Права и границы
Концепция поправок представлена для публичного обсуждения на портале «Открытые нормативные правовые акты». Первый блок посвящен деятельности СМИ и реализации права граждан на доступ к информации. И поскольку право одного заканчивается там, где начинается право другого, в этих вопросах всегда приходится искать тонкую грань между свободой и вседозволенностью.
«На сегодня правоприменительная практика складывается так, что гражданин может воспользоваться правом на опровержение преимущественно в судебном порядке. Таким образом, возможность разрешения спора в досудебном порядке в достаточной мере не урегулирована. Тем самым искусственно ограничивается, с одной стороны, право гражданина на опубликование опровержения сведений, не соответствующих действительности, а с другой – право СМИ на досудебное разрешение спора», – отмечается в концепции.
Здесь же предлагается смягчить наказание для средств массовой информации за нарушения, незначительные с точки зрения информационной безопасности. К таковым можно отнести, например, нарушения требований по публикации выходных данных и предоставлению обязательного экземпляра издания уполномоченному органу. К слову, по действующему законодательству за нарушение этих требований предусмотрены меры взыскания в виде конфискации тиража и приостановления деятельности СМИ на три месяца.
Интересна часть концепции, посвященная взаимодействию СМИ с госорганами и квазигосударственным сектором. Здесь не мог остаться без внимания болезненный для журналистов вопрос общения посредством запросов, устных или письменных. Действующим законодательством эта сфера взаимоотношений не урегулирована должным образом.
«Предлагается законодательно закрепить требования к процессам предоставления информации СМИ по их устным и письменным запросам, – говорится в документе. – Для обеспечения оперативности получения необходимой информации для журналистской деятельности предлагается отменить требование об обязательном подписании запроса информации главным редактором».
При этом одна из поправок предлагает обязывать журналистов проверять информацию на достоверность и брать от лица, чья информация подлежит разглашению, собственноручное письменное разрешение на разглашение сведений из его личной жизни и персональных данных.
Что касается остальных предлагаемых изменений, то они, в частности, предлагают законодательно закрепить статус и определить компетенцию должностных лиц, ответственных за работу со СМИ и информационное сопровождение государственной политики в госорганах и квазигосударственных компаниях. В законодательство вводятся понятия «информационное сообщение» и «обязательные сообщения», которые распространяют госорганы, организации квазигосударственного сектора, национальные компании и другие носители информации, обязанные по закону обеспечивать ее доступность.
Большой блок поправок посвящен вопросам соблюдения СМИ норм безопасности. В первую очередь это касается защищаемых возрастных групп. Так, по законам нашей страны госорганы, физические и юридические лица обязаны защищать ребенка от отрицательного воздействия социальной среды, информации, пропаганды и агитации, причиняющих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Однако в СМИ все чаще можно встретить сообщения о преступлениях против несовершеннолетних, где указываются имена пострадавших и публикуются изображения. Поправки требуют пересмотреть правила для публикации таких сообщений.
Кроме того, учитывая растущее влияние Интернета на подростковую среду, предлагается предусмотреть норму о предоставлении операторами связи в образовательных учреждениях доступа к сети, адаптированного для несовершеннолетних.
Блогеры и фрилансеры Как справедливо отмечают разработчики поправок, состав СМИ и само это понятие существенно изменились за последние годы, возникла необходимость законодательного регулирования совершенно новых видов средств массовой информации. Немало вопросов оставляют интернет-ресурсы и аккаунты в социальных сетях, которые казахстанским законодательством отнесены к СМИ.
«В связи с тем, что свобода выражения мнений (взглядов и убеждений) относится к правам личности, то такое право может быть только у субъекта, личность которого определена, то есть известны его действительные имя и фамилия, – подчеркивают авторы концепции. – Возможность совершения таких действий на интернет-ресурсах, в том числе по размещению пользователями информации, оговаривается правилами пользования ресурсом (пользовательским соглашением). Такие пользовательские соглашения должны основываться на положениях законодательства».
И здесь возникает непростой вопрос. С одной стороны, Гражданским кодексом определено, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, и приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается. С другой стороны, тем же Гражданским кодексом закрепляется право на псевдоним.
«Для упорядочивания деятельности собственников интернет-ресурсов и их пользователей предлагается конкретизировать положения, однозначно трактующие возможность размещения пользователями информации от своего имени или под псевдонимом», – уточняется в концепции.
Также предлагается пересмотреть действующее в законодательстве понятие «интернет-ресурс» применительно к блогерам.
Кроме того, пересматривается и подход к постановке на учет в уполномоченном органе интернет-ресурсов. Предлагается законодательно закрепить принцип, согласно которому интернет-ресурс приобретает полную правосубъектность в качестве СМИ после постановки на учет в добровольном порядке.
Поскольку в современном мире глобального распространения информации и журналистика уже не ограничивается территориальными рамками, остается нерегулируемой деятельность казахстанских фрилансеров, работающих на иностранные СМИ. Разработчики поправок предлагают регламентировать фриланс законодательно с целью придания нового импульса развитию профессионализма отечественной журналистики и ее интеграции в международное медийное пространство.
Помимо этого в блоке поправок по вопросам СМИ рассматриваются вопросы модернизации отечественного телевидения. Так, предлагается ввести в законодательство понятие «интернет-вещание IP-TV», предусмотреть компетенцию уполномоченного органа в области постановки на учет, контроля и последующего надзора за данным видом средств массовой информации, расширить понятие «пакет теле-, радиоканалов».
Экономической стабильности медиарынка и конкурентоспособности отечественных ресурсов также уделяется немалое внимание. Поскольку главным источником дохода для телеканалов остается реклама, меры защиты отечественного рынка в этом секторе приняты государством еще в 2015 году. В частности, запрещена реклама при ретрансляции иностранных телеканалов. По мнению разработчиков поправок, назрела необходимость расширения перечня рекламируемых отечественных товаров и услуг и пересмотра временных рамок.
«Принимая во внимание многочисленные обращения населения на количество рекламы, транслируемой отечественными телеканалами, предлагается пересмотреть требования к количеству и объемам рекламных вставок в часы «прайм-тайм», а также ограничить трансляцию рекламы некоторых товаров и услуг по времени суток и целевым аудиториям», – говорится в концепции.
Безопасность внешняя и внутренняя Большой блок поправок посвящен формированию в Казахстане сервисной модели информатизации. А она основывается на сотрудничестве государственных органов, оператора информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» и поставщиков сервисных программных продуктов.
«При этом в действующем законодательстве не в полной мере учитываются такие принятые в международной практике принципы, как конкурсный порядок определения поставщика, взаимовыгодное распределение рисков, выгод, гарантий, прав и обязанностей между участниками сотрудничества», – замечают разработчики поправок.
Отсутствие необходимых норм приводит к недостаточной прозрачности и открытости в деятельности государственных органов, как и всех участников сервисной модели информатизации. А непрозрачность часто приводит к проявлениям коррупции.
Поэтому авторы концепции предлагают комплексный подход к заключению договора между всеми участниками сервисной модели. Сам договор при этом должен быть строго регламентирован и выведен из сферы законодательства о государственных закупках.
Что касается внутренней безопасности и защиты данных, то разработчики законопроекта обратили внимание на участившиеся случаи утраты электронной цифровой подписи ее законными владельцами и противоправные действия с использованием чужих ЭЦП.
«Возникла необходимость усиления защиты ключа и повышения информационной безопасности путем введения требования по записи ЭЦП только на защищенный электронный носитель ключевой информации», – подчеркивается в концепции.
Кроме того, в законопроекте уделяется большое внимание вопросам защиты казахстанского информационного пространства.
«Обеспечение защиты национального информационного пространства и систем распространения массовой информации от целенаправленного негативного информационного и организационного воздействия, содержащего угрозу национальным интересам РК, диктует необходимость дальнейшего развития и совершенствования государственного регулирования и контроля за деятельностью операторов связи, осуществляющих обмен трафиком с зарубежными операторами на казахстанской территории», – отмечается в документе.
В связи с этим планируется упорядочение сетей с привязкой к географическому положению на территории Республики Казахстан.
Поправки по вопросам развития связи затрагивают непростой вопрос доступа к радиочастотам. Для использования всех возможностей мобильных технологий во всех стандартах требуется наличие достаточных ресурсов. Однако в Казахстане недостаточно свободных полос в радиочастотном спектре (РЧС), а процедура высвобождения занятых частот крайне сложна. Поэтому поднимается вопрос использования адаптивных технологий, позволяющих совместно использовать ресурсы РЧС.
«В соответствии с мировой практикой совместное использование РЧС является наиболее актуальным подходом на сегодня. Кроме того, в пользу такого подхода выступают действующие операторы», – отмечается в концепции.
Важным изменением является то, что поправками процесс получения разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств переводится из разрешительного в уведомительный порядок, что должно значительно упростить процедуру и снизить административный барьер.
Кроме того, разработчики поправок поднимают вопрос международной координации орбитально-частотного ресурса, которая необходима для защиты национальных интересов Республики Казахстан при международном регулировании использования радиочастотного спектра. Эту процедуру необходимо проводить при должном техническом сопровождении, что оговаривается поправками.
В целом в концепции предлагается устранить ряд пробелов и правовых коллизий в законодательстве об информатизации и связи в таких областях, как государственные закупки, защита данных, реагирование на компьютерные инциденты, экспертиза технической документации по новым информационным системам и испытания программного обеспечения и других.
В завершение хотелось бы отметить, что уже завтра, 12 октября, истекает срок внесения поправок и заканчивается общественное обсуждение документа.