Реформы и результаты
Переосмысление Нурсултаном Назарбаевым роли и значения транспорта Казахстана, на мой взгляд, относится к начальному периоду формирования независимости республики. Еще в 1989 году в условиях советской системы хозяйствования он выдвинул и обосновал Программу экономической самостоятельности и самоокупаемости Казахстана. Еще тогда определялась приоритетная роль и значение транспорта как организующего звена кооперации между промышленными предприятиями и регионами.
В конце 1991 года прекратил существование Советский Союз, и виды транспорта, которые принадлежали союзным министерствам, перешли в юрисдикцию и собственность республики.
В январе 1992 года Президент провел совещание с участием руководителей транспортных ведомств, на котором было принято решение возложить на вновь созданное Министерство транспорта проведение государственной политики деятельности железнодорожной сферы, а хозяйственную деятельность сосредоточить в управлениях трех существовавших тогда железных дорог.
Одновременно Министерству транспорта было поручено провести формирование межгосударственных транспортных связей суверенного Казахстана, которые позволили бы предприятиям республики вписаться в международную систему торговли и кооперации.
В конце 90-х было принято решение объединить все три железные дороги в республиканское государственное предприятие «Қазақстан темір жолы». При этом оно получило дополнительные полномочия для самостоятельной деятельности.
РГП «Қазақстан темір жолы» сумело сосредоточить в едином центре хозяйственную, финансовую, экономическую, материально-техническую и перевозочную деятельность, стабилизировать работу железнодорожного транспорта.
В 2002 году Правительством РК принято решение – на базе имущественного комплекса РГП «Қазақстан темір жолы» создать Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», которое еще больше усилило хозяйственные возможности компании, подняло на новый уровень ее работу.
В 2001 году был принят Закон «О железнодорожном транспорте», который все это время неоднократно пересматривался и совершенствовался. Приняты и реализованы две программы реструктуризации, по итогам которой эксплуатационная (перевозочная) деятельность железнодорожного транспорта была отделена от ремонтно-заводской, с передачей последней в конкурентную среду; проведено разделение грузового тарифа на составляющие по самостоятельным исполнителям, в том числе и монопольным; созданы условия для возникновения и работы субъектов транспортного бизнеса, частных предпринимателей и вложения инвестиций; создана новая структура национальной компании путем выделения в дочерние акционерные общества и предприятия отдельных сфер деятельности.
Правительством приняты решения о выделении государственных субсидий на пассажирские перевозки, а также возмещение убытков, связанных с осуществлением социально значимых маршрутов, индексируются монопольные составляющие тарифа. Все эти действия позволили железнодорожной отрасли Казахстана и национальной компании состояться в довольно трудных условиях в короткие сроки.
Сегодня АО «НК «Қазақстан темір жолы» – национальная железнодорожная компания, имеющая холдинговую структуру, единственным акционером которой является АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына», обеспечивающая функциональную целостность и управляемость железнодорожной отрасли.
В качестве холдинга национальная железнодорожная компания АО «НК «Қазақстан темір жолы»: обеспечивает перевозки пассажиров и грузов, почтовых отправлений, в том числе социально значимых пассажирских перевозок, низкорентабельных и убыточных перевозок грузов; развивает транзитный и экспортный потенциал страны путем строительства новых и реконструкции действующих железнодорожных линий, существенно оптимизирующих маршруты внутригосударственных и международных перевозок; модернизирует производственные активы путем обновления парка железнодорожного подвижного состава, в том числе на базе продукции созданного отечественного железнодорожного машиностроения; проводит активную социальную политику для железнодорожников и членов их семей, организует благотворительные акции и многое другое.
Огромное достижение национальной компании за последние 5 лет – это создание транспортного машиностроения. Так сложилось, что на территории Казахстана со времен Советского Союза не было предприятий, производящих транспортную технику. Но в условиях независимости, развития железнодорожного транспорта и высокого процента износа подвижного состава возникла острая необходимость в производстве отечественной техники, удовлетворения потребностей в ней собственными ресурсами.
Недавно завершил работу второй форум машиностроителей Казахстана. На этом мероприятии констатировалось, что за годы реализации первого этапа ФИИР объем производства отечественного машиностроения увеличился более чем в 20 раз, с 10 до 200 млрд. тенге в 2013 году. При этом в структуре отрасли наибольший объем промышленного производства демонстрирует железнодорожное машиностроение. Сегодня на этот сектор приходится 24% совокупного объема производства, а 5–8 лет тому назад он равнялся практически нулю.
Создание железнодорожного машиностроения – производства грузовых и пассажирских вагонов, мощных электровозов и тепловозов, это не только организация новых рабочих мест, оснащение современной техникой железных дорог, это и новая отрасль экономики, и экономия финансовых средств, которые остаются в самом Казахстане.
В этом вопросе видна дальновидная политика Президента по формированию национальной компании, способной решать не только задачи по транспортировке грузов, но и масштабные задачи государственного уровня.
Железные дороги – катализатор развития экономики Казахстана
Сразу же после того, как железные дороги стали работать самостоятельно в пределах и интересах республики, стали видны недостатки прежней системы формирования железнодорожной сети Казахстана. Многие регионы и области оказались отрезанными друг от друга, и транспортная связь между ними должна была осуществляться по железным дорогам соседних государств, в первую очередь России, и это при слабом развитии и низком качестве автомобильных дорог.
Например, был отрезан от внутренней железнодорожной сети Восточный Казахстан, не было прямой связи по своей территории между северными, центральными регионами и Западным Казахстаном. Это поставило транспортные и кооперационные связи между предприятиями Казахстана в зависимость от российских железных дорог, стала видна невозможность обеспечивать эффективное функционирование экономики республики.
Расчеты показали необходимость строительства около 2 000 км новых железных дорог, чтобы сформировать собственную железнодорожную сеть. Это дало бы возможность организовывать более экономичные, прямые транспортные связи между регионами и предприятиями. Но этот очевидный недостаток магистральной сети сразу же ликвидировать в условиях кризиса в экономике, в условиях нехватки средств даже на решение минимальных социально-экономических задач, конечно, никакой возможности не представлялось.
Со временем достаточно четко выявилось, что одним из главных условий для развития экономики становится формирование новой транспортной сети, разработка и реализация новой транспортной политики. Поэтому по прямому решению Президента было начато активное железнодорожное строительство, которое имело целью восстановление прежних и становление новых кооперационных торгово-экономических связей как внутри Казахстана, так и с иностранными партнерами по новым маршрутам, пролегающим по территории страны.
Первой стали строить железную дорогу Аксу – Дегелен протяженностью 184 км, которая соединила по кратчайшему пути Семипалатинский регион с Павлодарско-Экибастузским.
По новой железнодорожной линии Алтынсарино – Хромтау протяженностью 404 км с 30 ноября 2004 года пошли первые поезда с грузом. Стальная нить сблизила западный регион страны с севером и центром, сократив расстояние между ними на 2 тыс. км. Отпала необходимость вести грузы и доставлять пассажиров через Россию, существенно снизились транспортные расходы, экономилось время, которое раньше тратилось на пограничные и таможенные досмотры.
Начало движения по ней стало событием грандиозным для всех казахстанцев. По этому случаю на станции Арка Костанайской области состоялись торжества с участием Президента Нурсултана Назарбаева.
– Новая магистраль доказывает возможности республики и является результатом нашей независимости, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев, выступая на церемонии открытия железнодорожной ветки. – Осуществление индустриально-аграрной политики в стране невозможно без развития инфраструктуры автомобильных и железных дорог.
Значение этой железной дороги трудно переоценить. Она быстро вышла на проектные объемы перевозок, и сегодня стоит задача усиления ее пропускной и провозной способности. За десять лет эксплуатации перевезено в обоих направлениях 100 млн. тонн груза, и экономия средств только на тарифах для грузоотправителей и грузополучателей оценивается примерно в 350–400 млн. долларов, не считая времени доставки.
Примерно с таким же положительным эффектом для грузоотправителей используется новая железная дорога по территории Восточного Казахстана между станциями Шар – Усть-Каменогорск. Данная железнодорожная линия также ликвидировала необходимость заезда на территории Российской Федерации с двойным прохождением пограничного и таможенного контроля. Время проезда от Усть-Каменогорска до станции Шар с вводом линии составило всего 4 часа, тогда как при следовании через станцию Локоть Российской Федерации составляло 26 часов.
С вводом этой линии завершилось формирование национальной железнодорожной сети в северо-восточной части Казахстана, позволяющей резко снизить транспортные расходы для грузоотправителей и увеличить объемы перевозок.
Мощный импульс повышению конкурентоспособности экономики через рост транзитного и экспортного потенциала придал ввод в 2012 году новых железнодорожных линий Жетыген – Алтынколь и Узень – государственная граница с Туркменистаном общей протяженностью 440 км.
Построены и сданы в эксплуатацию в августе нынешнего года железнодорожные линии Жезказган – Саксаульская – Шалкар – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь. Магистраль протяженностью в 1 200 км пролегает сегодня по малозаселенным территориям Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Актюбинской и Мангистауской областей. Вместе со строительством дороги построены поселки для железнодорожников, и, без сомнения, эти населенные пункты станут центром притяжения для формирования нового пояса промышленного и сельскохозяйственного развития через весь Центральный Казахстан. Это дополнительный социально-экономический эффект для страны наряду с сокращением расстояния перевозки как внутренних, так и международных грузов.
АО «НК «Қазақстан темір жолы», оптимизируя и сокращая расстояния перевозок, повышает конкурентоспособность казахстанских товаров – грузов, продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а сами железные дороги в этой ситуации выступают катализатором развития экономики. Проводимая Президентом политика оптимизации транспортных расходов путем строительства новых железнодорожных линий – это существенная поддержка экономики конкретных предприятий и страны в целом.
Таким образом, железнодорожная сеть страны за годы независимости возросла почти на пятую часть своей протяженности. Таких темпов расширения не достигла ни одна страна на постсоветском пространстве.
Стратегия «Нұрлы жол – путь в будущее»
Республика Казахстан, имея торговые отношения с десятками стран, не в состоянии избежать циклических влияний на мировых рынках.
– В условиях кризиса, как показывает мировой опыт, происходит переориентация экономической политики. Поддержку должны получить те отрасли, которые создают наибольший мультипликативный эффект на рост экономики и занятости, – заявил Президент страны 11 ноября 2014 года и провозгласил новую экономическую стратегию развития Казахстана на предстоящие 5 лет «Нұрлы жол – путь в будущее».
По замыслу Главы государства, в период глобальных испытаний необходимо оперативно и качественно решать те задачи, которые направят Казахстан по пути роста даже в непростые времена. При этом драйверами развития определены отрасли, создающие наибольший мультипликативный эффект для экономики, роста занятости, синергии всех преимуществ. Такой миссией на современном этапе развития страны Президент наделил транспортный сектор.
В рамках этого будет развиваться транспортно-логистическая система Казахстана, завершится строительство первого комплекса «сухого порта» инфраструктуры специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота», получит свое развитие прибрежная зона Каспийского моря, где будут реализованы проекты по строительству паромного комплекса порта Курык и железнодорожной линии Боржакты – Ерсай. Эти проекты создадут инфраструктурную основу для многих индустриальных проектов Казахстана.
Одновременно будет увеличиваться пропускная способность существующих железнодорожных участков. Уже принято решение увеличить пропускную способность участка Алматы – Шу за счет строительства вторых путей.
В крупный евроазиатский центр дистрибуции грузо- и пассажиропотоков превратится аэропорт Астаны, где будет построен новый международный терминал. Другие воздушные порты республики сегодня также находятся в состоянии модернизации производственных мощностей.
В свете задач, поставленных Президентом, на первый план выходит деятельность транспортно-логистического холдинга, оператора транспортной логистики страны – Национальной компании «Қазақстан темір жолы».
Новая миссия национальной компании «Қазақстан темір жолы»
Еще одним новаторским решением Президента является формирование единой транзитной политики по всем видам транспорта в лице АО «Қазақстан темір жолы», выполняющий функции национального мультимодального оператора перевозок.
Такого решения пока нет ни в одном государстве СНГ. Если взять мировой опыт, то это решение является также серьезным новшеством.
Несомненно, объем транзитных перевозок через территорию Республики Казахстан возрастет, и железная дорога, формируя совместно с другими видами транспорта мультимодальные перевозки, станет мощным транзитным хабом на направлениях Север – Юг и Восток – Запад. Для этого в АО «НК «Қазақстан темір жолы» создано дочернее предприятие АО «КТZ Eхpress», которое оказывает полный спектр транспортных услуг во всех видах сообщений. Компания является мультимодальным транспортно-логистическим оператором и интегрирует в себе железнодорожные, морские, авиа- и автоперевозки, портовую, аэропортовую инфраструктуру, а также сеть складов и терминалов.
Завершаются мероприятия по созданию Объединенной транспортно-логистической компании, учредителями которой являются АО «НК «Қазақстан темір жолы», ОАО «Российские железные дороги» и ГО «Беларусская железная дорога». Объединенная транспортно-логистическая компания – первый совместный проект в рамках Единого экономического пространства. ОТЛК будет способствовать развитию транзита.
На основе международного опыта в целях эффективного управления государственными аэропортами на базе АО «НК «КТЖ» с участием Стратегического партнера – Zurich Airport International AG (Швейцария) – создана единая управляющая компания аэропортами ТОО «Airport Management Group», которая позволит существенно повысить качество обслуживания пассажиров и расширить возможности аэропортов.
В состав холдинга АО «НК «Қазақстан темір жолы» передан морской порт Актау – современный многоцелевой терминал, обладающий высокими технологическими возможностями, обеспечивающими его дальнейшее развитие.
В декабре 2013 года компанией приобретены 2 сухогрузных судна «Бекет Ата» и «Туркестан» дедвейтом по 5 000 тонн каждый для транспортировки сухих грузов из порта Актау в северные порты Ирана и Азербайджана. Создана судоходная компания ТОО «KTZ Express Shipping». До 2020 года планируется доведение флота до 20 сухогрузных судов.
Интенсивно реализуются региональные кластерные проекты по строительству сети транспортно-логистических центров по территории Казахстана и терминальной инфраструктуры за пределами республики.
Транспортно-логистическая инфраструктура Казахстана благодаря поддержке и новаторским решениям Президента Нурсултана Назарбаева стала мощной движущей силой, реальным катализатором развития экономики, заняла ведущее место в организации мультимодальных транспортных перевозок на сухопутной части Евразийского континента.
Нигматжан ИСИНГАРИН, доктор экономических наук, экс-заместитель министра путей сообщения СССР и министр транспорта и коммуникаций,
бывший первый заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан