отрасли.

О том, что рынок Казахстана не защищен от импортной продукции и, как следствие, наполнен в том числе дешевой продукцией сомнительного качества. О том, что из-за сложившейся ситуации виноделы не могут платить справедливую цену виноградарям, а виноградники вырубаются, потому что содержать их становится нерентабельно. О том, что система налогообложения на плодовые вина некорректна: по шкале налогов они относятся к ликеро-водочным изделиям, а должны относиться к вину.

Завод «Бахус» тоже имеет собст­венные виноградники в Алматинской области, где выращиваются сорта «мерло», «саперави», «ркацители», «пино», «каберне» и «мускат». Это позволяет контролировать качество сырья и поддерживать традиции производства.

Планы завода включают значительное расширение вино­градных плантаций. Это поз­волит предприятию не только улучшить собственную сырьевую базу, но и создать новые рабочие места, что важно для устойчивого развития экономики региона. В долгосрочной перс­пективе предприятие намерено увеличить экспорт продукции, расширить линейку товаров, а также сохранить лидерство на рынке производства натуральных напитков.

Популярное

Все
Город Алатау получит особый статус
Дональд Трамп допустил возможность визита в Казахстан
Президент выступает с ежегодным Посланием народу Казахстана
Комитет по защите прав инвесторов появится в Казахстане
Токаев высказался о строительстве второй и третьей АЭС
Казахстанцам напомнили о сроках уплаты налога на имущество
Али Алиев объявил об отставке после разгромного поражения команды от Бельгии
Леди Гага стала «Артистом года» на MTV VMA 2025
Миллионный гость посетил павильон Казахстана на EXPO 2025 в Осаке
Министерство искусственного интеллекта появится в Казахстане
Казахстан должен стать крупнейшим логистическим и транзитным хабом – Токаев
Экотропу с элементами геймификации открыли в Бурабае
Подозреваемого в крупном мошенничестве казахстанца доставили из Турции
Скрипку Эйнштейна выставили на торги
Токаев поручил Правительству обновить систему привлечения инвестиций
Токаев назвал некоторые факторы наступления нового миропорядка
Президент: «Каждый тенге, уплаченный в виде налогов, должен возвращаться в виде качественных госуслуг»
В области Жетысу 43 сельские школы подключили к Starlink
Педагогов-экспертов выберут для экспертизы учебников в Казахстане
Президент поручил внедрить индекс инвестиционной привлекательности регионов
35 школ Атырауской области остались без директоров
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Инвестор Топ-10 в экономику Казахстана
Токаев выступил на заседании Совета глав государств ШОС
Смена графика работы в Астане: что изменится
Две новые школы распахнули двери в Кызылординской области
Съемки международного музыкального проекта Димаша стартуют в Казахстане
Токаев и Сюэсян открыли в онлайн-режиме новый завод в Жамбылской области
Фильм Qaitadan стартует в казахстанском кинопрокате
Касым-Жомарт Токаев поддержал инициативу «Трансалтайский диалог»
Саммит ШОС: подписаны важные соглашения и декларации
В Тяньцзине завершился саммит ШОС
«30 добрых дел» — мечты детей сбываются в небе
Подпольный спиртзавод и майнинг: ОПГ выявили в Жамбылской области
Президент выдвинул идею создать Центр изучения водных проблем ШОС в Казахстане
Президент предложил создать офис ШОС при МФЦА
Какой будет погода в сентябре для казахстанцев
Глава государства: Казахстан поддерживает учреждение центров ШОС по борьбе с вызовами и угрозами безопасности
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Жители Шымкента не спешат платить
Модернизация на особом контроле
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
День строителя
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане

Читайте также

Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионал…
Минтранспорта проверяет асфальтобетонные заводы
Отечественного продовольствия стало больше
Овощеводство: зачем отрасли нужна глубокая переработка?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]