Объекты археологии и архитектуры нужно сберечь

2819
Беседовала Любовь Доброта

Готовится к выпуску издание «Свод памятников истории и культуры города Шымкента»

Таким был мавзолей Байзави-казы 100 лет назад (фото из фондов облмузея)

Выйдет этот труд под общей редакцией академика НАН РК Бауыржана Байтанаева. Корреспондент «КП» встретилась с ученым, чтобы узнать детали проекта.

– Бауыржан Абишевич, что будет представлять собой «Свод памятников истории и культуры города Шымкента»?

– Это научно-справочное издание познавательного и энцик­лопедического характера. В него войдут памятники, находящиеся под защитой государства и вновь обнаруженные в ходе исследовательских работ. Такая необходимость давно назрела. Сложилась ситуация, что никто толком не знает, сколько и какие памятники истории, археологии, архитектуры и монументального искусства находятся на территории города.

Тридцать лет назад, в 1994 году, был издан «Свод памятников. Южно-Казахстанская область», работа над которым продолжалась на протяжении почти полутора десятилетий. Пока том увидел свет, распался Союз, многие памятники идеологически устарели, топонимы переименованы, некоторые объекты вообще исчезли с карты города. Есть и новые, обнаружить которые удалось в ходе работы археологических экспедиций.

Одним словом, «Свод...» конца прошлого столетия выглядит явно устаревшим. Немаловажно и то, что территория города существенно расширилась. Сейчас его площадь составляет 1 170 км², а это больше, чем Алматы.

К Шымкенту присоединили несколько десятков населенных пунктов, известных своими объек­тами историко-культурного нас­ледия, требующими охраны и контроля над их использованием. Например, в состав Шымкента вошел древнейший город Испиджаб – ныне Сайрам, на территории которого сконцентрированы памятники истории и культуры как ранее известные, так и вновь обнаруженные в ходе полевых работ и еще не введенные в науч­ный оборот. Среди них – городища, поселения, курганные могильники, фортификационные соору­жения, архитектурные соору­жения и ансамбли, памятники сакральной географии, сооружения монументального городского искусства и другие.

Современый вид мавзолея Байзави-казы

В Шымкенте ведется масштабное строительство, в ходе которого, к сожалению, стирается прошлое. Как следствие, ряд памятников, известных еще в конце XX века, безвозвратно утрачен.

– Получается, работа над «Сводом...» и его издание – это своего рода большая ревизия в сфере исторического, культурного и духовного наследия Шымкента?

– Собранные сведения станут информационной базой для сос­тавления и оформления учетной и паспортной документации органами охраны памятников. По каждому объекту группа авторов готовит сведения о памятнике, содержащие датировку, типологическую особенность и краткую характеристику, информационные и исторические сведения с графическими иллюстрациями, чертежами, планами, топо- и аэро­съемкой, фотографиями.

В первую очередь важно сделать учет, понять, что у нас есть, что потеряно навсегда. Особенно это касается памятников археологии, расположенных под толщей земли. Их не видно. Неспециалист даже не в состоянии понять, что это не просто бугор. Под ним расположены могильники, курганы, древние поселения, имеющие огромную значимость для изучения истории края.

Никто не испытывает пиетета к объектам археологии, они безжалостно уничтожаются. Строители спешат сровнять их с землей, не утруждая себя перед началом строительства провести положенную по закону археологическую экспертизу.

Только за последние годы под ковш экскаваторов ушли древнее поселение Каратобе, городище «Кайтпас». Тем самым археологов и ученых лишили возможнос­ти исследовать огромный пласт древней истории.

– Бауыржан Абишевич, нам понятна Ваша обеспокоенность сохранностью памятников археологии. Они еще остались на территории города?

– Исторически наш город формировался в эпоху средневековья по долине реки Кошкарата вдоль магистральных каналов и многочисленных арыков. Следы пребывания home sapiens остались на памятниках каменного века на сопредельных территориях. Раскопки могильника Ошакты, расположенного у северной границы Шымкента, дали представление о материальной культуре племен бронзового века, проживавших здесь во II тысячелетии до нашей эры. К сожалению, на территории города подобных памятников древности не осталось, они уничтожены.

Утрата памятников археологии других эпох – античности и средневековья – фиксируется на территории города и в наши дни. Бурный экономический рост Казахстана, грандиозные стройки, народнохозяйственное освоение залежных земель обнажили проблему сохранения объектов историко-культурного наследия. Средневековые городские центры Шымкент и Испиджаб в прошлом имели свою, огороженную длинными стенами, сельскую округу. В нее входили посевы и пастбища, создавая предместье и рабады. Они менее всего изучены и сейчас активно застраиваются, то есть каждый день мы теряем возможность изучить свое прошлое.

Мавзолей Кошкар-ата на снимке 1913 года (фото из фондов облмузея)

В процессе подготовки «Свода...» по состоянию на 2024 год на территории Шымкента выяв­лено 70 памятников археологии. В основном это могильники и одиночные курганы разных эпох, поселения, городища и фортификационные сооружения средневековья.

Очень хочется надеяться, что издание «Свода...» станет ориен­тиром для горожан и местных органов власти, чтобы они направили свои усилия на сохранение и исследование разрушающихся объектов археологии, над которыми нависла угроза полного уничтожения при строительстве или хозяйственном освоении земель.

Тот же Сайрам, находящийся на слоях древнего города, являет­ся памятником республиканского значения. Там строительные работы запрещены, либо требуется проведение раскопок и получение заключения археологов. На самом деле никто этот вопрос не регулирует. И это при том, что, по сути дела, мы имеем музей под открытым небом, то есть объект культуры, который должен находиться под крылом соответствую­щего ведомства рес­публиканского значения, даже не местных влас­тей. Но такое ощущение, что памятник архео­логии – сирота.

– Один из разделов «Свода...» касается архитектуры города. На Ваш взгляд, остались в Шымкенте исторические здания, есть что охранять и беречь?

– Здесь тоже все весьма печально. По большому счету осталось всего два памятника архитектуры – Никольский собор и часть мечети «Джами».

Да, остались сайрамские памятники – мавзолеи Карашаш-ана и Ибрагим-ата. А вот мавзолей Байзави-казы полностью снесли и на его месте возвели современную постройку. А надо было сохранить.

Претерпел изменения Дворец металлургов, где вместо реставрации сделан ремонт. Реставрация подразумевает полное воссоздание объекта теми же материалами и теми же методами. Ничего нельзя менять. Здание в полной мере должно отражать свою эпоху, в этом и заключается роль памятника истории и культуры. Вместо этого мы видим новодел – пластиковые окна, современную штукатурку, перепланировку помещений. Вообще, реставрация здания должна проводиться по специальному проекту и по согласованию с уполномоченным органом.

В первой половине 30-х годов прошлого столетия построен Чимкентский свинцовый завод. Вблизи него возник поселок рабочих и служащих с двухэтажной жилой застройкой, общественными зданиями. Дома строились в клaccичecкиx архитектурных формах, оштукатуривались и украшались дeкoром из лепнины.

Реконструкция, возможно, продлила бы их жизнь, сохранив дыхание эпохи, но вместо этого дома обросли уродливыми пристройками, фасады потеряли индивидуальность после проведения евроремонтов. Они изменились до неузнаваемости и не отражают историческую застройку. Включить их в «Свод...» невозможно, поскольку они потеряли историческое значение.

Все, больше из знаковых зданий ничего не осталось. Более того, Шымкент лишился многих памятников архитектуры советского периода, имевших большое значение для истории города и его архитектурного облика.

– Бауыржан Абишевич, а что Вы можете сказать про памятники монументального искусства, которых так много появилось на улицах и площадях в последние годы? Они хоть в какой-то мере компенсируют утрату объектов археологии и архитектуры?

– Тут все очень сложно. Раньше идеология жестко регламентировала вопросы установки монументальных памятников. И это правильно. Рухнула эпоха, поменялась идеология, с глаз долой снесли памятники.

С ними в городе разобрались быстро. Ленина сняли с постамента и установили в Парке металлургов. Мирно сидящие перед обкомом партии Карл Маркс и Фридрих Энгельс вообще исчезли бесследно. Объяснимо, если учесть, что, вылитые из чистой бронзы, они представляли немалую ценность.

На смену пришли свобода и демократия, а вместе с ними город наводнили памятники монументального искусства. Их «лепят» там, где надо и не надо. Между тем существуют Правила установления сооружений монументального искусства, предписывающие делать это только по решению соответствующей комиссии.

Мавзолей Кошкар-ата современный вид (фото из архива Бауыржана Байтанаева)

Несмотря на ее существование, памятники ставят без такого решения, без проведения конкурса, без определения художественной составляющей. Но если речь идет о памятниках монументального искусства, значит, они должны быть высокохудожественными произведениями, соответствовать критериям эстетики.

В городе установлены десятки памятников, не имеющих ничего общего с искусством. Практически все установлены незаконно, то есть без решения комиссии. При подготовке «Свода...» это усложнило работу над разделом «Памятники монументального искусства».

– То есть Вы не будете включать в «Свод...» все памятники?

– Да, включим лишь то, что установлено на законных основаниях.

– Бауыржан Абишевич, свод Южно-Казахстанской области не включал раздел по сакральной географии. В готовящемся издании он будет. Чем это обусловлено?

– В черте города и его ближайших окрестностях много религиозных святынь, включая памятники материальной и духовной культуры, сакрализованной природы. Они служат духовными ориентирами.

Сакральная география в наши дни зачастую трактуется как соотнесенность различных объектов с категориями священности. Это несколько односторонняя и суженная трактовка. При более пристальном рассмотрении сак­ральная география предстает в виде отдельной дисциплины, очень сложной и многозначной концепции, сформировавшейся на взаимодействии очень многих гуманитарных дисциплин.

Сакральное – это есть нечто нематериальное, божественное, религиозное, потустороннее, небесное, иррациональное, мистическое, иногда весьма далекое от привычных обыденных явлений и вещей. На земной поверхности эти понятия проявляются в виде объектов, наделенных символичес­ким и мистическим содержанием. Именно этому «культурному слою» местным населением придаются высшие символические смыслы и чудодейственная сила. Соотнесенность, взаимодействие и взаимопроникновение материаль­ного и духовного, земного и небес­ного, мирского и религиозного становятся также предметом изу­чения сакральной географии.

Сакральная география не могла бы состояться как новая самос­тоятельная дисциплина, если бы не пришло новое понимание прошлого, отличное от прежнего политизированного взгляда на историю, выискивающего материаль­ные основания абсолютно для всех событий и явлений. Память о прошлом ассоциируется с памятью о местах, которые народом наделяются духовными ценностями и высшими смыслами.

«Местами памяти» становятся как природные, так и историчес­кие объекты вне зависимости от их эстетической ценности. Эти объекты призваны сохранять коллективную память в символической форме.

Прошлое Шымкента, уходящее корнями в древность и средневековье, предполагает многообразие точек зрения на его сакральную географию и различные аспекты ее восприятия и изучения. Здесь присутствуют реликты доисламских и дохристианских верований, можно встретить следы мировых религий, а к концу XIX века утвердились три религиозные конфессии, действующие и в наши дни, – иудаизм, христианство и ислам. Материаль­ные их свидетельства стали структурообразую­щими элементами городской среды. Некоторые мечети, мавзолеи и церкви получили статус памятников архитектуры. Есть и та самая духовная аура, которая складывалась веками и позволяла сосуществовать в пределах одного административного и географического образования самым разным религиям и культам.

Сакральная география Шымкента – не есть нечто окончательно устоявшееся и неизменное. Она двигалась вместе с ходом истории. Если говорить о современном Шымкенте, то это развитие приобретает в XXI веке особую динамику: меняются административные границы города, в его черте возводятся новые культовые сооружения – мечети и православные храмы. Таким образом, формируются новые сакральные комплексы.

Вместе с тем последнее время кардинально изменился и характер паломничества – оно полнос­тью легализовалось, стало более массовым, в нем принимают участие самые разные категории граждан по возрастному, культурному, социальному, национальному и другим признакам. Это создало мощные предпосылки для развития сакрального туризма в Шымкенте, темпы которого в последние годы усиливаются.

 

Популярное

Все
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Рождеством Христовым
Жизнь можно сделать слаще и полезней
Каждый должен быть частью прогресса
Обозначена официальная политическая повестка
Намечен масштабный образовательный прорыв
Посылы, обращенные к аграрной науке
Вернем ли лыжную славу?
Сто лет служения народу
Инструмент повышения благосостояния
Названы имена тех, кто сумел сохранить 29 жизней
За торжество добра на земле
Согревать мир теплом своей души
На 83-м году жизни скончался ветеран казахстанской журналистики, депутат Верховного Совета Казахстана ХI созыва Федор Федорович Игнатов
В области Жетысу готовятся к паводковому периоду
В Туркестанской области – новый аким
Указ Президента Республики Казахстан
Карьера, на старт!
Дачников поставят на учет
Деньги давай да поезжай!
Указы Главы государства
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
МВД обратилось к казахстанским водителям
Новые госнаграды появились в Казахстане
Из шкур животных в СКО произвели 300 тонн высокопротеиновых кормовых добавок
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Глава государства дал обширное интервью газете «Ана тілі»
Самый длинный трансморской мост открыли в Китае
Главные события - 2024: чем казахстанцам запомнился уходящий год
В предновогодние дни казахстанцы раскупили на ярмарках более 2 тысяч тонн продовольствия
Аяз Ата и вера в чудеса
Гороскоп. Время роста, реализации амбиций и достижения новых высот
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев: Цель – укрепить экономику и суверенитет
Токаев подписал указ о присуждении специальной Президентской литературной премии
Команда молодости нашей
Газета моей мечты
Мангистаусцы проводили домой последних пациентов, пострадавших в авиакатастрофе
И дольше века длится путь
Соло для собкора
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Прорыв в дорожной сфере
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
Это счастье – стать родителями

Читайте также

Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
Без прошлого нет будущего
Бигельды Габдуллин: «Сегодня профессия литератора переживае…
Задачи прокуратуры – закон и порядок

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]