Определены победители регионального конкурса для участия в туре движения Abilympics

4215
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

Торжественное построение, слова напутствия от преподавателей, традиционная жеребьевка – и участники расходятся по мастерским, чтобы приступить к выполнению заданий, на которые им выделяется три часа. Условия для конкурсантов максимально приближены к стандартам международного движения Abilympics.

фото автора

За работой наблюдают эксперты. Они подмечают все – от порядка на рабочем месте и в спецодежде до соблюдения трудовой дисциплины. Конечно, главный критерий конкурса – качество выполненной работы.

Конкурс «Шаг к мастерству» в областном специальном комплексе «Школа-интернат-колледж» для детей с нарушением интеллекта проводится уже третий год подряд.

– Согласно специфике нашего учреж­дения мы социализируем детей по технологии труда, – рассказывает заместитель директора по учебно-производственной работе Жаннат Нурахметова. – В числе участников конкурса – наши студенты и школьники, которые придут в колледж в следующем году. Если учащийся занимает призовое место, он без собеседования проходит в колледж, автоматически получает сертификат. Для наших же выпускников конкурс важен тем, что качество их работы эксперты, наши социальные партнеры, оценивают с позиции работодателей. В прошлом году после проведения такого мероприятия трудоустроились пять ребят из нашего колледжа. В этом году конкурс проводится по шести компетенциям, пять из них (кроме обувного дела) представлены на Abilympics. Но нам разрешили в виде презентации участвовать в национальном конкурсе, повезем всю команду полностью. Наде­емся, в следующем году введут и эту компетенцию.

Пока участники выполняют конкурс­ные задания, мы беседуем с замдиректора о нюансах инклюзивного образования. Жаннат Сергазиевна стояла у истоков движения WorldSkills в регионе:

– В 2016 году от области заявку на участие в конкурсе подали два колледжа. Начинали с двух компетенций – сварочное дело и кирпичная кладка. С каждым годом движение набирает обороты, сейчас оно всеобъемлющее, то есть все показатели любой организации профтехобразования обязательно связаны со стандартами WorldSkills. Поэтому, когда пришла работать в комплекс, начала интересоваться, какой конкурс профессионального мас­терства проводится для детей с особыми образовательными потребностями. В 2020 году, когда при школе-интернате открыли колледж, мы начали с трех компетенций (обувное, швейное дело и вышивание крестиком), в прошлом году добавили еще две компетенции (работу с кожей и войлоковаляние). В этом году плюс еще одна компетенция – столярное дело. Я внесла ее в конкурс, потому что в образовательную программу школы включена «работа с деревом», и в дальнейшем в нашем колледже можно открыть еще одну специальность – «мебельное производство» по квалификации «изготовитель декоративных элементов мебели». Это востребованная профессия. Уверена, среди наших детей есть те, кому по силам ее освоить. Новые компетенции – это новые возможности выбора профессии по душе. Сейчас ребенок смотрит, пробует. Нам важно, чтобы было много компетенций, потому что наши дети – особенные. Когда мы их учим, отрабатываем навыки по определенной компетенции, это и есть социализация – самая главная наша задача, чтобы, получив специальность, они не сидели на шее ни у государства, ни у семьи, а могли себя прокормить.

Проведение конкурса – дело, в которое включены не только преподаватели комплекса и сами конкурсанты. Беседы при отборе на участие проводятся и с родителями учеников и студентов. Они рассказывают, чем занимается ребенок дома, к какому занятию имеет склонность. Интерес к конкурсу, а точнее – к перспективам, которые открываются перед участниками, налицо. Так, два года назад свои умения и навыки демонстрировали 32 конкурсанта, а в этом году их уже 58. Согласно правилам, если участник занял первое место, то в следующем году он может принять участие только в других компетенциях. Это дает возможность большему числу желающих показать себя, а победителю – попробовать свои силы и навыки в другом направлении, найти себя.

Важнейший момент мероприятия – обратная связь с социальными партнерами, потенциальными работодателями. Это они на основании подготовки конкурсантов дают оценку качеству обучения, вносят поправки в методы и формы подготовки молодых специа­листов.

– Сейчас пришло время, когда мы прислушиваемся к мнению работодателя, так как оценивать подготовку студентов нужно в первую очередь по их трудоустройству. Если эксперт, к примеру, по обувному делу, отмечает слабую моторику рук, то, соответственно, мы на основе прав академической свободы вносим изменения в программу. Таким образом, мы придерживаемся стандартов, но учитываем специфику образовательного учреждения, – поясняет замдиректора.

С учетом таких рекомендаций в прошлом году в учебную программу включили йогу. В следующем году у второкурсников уроки по адаптивной физкультуре будут проходить в форме занятий по йоге, так как именно такие практики помогают детям с нарушением интеллекта самостоятельно снять характерные мышечные зажимы, учат постановке правильного дыхания и технике расслабления, что благотворно влияет на психику. На всех уроках выделено время для нейрогимнастики, так как это нужно для развития моторики рук. Уже в этом году внесены изменения в практику, увеличены часы работы на промышленной швейной машинке за счет уменьшения часов работы на универсальной.

Пожелания соцпартнеров звучат не только на конкурсах, но и на заседаниях Индустриального совета, на которых преподавательский состав делает презентацию по модулям, полностью расписывая, сколько часов будет уделено практике и теории. Таким образом, учебные планы согласовываются с потенциальными работодателями.

Так как колледж при комплексе еще «молодой», да к тому же экспериментальный, еще одна его цель – расширить пул социальных партнеров. Сейчас с комплексом сотрудничают два производства и два колледжа. Вместе с тем опыт образовательного учреждения в прошлом году заслушивался на авгус­товском республиканском совещании.

– В Казахстане 96 спецшкол, из них 54 – для детей с нарушением интеллекта. Это говорит о том, что нужно бить тревогу, уже сегодня отрабатывая механизмы профориентации детей с особыми потребностями, налаживая тесные связи с работодателями, – считает педагог. – Большую разъяснительную работу необходимо вести с родителями, оказывать им психологическую поддержку. Понимая, какой груз забот лежит на их плечах, все равно не могу согласиться с позицией тех из них, кто считает, что им все обязаны – и общество, и государство, что занятия с детьми – зона ответственности педагогов. Я всегда говорю родителям: «Наша общая задача – сегодня подготовить ребенка так, чтобы завтра он смог самостоятельно заработать себе на кусок хлеба».

По мнению Жаннат Нурахметовой, у преподавателей в таких спецучреж­дениях год в специальности должен считаться за два, а после четверти века и вовсе наступает профессиональное выгорание:

– Ребенку от такого учителя пользы мало. А это значит, пора на заслуженный отдых. Поэтому сейчас мы ставим вопрос о выслуге лет именно этой категории педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

Посвистим, потопаем

Время, отведенное на выполнение конкурсного задания, подходит к концу. Мастера докладывают о завершении работы. Пока эксперты оценивают изделия, ребятам нужно сбросить с себя стресс. Ведь подведение итогов только на следующий день. Жаннат Сергазиев­на лично показывает, как это сделать.

– Покричать, посвистеть, потопать, похлопать в ладоши или по столу всем вместе – «выпустить пар» в этом случае не только можно, но и нужно, – говорит она. – Так завершаются все конкурсы Abilympics и WorldSkills.

На торжественной церемонии закрытия конкурса сами руководители предприятий, социальные партнеры поздравляют победителей, вручая им именные направления на трудоустройство. В этом году их получили шесть выпускников колледжа. 
В этот же день подведены итоги еще одного проекта – «Мотивационное чтение». Он запущен в начале года и направлен на пропаганду чтения среди студентов, формирование понимания того, что это увлекательно, познавательно, любопытно. Тот, кто читает мало, не умеет высказать свои мысли. Отсюда страдают грамотность, эмоцио­нальное и нравственное воспитание.

На протяжении учебного года участники проекта собирали баллы за чтение сказок, рассказов, классики и фантастики, исторических произведений и познавательной литературы. Конкурсной комиссией учитывались чтение в кругу семьи и запись в городскую библиотеку, декламация стихов и презентация к прочитанной книге, постановка кукольного спектакля и подготовка видеоролика. Прошло четыре заседания комиссии – и вот награждение победителей дипломами и подарками, предоставленными спонсорами. Главные призы – два спортивных велосипеда.

– Проект дал хороший результат. Участие в нем по-настоящему увлекло многих наших студентов. Ребята не просто стали больше читать, как-то на одном из заседаний развернулись настоящие дебаты по пониманию сути прочитанного исторического материа­ла. Думаю, это только начало работы в этом направлении, – прокомментировал директор комплекса Арыстанбек Губаш.

А неделей раньше представлением завершился проект Театр моды «Інжу». Его организовали в сентябре прошлого года в рамках социализации детей. По программе Айнагуль Сергазиевой и под руководством преподавателя спецдисциплины Гульхан Темирбаевой студенты разрабатывали и шили одежду в национальном стиле. Кроме того, юные модельеры давали новую жизнь старым галстукам.

Педагогический коллектив комплекса старается всесторонне раскрыть способности и таланты своих воспитанников. Но для этого нужно, считают здесь, чтобы процесс обучения и социализации приносил как можно больше радости и положительных эмоций. А потому в начале июня целую неделю перед сессией во дворе комплекса в самый разгар трудового дня можно наблюдать, как на переменках танцуют ученики вместе с учителями, снимают тик-токи про День домашних тапочек или головных уборов.

– Такие минуты расслабления очень важны для учащихся, тем более наших, с особыми потребностями. Кроме того, благодаря таким музыкальным или спортивным переменкам наши студенты не отлынивают от занятий, они просто боятся пропустить что-нибудь интересное, необычное, – делится опытом замдиректора.

Многие родители, оформляя детей в колледж при комплексе, переживают, не слишком ли высока планка, установленная руководством учебного учреждения. Но спустя время именно за это благодарят педагогов. Ведь пос­ле получения диплома вчерашним студентам предстоит шагнуть во взрос­лую, полную ответственности жизнь. И чем крепче фундамент из знаний и умений, тем легче на нем строить свое будущее.

Популярное

Все
Сегодня – День работников нефтегазового комплекса
В Казахстане сохраняется нулевой рост цен на СЗП четвертую неделю подряд
Отпускная цена на картофель весной не превысит 185 тенге за кг
Глава государства направил поздравительную телеграмму Президенту Бразилии
Цифровой контроль за запасами стабфондов разработали в Минторговли
Премьеры, гастроли, концерты: тринадцатый сезон стартовал в Astana Opera
35 школ Атырауской области остались без директоров
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Инвестор Топ-10 в экономику Казахстана
Бублик впервые вышел во вторую неделю US Open и встретится с Синнером
Глава государства поздравил премьера и народ Малайзии с Днем независимости
Токаев выступил на заседании Совета глав государств ШОС
Черное надежное золото
Глава государства участвует в торжественном приеме в честь глав делегаций стран-участниц саммита ШОС
Смена графика работы в Астане: что изменится
Две новые школы распахнули двери в Кызылординской области
Китайские СМИ о встрече Си Цзиньпина и Токаева: доверие, символизм и новые соглашения
Электромобили не дотянули и до 1% от всех поставленных на учёт авто в Казахстане
Сумчатый волк был обречен на вымирание еще до встречи с человеком
Строительство завода по глубокой переработке овощей и фруктов начато в Алматинской области
Съемки международного музыкального проекта Димаша стартуют в Казахстане
83-летний аксакал спасен в горах в области Жетісу
Токаев направил телеграмму поздравления президенту Кыргызстана
Около 2 тыс. жителей Жанаозена приняли участие в общегородской экоакции
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Незаконные постройки снесут в Уральске
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Жители Шымкента не спешат платить
Модернизация на особом контроле
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
День строителя
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
«Школу будущего» показали в Жамбылской области

Читайте также

Форум молодых религиозных лидеров: преемственность диалога …
В Минтруда рассказали об услугах инватакси через агрегаторы
Вторую жизнь получил простаивавший Дом культуры в области Ж…
Третий парамарафон «Жігерлі Жандар» прошёл в Астане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]