
Правовой основой обеспечения межэтнического согласия в первую очередь выступает Конституция. Так, согласно статье 39 Основного закона, признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие.
Также Конституция РК провозглашает в качестве основополагающих принципов деятельности республики общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм.
В ряде конституционных норм прямо закреплены положения, которые направлены на недопущение дестабилизации межэтнических отношений в республике. Так, например, запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований (п. 3 ст. 5), дискриминация по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам (п. 2 ст. 14), пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия (п. 3 ст. 20).
Конституционный уровень обеспечивает представительство интересов различных этносов Казахстана на уровне Парламента РК. Так, в рамках конституционной реформы 2007 года впервые в истории независимого Казахстана в Парламент РК были избраны депутаты от Ассамблеи народа Казахстана. По сегодняшний день главной функцией депутатов от АНК являются обеспечение и защита этнических интересов. Таким образом, АНК стала реальным механизмом агрегации интересов этносов Казахстана.
Конституционно-правовые запреты дополняются мерами уголовной и административной ответственности за соответствующие правонарушения в сфере межэтнических, межконфессиональных и межнациональных отношений. В частности, Уголовный кодекс РК предусматривает ответственность за возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни (ст. 174), за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное по мотивам социальной, национальной, расовой или религиозной вражды (ч. 2 ст. 202), за надругательство над телами умерших и местами их захоронения по мотиву национальной, расовой или религиозной ненависти либо вражды (ч. 2 ст. 314), создание общественного объединения, провозглашающего или на практике реализующего расовую, национальную, родовую, социальную, сословную или религиозную нетерпимость или исключительность, призывающего к насильственному ниспровержению конституционного строя, подрыву безопасности государства или посягательствам на территориальную целостность РК, а равно руководство таким объединением (ч. 2 ст. 404).
Также в Кодекс РК «Об административных правонарушениях» включены нормы, устанавливающие ответственность за распространение на территории РК продукции средств массовой информации, содержащей сведения и материалы, направленные на пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности РК, подрыва безопасности государства, войны, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, пропаганду и оправдание экстремизма или терроризма, а также раскрывающие технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения (ст. 453), и другие.
Наряду с конституционным регулированием данной сферы отношений можно выделить также и иные, такие как политико-правовой, институциональный и научно-методологический уровни регулирования.
На политико-правовом уровне осуществляется разработка политических инициатив для реализации основных принципов межэтнического и межконфессионального согласия. Так, например, согласно статье 7 Конституции РК, государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана, а также статье 19, каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Право каждого казахстанца на сохранение самобытности своей культуры, свободный выбор языка обучения и воспитания закреплено, в частности, в законах РК «О гражданстве Республики Казахстан», «О языках в Республике Казахстан», «Об общественных объединениях», «О культуре», «Об образовании», «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия».
На институциональном уровне главным институтом обеспечения межэтнического согласия выступает Ассамблея народа Казахстана.
В настоящее время действуют Концепция развития домов дружбы АНК и ряд других актов Правительства РК, направленных на укрепление единства и межэтнического согласия.
4 сентября 2017 года Президентом РК на открытии 3-й сессии Парламента РК VI созыва было поручено внести поправки в Закон РК «Об Ассамблее народа Казахстана», в связи с чем внесены изменения и дополнения в указанный закон от 27 апреля 2018 года.
В настоящее время Министерством общественного развития РК ведется работа по совершенствованию нормативной правовой и законодательной базы в сфере межэтнических отношений. Так, приказом министра общественного развития утвержден План мероприятий по реализации Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об Ассамблее народа Казахстана» от 4 сентября 2018 года № 30.
Планом мероприятий предусмотрены разработка исполнительными органами АНК соответствующих актов, направленных на реализацию направлений деятельности ассамблеи, проведение мероприятий, реализуемых Советом АНК, поддержка деятельности этнокультурных объединений.
Также Указом Президента РК утверждена Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года) от 9 января 2019 года № 824.
Научно-методологический уровень обеспечивает осуществление таких основных мероприятий, как мониторинг состояния и тенденций развития межэтнических и межконфессиональных отношений, определение вызовов и угроз, всесторонний анализ и выработка рекомендаций.
Стоит отметить, что в развитии культуры толерантности, межэтнического и межконфессионального согласия, в предотвращении конфликтов на религиозной и этнической почве большое значение имеет создание единой системы информационно-аналитического обеспечения национальной политики.
В условиях многонационального состава населения Казахстана особое значение приобретает фактор межнационального согласия, основой которого является мирное сосуществование различных наций и народов, населяющих страну. Политическая модернизация общества создала возможности для обеспечения равенства всех казахстанских этносов, возрождения и развития их культуры и языков, что способствует утверждению толерантности в обществе и гармонизации межэтнических отношений.
В связи с этим, как закреплено в Концепции правовой политики РК, «будет возрастать роль правовых механизмов в сохранении и укреплении межнационального согласия, обеспечении единства многонационального народа Казахстана».
Анализируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что несмотря на то, что в Казахстане сложилась устойчивая модель межэтнического и межконфессионального согласия, ее поддержание требует еще более неустанных усилий как со стороны государства, так и со стороны всего общества.
Таким образом, усилия страны необходимо направить, во-первых, на обеспечение верховенства закона и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, отношения к религии и принадлежности к социальным группам, а во-вторых – на предупреждение и предотвращение деятельности, направленной на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни.