Первый летчик-казах Жолдасбек Нурымов достоин памятника

4819
Алибек Байшуленов, Кызылординская область

Судьба кызылординского фронтовика-орденоносца Жолдасбека Нурымова сложилась неординарно. Ряд подробностей его короткой, но насыщенной событиями жизни стал известен только недавно.

фото из семейного архива

Первый в небе

Тщательное изучение его биографии началось семь лет назад, когда в редакцию областной газеты «Кызылординские вести» обратился житель села Ширкейли, учитель русского языка и литературы средней школы № 129 им. А. Жамишева Хамза Кызылхожаев. И рассказал о своем дяде Жолдасбеке Нурымове, уверяя, что он – первый летчик-казах. А в подтверждение представил архивные документы, газетные вырезки военных лет, воспоминания современников. Исследованием фактов занялся тогда еще корреспондент, после – главный редактор газеты Жанибек Исаев.

– Информация про летчика-фронтовика меня очень заинтересовала, так как до того времени о нем не было подробных сведений. Во время поисков данных о Жолдасбеке Нурымове мне не помогли справками ни советы ветеранов, ни какие-либо другие архивные организации. Немного помог Интернет. И тогда по имеющимся на руках данным я написал материал под названием «Вместо сердца – пламенный мотор», – рассказал коллега.

Единокровные сестры

Публикация неожиданно получила продолжение – в редакцию пришло письмо из итальянской Мессины от дочери фронтовика Ирины Жолдасбековны Новиковой, которая прочитала мате­риал в Интернете. Она призналась журналисту, что благодаря ему узнала многое о своем отце.

– Ей было известно, что у папы было несколько браков и в Казахстане живут ее единокровные сестры. Я рассказал о них. Поблагодарив за информацию, она попросила меня поспособствовать встрече с сестрами, так как всегда мечтала найти их и навестить могилу отца, – продолжает Жанибек Исаев.

Встреча единокровных сестер Нурымовых в Шымкенте

Известно, что у Жолдасбека Нурымова было четыре брака. От первого, с Гульсим, сестрой супруги тогдашнего секретаря ЦК Компартии Казахстана Жумабая Шаяхметова, на свет появились три дочери: Рита (Риорита), Зарема и Лаура. Рита ушла из жизни рано, а Зарема и Лаура живут в Алматы. Второй брак со знаменитой танцовщицей, народной артисткой Казахской ССР Шарой Жиенкуловой продлился восемь лет. От третьей супруги Галимы, с которой в Шымкенте провел последние годы жизни наш земляк, родились дочери-близняшки Нурзия и Нурия, а также Нурсулу.

После переговоров со всеми дочерьми Нурымова журналист помог сбыться мечте сестер.

– Первая встреча Заремы, Лауры и Ирины состоялась на 72-летие Победы в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алматы. Через два дня в Шымкенте сес­тры соединились с Нурией и Нурзией. Это было неописуемо – цветы, радость, слезы, признания, воспоминания и переживания... Дочери летчика возложили цветы на могилу отца, побывали на улице, носящей его имя, посетили Мемориал Славы, где на гранитной плите среди более 140 тысяч южноказахстанцев – участников Великой Отечественной войны высечено имя их папы, – рассказал Жанибек Исаев.

Мальчик из Приаралья

Жолдасбек Нурымов родился в феврале 1912 года в ауле № 3 бывшего Теренозекского района (ныне село Амангельды Сырдарьинского района). Изначально мальчик носил фамилию Кызылкожаев – по имени отца Нурыма, позже стал Нурымовым. Рано осиротел и воспитывался у брата отца Калмухамеда. В 1920 году после недолгой учебы у местного муллы он поступил в одну из школ Кызылорды. В 1929-м устроился на работу в железнодорожное депо по ремонту паровозов. В 19-летнем возрасте Жолдасбек, услышав, что в Батайске, Тамбове и Балашове открылись авиашколы, стал оби­вать пороги местного горкома комсомола в надежде получить направление на учебу. Помог родной коллектив железнодорожной станции, и в 1931 году парня зачислили в школу по подготовке летчиков гражданской авиации в Балашове. В 1933-м Жолдасбек вошел в группу первого выпуска молодых авиаторов. Госкомиссия присвоила ему квалификацию летчика 2-го класса, и он был назначен летчиком-инструктором этого учебного заведения.

В середине 30-х годов Нурымов мог возвратиться в Казахстан – в Алматы и Актобе открывались управления воздушного флота. Но руководство направило пилота в Западно-Сибирское управление гражданского флота в Новосибирск. Позже его перевели в Петропавловск, где создавался новый 230-й авиационный отряд.

Первый материал о летчике Нурымове с фотографией вышел в свет в газете «Пропеллер» 18 августа 1936 года и назывался «Нурумов – первый пилот-национал в нашем управлении». До войны авиатор облетел всю страну. В 1937 году удостоился Почетной грамоты ЦИК Казахской АССР, а в начале 1940-х на груди у летчика красовался знак «За 300 000 километров полета».

В июне 1941-го Нурымов отправлен на фронт командиром военно-транспортного самолета в составе Юго-Западного фронта. До апреля 1942-го участвовал в боях под Киевом, Харьковом, Ворошиловградом, Сталинградом, на Волховской линии…

Как вспоминает в своих мемуа­рах «Соқпақты өмір» участник войны, доктор исторических наук, профессор Ибрахим Шамшат­улы, кызылординский летчик пользовался большим уваже­нием среди сослуживцев: «Был сентябрь 1943 года. Разгромив врага на Курско-Орловской дуге, Красная армия двигалась на запад. Как-то, будучи в наряде, в штабе полка встретился с капитаном-казахом. После недолгой беседы летчик достал из нагрудного кармана маленькую коробочку с витаминами и несколько штук дал мне. Пилотам в то время полагались витамины, поскольку они могли находиться в воздухе по 5-6 часов. Звали капитана Нурумов Жолдасбек. Своим грозным видом он напомнил мне Кобланды-батыра. Он в то время был командиром отряда, а заодно летчиком-инс­труктором. То есть до выполнения бое­вых задач тренировал молодых пилотов. У него на груди висели два или три ордена. В эскадрилье Жолдасбека ценили и любили, а в неформальной обстановке величали его по-свойски Беком».

В боях Нурымов был дважды ранен. В 1944 году после тяжелого ранения его демобилизовали инвалидом II степени. После госпиталя 33-летний фронтовик не вернулся в Кызылорду, а стал проходить реабилитационные курсы. Так, успешно пройдя медкомиссию в Москве, в конце 1945 года летчик получил заключение о годности к полетам. А 1 февраля 1946-го стал пилотом самолета ЛИ-2 авиаотряда № 7 в Алматы. С тех пор Жолдасбек не расставался со штурвалом самолета до 1952 года. Он освоил более 15 видов самолетов, налетал свыше 7 783 часов, внес большой вклад в развитие отечественной авиации. Однажды старая рана дала о себе знать, и летчику пришлось забыть о небе. Так, кадровый авиатор стал диспетчером по регулированию воздушного движения в аэропорту Шымкента.

Жолдасбек Нурымов ушел из жизни в марте 1966-го, похоронен в Шымкенте. В июне 2008 года его именем назвали одну из улиц города, а на доме, где он жил, установили памятную доску. А еще, как сообщили дочери, в учебном центре Академии гражданской авиации под Алматы есть его именной самолет.

Никто не забыт, ничто не забыто?

А на малой родине летчика, в Кызылорде, о прославленном земляке до сих пор широкой общественности известно мало.

– Пытаясь обратить внимание местных властей на историю незаслуженно забытого ветерана Великой Отечественной, я не раз публиковал материалы и направлял соответствующие письма руководству Кызылординской области, Сырдарьинского района, совета ветеранов и других организаций с просьбой принять меры по увековечиванию имени Жолдасбека Нурымова. В Кызылорде нет улиц, школ или других объектов, наз­ванных именем первого в истории казахского летчика, – сетует Жанибек Исаев. – Между тем за особую храбрость в годы войны он был награжден орденами бое­вого Красного Знамени и Отечественной войны I степени, дважды – Красной Звезды. Как с горечью рассказывала Лаура Нурымова, в годы войны командование дважды ходатайствовало о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но каждый раз, пройдя успешно другие инстанции, фамилия отца «выпадала» из наградного листа в стенах ЦК Компартии Казахстана.

Между тем местные историки-краеведы полагают, что Жолдасбек Нурымов – первый летчик-казах в истории области и страны. Основания для этого есть, считают они. Известный журналист и писатель из ВКО Айтмухамбет Касымов в книге «Дүниені дүр сілкіндірген 108 минөт» пишет, что в газете «Қазақ әдебиеті» от 2 августа 1991 года первым казахом-летчиком назван кызылординец Жолдасбек Нурымов. Но, приводя свои аргументы в пользу уроженца Восточно-Казахстанской области Жакипбека Малдыбаева, автор уточняет, что он – первый военный летчик, а Жолдасбек Нурымов – первый гражданский летчик. Как факт, оба пилота-казаха окончили авиационную школу в 1933 году.

Популярное

Все
Кавалер ордена «Құрмет» Геннадий Насонов уже готовит своих подопечных к выступлению на Олимпиаде-2028 в Лос-Анджелесе
«Шығыс салбурыны»: полет нормальный
Казахстанская федерация футбола предложила использовать опыт взаимодействия с ФИФА и УЕФА
Этой осенью исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося башкирского поэта Мустая Карима
«Оқжетпес» завоевал золотые медали Первой лиги
Без работы не останешься
Потомки Золотой Орды
На что это похоже?
Не зря зовут страной петроглифов
«Слова назидания» на современном казахском
Энергия воздуха, воды и солнца – залог хорошего самочувствия
Не выходя из дома. Изучать государственный язык помогают технологии и соцсети
Смотреть на все с оптимизмом
Разработана концепция для поддержки лиц с инвалидностью
С вниманием к гражданским инициативам
Единому национальному тестированию – 20 лет
Съемки охватили все времена года
Большой помощник в работе
Под знаком трех юбилеев
Нарисуем – будем жить!
Чеченка с казахской душой
Премий для госслужащих больше не будет
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Решительный шаг к независимости
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В октябре 1990-го страна ступила на новый путь развития
В Алматы будут выпускать лекарство от рака молочной железы
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
С заботой о старшем поколении
Не просто дата в календаре
Бектенов поздравил казахстанцев с Днем Республики
Президент России поздравил Токаева с Днем Республики
«Самостоятельности у шахт не было»
После публикации в «Казправде»
Американцев привела в восторг техника и мастерство дзюдоиста из Казахстана
Сертификаты на квартиры вручили работникам культуры в Астане
Маулен Ашимбаев поздравил соотечественников с Днем Республики
20 автомобилей вручили работникам водной отрасли в честь Дня Республики
Кто он, основатель Семипалатной крепости?
Аул Бозанбай, что в 65 километрах от Усть-Каменогорска, в октябре будет встречать гостей со всего мира
Ушел из жизни сын известного казахстанского композитора Армана Дуйсенова
Предприятие оштрафовали на 2,9 млрд тенге в Актюбинской области
Молодая семейная пара педагогов из Алматы планирует переехать в сельскую местность
Ломать - не строить: водоканал в Шымкенте хотят вернуть государству
Ждут туристов в Атырау
В Жамбылской области поэтапно включают отопление
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Запуск экспресс-маршрутов в Астане: названа цена проездных билетов
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Аким Кызылординской области проверил готовность региона к отопительному сезону
«Барьеры мы создаем в своей голове» – параспортсмен
Шымкент меняет трубы: десятки километров теплотрасс заменены в южном мегаполисе
«В условиях дефицита электроэнергии невозможно наращивать экономическую мощь страны» – мажилисмен
Реконструкция близится к завершению
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Кадры для атомной отрасли
Нужны дополнительные мощности

Читайте также

Памятник фронтовику из Павлодара установили в Беларуси
Боец из Узунколя Сергей Воропаев в фашистском плену не слом…
После войны к мирной жизни возвращаться было непросто
Героями стали в двадцать лет

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]