
В результате многолетних археологических раскопок на городище сложились условия для создания музея под открытым небом. Реализация проекта даст возможность сохранить историческое наследие, музеефицировать открытые на городище памятники культуры.
– В Европе музеи под открытым небом появились в конце ХIХ века в Швеции и получили развитие в первой половине ХХ века, – говорит Серик Акылбек, заместитель директора по научной работе, археолог Отрарского государственного археологического заповедника-музея.
По его словам, наиболее перспективным направлением в деле популяризации культурного наследия является музеефикация, а именно – реконструкция и консервация памятников культуры в музеях под открытым небом. Отрарский оазис и прилегающие к нему регионы были древнейшим центром оседлости, ирригационного земледелия и городской цивилизации Казахстана. Поиски его истоков привели к памятникам древнейшей культуры присырдарьинских племен эпохи поздней бронзы и оседлых саков, живших там в первом тысячелетии до нашей эры.
Так, в низовьях Сырдарьи, в дельтах Жанадарьи и Инкардарьи нашими археологами были открыты и раскопаны монументальные многокамерные погребальные сооружения саков, относящиеся к VIII–III векам до н. э. – древнейшие мавзолеи типа Тугискен, Баланды-2, Чирик-рабат, Бабиш-мулла-2, с купольными перекрытиями, сложенными из сырцового кирпича. Они свидетельствуют, что древнее население Южного Казахстана владело не только техникой изготовления кирпича-сырца, но и сооружало из него культовые здания сложного архитектурного решения, имело богатый технический опыт строительства. Несомненно, опыт и умение были обретены в результате массового возведения жилых и хозяйственных помещений, глубоко продуманного архитектурного оформления поселений и городов.
Археологические данные показывают, что в первой половине первого тысячелетия нашей эры укрепленные поселения получают распространение по всей территории Южного Казахстана. Так, в низовьях реки Арысь и средней Сырдарьи (Отрарский оазис) зарегистрировано и обследовано более 130 таких объектов. Раскопы на поселениях Костобе (южное), Торткольтобе и Караултобе, Кок-Мардан открыли нам топографию поселений, их застройку, высокий уровень хозяйственного и культурного развития.
По словам ученого, в эволюции южноказахстанского средневекового города есть преемственность от небольших ранних поселений 1 тыс. до н. э. до развитых центров восточной цивилизации. В период развитого средневековья Южный Казахстан с Отрарским оазисом становится одним из крупнейших центров городской цивилизации Казахстана и всей Средней Азии.
– О масштабах экономического и культурного развития Отрарского оазиса говорят руины свыше 150 поселений и городов, следы мощной и широко разветвленной оросительной системы, – говорит Серик Акылбек. – Хронологические пределы жизни Отрара охватывают период с I по ХVIII века. Как свидетельствуют письменные источники, Отрар хранит двухтысячелетнюю богатую удивительную событиями историю.
Этот город был крупным центром на Великом шелковом пути, средоточием различных культур и цивилизаций: китайской, европейской, восточной; религий – христианской, мусульманской, зороастрийской. Округ Фараб дал человечеству великого ученого-энциклопедиста Абу Насра аль-Фараби.
Отрар был не только центром экономической и культурной жизни, но и центром научной мысли средневекового Казахстана. Культура Отрара и оазиса оказывала влияние на жизнь всего сырдарьинского региона.
Так, художественная продукция отрарских ремесленников поступала на рынки городов северных и южных склонов Каратау – Сузака, Кумкента, Сюткента и Икана; среднего течения Сырдарьи – Ясы, Саурана, Сыгнака, Куджана, Аккоргана, Узгента; долины Арысь, находившихся на местах городищ, ныне известных как Караспантобе, Жуантобе, Шортобе.
– Городище Отрар расположено на хорошо разработанном туристическом маршруте, который охватывает археологические памятники и сакральные места Южного Казахстана, – подчеркивает Серик Акылбек. – За 2019 год памятники Отрара посетили четверть миллиона человек. Количество посетителей с каждым годом растет. Эта тенденция уже прослеживается на протяжении десяти лет.
Как он отмечает, для создания музея под открытым небом на городище Отрар в первую очередь продолжатся раскопки на территории шахристана. Будут вскрываться жилые массивы различных эпох, магистральные улицы.
Реставрационные работы последуют за археологическими и предполагают частичную реконструкцию вскрытых объектов.
Они прольют свет на генезис городской культуры Казахстана, развитие градостроительного искусства и архитектурного декора, значение Отрарского оазиса в средневековом Казахстане. Наиболее полно будет изучена фортификация шахристана.
Итак, в результате реставрационных работ на городище будет создан музей под открытым небом. Использование методов реконструкции и конструирования при актуализации открытых объектов обеспечат сохранность памятников, позволят широко презентовать культурное и духовное наследие Казахстана.
Кроме того, реализация проекта музея под открытым небом повысит качество оказания услуг туристам, что в свою очередь даст возможность высоко поднять имидж нашей страны в мире.