​Режиссер на все времена

940
Елена Брусиловская

Как известно, Алма-Ата военных лет стала своеобразной киностолицей. В далекий от фронта город были эвакуированы ведущие киностудии страны – «Мосфильм» и «Ленфильм», на базе которых организовали ЦОКС – Центральную объединенную киностудию. Здесь снимались такие известные ленты, как «Машенька», «Жди меня», «Секретарь райкома», «Она защищает Родину», «Актриса», «Воздушный извозчик», «Беспокойное хозяйство» и другие. Всего ЦОКС выпустила 23 полнометражные картины и 10 короткометражек, так называемых боевых кино­сборников.

Сергей Эйзенштейн поначалу был художественным руководителем ЦОКСа. Он провел на казахстанской земле неполные 3 военных года, но в них вместилось так много, что иному хватило бы на целую жизнь. Им было написано более 20 статей по теории кино, он преподавал, выс­тупал на радио, но самое главное – снимал «Ивана Грозного».

Два больших здания, где ранее размещался кинотехникум, отвели эвакуированному в Алма-Ату Всесоюзному государственному институту кинематографии — ВГИКу. Заведующим кафедрой режиссуры стал Сергей Михайлович Эйзенштейн. Сейчас в этих стенах располагается университет «Туран». В память о славном кинематографическом прошлом здесь открыт мемориальный кабинет Сергея Эйзенштейна.

Несколько лет назад известный казахстанский кинодокументалист, профессор кафедры кино­искусства факультета «Академия кино и телевидения» университета «Туран» Игорь Гонопольский снял фильм «Эйзенштейн в Алма-Ате». Он вспоминает:

– Мы делали фильм не столько об Эйзенштейне, сколько о том, что происходит, когда гений берется снимать кино. Пытались ответить на вопрос: как можно было быть художником в то время – время революционных переворотов и сталинских репрессий? Ведь в разные периоды жизни Эйзенштейн был очень разным. Были и бесспорные удачи, даже триумфы, но были и моменты отчаяния, когда он находился на грани самоубийства.

Вне зависимости от времени создания истинное произведение искусства всегда потрясает. Недавно я решил пересмотреть «Ивана Грозного» и поразился, как потрясающе снят фильм! Во всем, в каждой мелочи, за какую ниточку ни потяни. Такого кино сейчас нет! Это серьезное интеллектуальное кино, которое требует определенной подготовленности зрителя, ведь фильм снят на уровне не диалогов, а образов, символов, которые надо уметь понимать и прочитывать. Фильмы Эйзенштейна, Эйзена – как его звали коллеги и друзья, – это искусство такого высокого уровня, до которого и сегодня могут дотянуться единицы, а «Иван Грозный» – вершина его творчества.

На съемках фильма работали двое великолепных операторов: Андрей Москвин снимал в павильо­нах, Эдуард Тиссэ – на натуре. Про Москвина говорили, что он понимал, что черное и серое – это тоже цвет. Как Бетховен, глухой в последние годы жизни, слышал свою музыку, так Моск­вин, плохо видевший, потрясаю­ще чувствовал цвет. А Эдуард Тиссэ был оператором, понимаю­щим природу и человека в природе. Посмотрите, как Москвин выстраивает ставший уже хрес­томатийным кадр, когда Иван Грозный, бросив Москву, уехал в Александровскую слободу, веря, что посадская Москва придет за ним и будет просить вернуться на царство. Черной лентой по белому снегу вьется толпа просящих. Лицо царя показано в профиль. Кадр выстроен так: на переднем плане крупно лицо Ивана, который стоит нагнувшись, как бы на выходе из горницы, а перед ним вдалеке цепочка людей, и видно, как они падают перед ним на колени… Потрясающе задумано и снято!

Эйзенштейн был ренессансным человеком, он действительно знал все! Мог быть архитектором, ведь у него отец был городским архитектором в Риге, и сам Сергей Михайлович учился в Институте граж­данских инженеров. И он знал не только архитектуру как таковую, но всю ее историю с древнейших времен. А как он рисовал! С 10 лет Эйзенштейн виртуозно рисовал комиксы, делал подробнейшие раскадровки всех своих фильмов. Знал 5 языков, причем на каждом говорил, как на родном. Я даже не знаю, чего он не знал. Он обладал не просто вселенским масштабом знаний, он пропускал все через себя и всем этим пользовался. Представляете, какой у него был в голове компьютер!

– Фильм «Иван Грозный» Сергей Михайлович называл своей Голгофой, потому что он потребовал от него титанических усилий, и прежде всего нравственных. И еще – Эйзенштейн создал фильм, звучащий настолько современно, что он был запрещен...

– Там просматривались аллюзии в сторону Сталина, то есть подразумевались некие исторические параллели. Кстати, сама картина снималась фактически по заказу Сталина. И если в первой серии жестокость, коварство и авторитаризм Ивана оправдывались объективностью исторического момента, помните – «не ради себя, своей славы, а ради Русского царства великого», то во второй серии стержневой стала фраза «един, но один». Эйзенштейн понимал опасность такого решения темы, поскольку советская власть была, как известно, «всегда с народом», а тут – одиночество.

Разумеется, он не проводил явных параллелей, но тень Человека, Раскуривающего Трубку, стояла у него за спиной. Поэтому после первой серии Эйзенштейн получил Сталинскую премию и орден Ленина. А после второй – инфаркт. Сталину вторая часть не понравилась, и фильм был положен на полку. Он вышел в прокат только в 1958 году после смерти вождя. Надо отметить, что вторая серия «Ивана Грозного», показанная тогда на Всемирной выставке в Брюсселе, возглавила список 12 лучших фильмов всех времен и народов.

Судьбы фильмов Эйзенштейна не были одинаковыми – одни принимались на ура, другие отвергались. С триумфом прошел «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», а вот, например, «Бежин луг» о Павлике Морозове постигла печальная участь. Фильм вообще был смыт, потому что там образ кулаков получился настолько привлекательным, что ленту нельзя было пускать на экран.

– Большой удачей признана еще одна историческая лента – «Александр Невский».

– Здесь, как в «Иване Грозном», аллюзии оказались более чем совре­менными. Почему в трудные военные годы, когда денег не хватало на снаряды, в Алма-Ате снимался «Иван Грозный»? Да потому что эта картина была нужна Сталину как воздух. Более того, он хотел, чтобы ее увидел весь мир и чтобы этот фильм сделал именно Эйзенштейн – режиссер, которого знал весь мир, можно сказать, прижизненный классик кино.

Но Эйзенштейн столь откровенно его снял, и естественно, что картина была запрещена. Сталин был недоволен, что у царя Ивана была, оказывается, совесть, что он терзал себя за свои грехи, каялся и просил прощения у Бога...

– А правда ли, что Эйзенштейн знал, как опасно прикасаться к личности Ивана Грозного?

– Это действительно так. И тому немало примеров. Карамзин умер на грозновском томе своей «Истории государства Российского», Алексей Константинович Толстой – на трилогии в стихах «Смерть Ивана Грозного», Алексей Николае­вич Толстой – на драматической дилогии «Иван Грозный». Кстати, известно, что дату своей смерти Эйзенштейн буквально вытянул из находящегося тогда в Алма-Ате знаменитого ясновидца Вольфа Мессинга. «Вы умрете в 50 лет», – сказал тот. Так и произошло.

Много работая как режиссер, Эйзенштейн был и крупнейшим теоретиком кино, создателем того киноязыка, той стилистики, на которой базируется современный кинематограф.

Популярное

Все
Будет ли в столице новый сквер?
В Астане готовятся к военному параду
Они сражались за Родину
Социальный автокараван проехал по селам
Гвардейцы обеспечивают порядок в зоне подтопления в СКО
Под парусом вечного неба
В УЕФА внимательно наблюдают за инфраструктурными изменениями
В Алматы прошел Фестиваль звонарного искусства
Он беседовал с Фиделем Кастро и пел с Юрием Гагариным
Слово о наставнике и друге
Страх на руку мошенникам
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций
Распоряжение Главы государства о назначении
Более 200 лет составляет трудовой стаж педагогической династии Адильгазиновых
Государственный деятель, дипломат, гражданин
Кенсай привели в порядок к празднику
К исследованию озера Балхаш подключится Франция
101-летний Ыскак Хусаинов всегда с трепетом ждет 9 Мая
101-й день рождения отметила ветеран Тамара Максимова
Самая большая зона отдыха появится в Алматы
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Инвесторы предлагают построить несколько линий ЛРТ между Алматы и областью
Удивительная судьба Масима Якубова
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Школьное меню: прокуратура ЗКО отменила госзакупки на сумму на 70 млн тенге
«Краткая история Шынгыз-хана» издана на русском и английском языках
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Трижды обманувший смерть
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Дом на стенах держится
Трагикомедия «Кызыл дамбал» вышла в общереспубликанский прокат
Юный шахматист из Мангистау на пороге исторического рекорда
Основываясь на принципах честной журналистики
Примем участие в стыковых матчах Евро-2026
Сильные дожди с грозами ожидаются в Казахстане
«Не смолкнет песня боевая...»
Отважный герой-пограничник
Саксаул пустыне возвращает жизнь
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Формула успеха для Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
В каких районах Астаны появятся новые школы
Трамп поднял размер пошлин на импорт из Казахстана до 27 процентов

Читайте также

Встреча министров иностранных дел стран Центральной Азии и …
Безопасный труд: вызовы и решения
Как сделать города комфортней и экологичней
Государственный деятель, дипломат, гражданин

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]