С 1 марта общественный транспорт Шымкента работает без кондукторов. Но не всем это по нраву

4449
Любовь Доброта, Шымкент

Саботажем называют в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог реакцию водителей автобусов на введение системы работы без кондукторов.

фото автора

С 1 марта общественный транспорт Шымкента работает по-новому. В салонах автобусов больше нет кондукторов, собирающих плату за проезд. К их деятельности было много претензий и жалоб как со стороны пассажиров, так и руководства департамента автомобильных дорог и общественного транспорта (ПТ и АД) городского акимата.

– Мы постоянно слышали, что кондукторы требовали оплату наличными, порой даже силой препятствовали попыткам граждан оплатить проезд через карту TOLEM, QR-кодом или посредством СМС, – говорит руководитель городского управления ПТ и АД Мухтар Коканбаев. – Много было сообщений и даже сюжетов в социальных сетях о том, как водители, работая на дублирующих маршрутах, устраи­вали драки между собой. Все это – следствие конкуренции за пассажира. На все шли ради того, чтобы больше заработать денег, и зачастую – в свой карман.

То, что значительная часть выручки утекала мимо кассы, стало ясно уже в самом начале реформирования системы организации пассажирских перевозок.

В первый же день работы без кондукторов выручка резко выросла. И это притом, что многие пассажиры ехали «зайцем»: кто-то решил сэкономить, воспользовавшись хаосом и неразберихой, а кто-то и хотел бы оплатить за проезд, но не понимал, как это сделать в условиях, когда автобус битком набит пассажирами, а валидаторы в салоне отключены, наклеек с QR-кодом нет или их недостаточно.

– Это была среда, середина недели, – рассказывает Мухтар Коканбаев. – Наблюдая за происходящим, мы переживали, что показатели транзакций резко упадут. Вечером в офисе оператора Электронной системы оплаты проезда (ЭСОП) TOLEM собрались руководители автопарков, транспортники, чтобы обсудить, как прошел первый день, какие обнажил проблемы.

И тут вдруг выяснилось, что пассажиропоток не просто не снизился, а даже увеличился по сравнению с предыдущим днем, 28 февраля. На целых 17%! Представляете? В денежном выражении это около пяти миллионов тенге!

Экономический эффект от перехода на безкондукторную систему оказался очевидным, как очевидно и то, почему ее внедрение откладывали в городе на протяжении долгого времени, находя для этого самые разные предлоги.

Результаты первого дня только подтвердили напрашивающееся само собой предположение о том, что отказ от кондукторов из месяца в месяц откладывался лишь потому, что явно кому-то не хотелось потерять денежный ручеек. Неконтролируемый и неучтенный.

В первый день работы без кондуктора было зафиксировано 360 тыс. транзакций, потом – 374 тыс., дальше – 380 тыс. Уже 7 марта этот показатель вплотную подобрался к 400 тыс. Рекорд! Но и он оказался побит 15 марта. В этот день 407 тыс. пассажиров официально оплатили свой проезд.

– Рост оплаты в целом по городу составил 24–27%, в некоторые дни он увеличивался на треть, – делает расклад Мухтар Коканбаев. – Небывалый рост отмечен в выходные дни – до 60%! Раньше суббота и воскресенье для автопарков считались провальными – резко снижалась оплата. Водители это объясняли отсутствием пассажиров. Но оказывается, в выходные дни вся выручка в основном шла в карман им и кондукторам. И мы прекрасно понимаем, почему не всем нравится отказ от кондукторов. Отсюда и тот саботаж, который порой чинят водители. Хочу, чтобы они скорее поняли, что возврата к былой схеме организации пассажирских перевозок больше не будет.

Мне, как человеку, активно пользующемуся услугами общественного транспорта, по душе такой настрой и решительность молодого руководителя. Он со своей командой старается навес­ти порядок в отрасли, несмотря на попытки части водителей, причем значительной, дискредитировать саму систему перевозок без кондукторов.

Водители пускаются на самые разные ухищрения, стремясь спровоцировать недовольство и возмущение нововведением со стороны пассажиров. В автобусах, к примеру, открывают только переднюю дверь, заставляя пассажиров буквально проталкиваться в салон и обратно.

Теперь уже водители, а не кондукторы просят каждого входящего пассажира оплатить проезд наличными, при этом не выдают положенные чеки. Если нет мелочи, предлагают перечис­лить оплату на личный номер телефона, привязанный к Kaspi, и с готовностью протягивают сдачу со ста тенге. Валидаторы в салонах нередко не работают, а наклеек с QR-кодом и СМС нет.

В час пик, когда в салоне автобуса пассажиров что селедок в бочке, такая ситуация выводит из себя даже самых уравновешенных. Складывается впечатление, что пассажиров просто вынуж­дают загодя готовить мелочь для быстрого расчета, чтобы не задерживать движение автобуса.

– Сейчас у водителей нет пресловутого плана, как это было раньше, – поясняет Мухтар Коканбаев. – В его обязанности не входит контроль оплаты проезда со стороны пассажиров. Для этого есть контролеры, которых набрали по конкурсу из числа бывших кондукторов. Сейчас они ведут разъяснительную работу, информируя, что, заходя в автобус, надо сразу же оплатить проезд, а не сидеть и ждать контролера. Есть уже и первые штрафы за безбилетный проезд – два МРП, или около семи тысяч тенге. Проводим рейды совместно с местной полицейской службой.

Мухтар Коканбаев особо обращает внимание на то, что водитель обязан соблюдать правила дорожного движения, обеспечивать безопасность перевозок и культуру поведения. И, конечно же, открывать все двери для входа и выхода пассажиров. И признает: пока есть факты, когда водители идут на нарушения, создавая толчею и неудобства. И все это ради противоправного дополнительного заработка.

Открытое игнорирование водителями правил перевозки в автопарках связывают с дефицитом кадров, который ощущается на протяжении ряда лет. Зная, что, даже будучи уволенным с одного автопарка, несложно устроиться на работу в соседний, те продолжают «рулить» на маршрутах, пытаясь установить свои правила, предполагающие хоть тоненький, но непрерывный ручеек «левой» наличности.

В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог утверждают, что не намерены идти у них на поводу, и возврата к прежней системе перевозок не будет.

– Самое главное, чтобы водители осознали: автобусы без кондукторов в Шымкенте – это навсегда, – говорит Мухтар Коканбаев. – Тем более что уже с марта повышена заработная плата. Сбора наличными, как они привыкли, больше не будет однозначно. Мы также выставили требование оператору TOLEM, чтобы все салоны обеспечили наклейками с QR-кодом и СМС, которые обдирали сами же кондукторы, а теперь, видимо, водители, пытаясь переложить вину на пассажиров.

Чтобы прекратить подобную практику, коды изготовят на деревянных табличках и прикрутят к металлу шурупами – такие не отдерешь. Таблиц с QR-кодом должно быть с десяток на каждый автобус.

Кстати, по информации руководства одного из перевозчиков – транспортной компании «Радуга» – оплата проезда при помощи QR-кода превысила 50% от общего количества транзакций. При этом замечено, что сейчас зачастую водители отключают мобильный валидатор, чтобы не выдавать настойчивым пассажирам чек при оплате наличными.

Совершенно очевидно, что оператор TOLEM заинтересован в том, чтобы все валидаторы в автобусах находились в исправном состоянии, иначе это отразится на доходах, поскольку по договору компания получает определенный процент отчислений от каждой транзакции. Поэтому и ремонт проводится по заявке сразу же, а вот если такая заявка не поступает, то предусмотрены санкции в отношении автопарков.

Точно так же отсутствие в автобусе QR-кодов для оплаты может обернуться штрафом для перевозчиков. Руководство департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог предупредило все автопарки о неизбежном снижении суммы субсидий, намереваясь удерживать по сто тысяч тенге за каждый зафиксированный факт отсутствия QR-кодов.

В текущем году из городской казны на субсидирование общественного транспорта выделено 23 млрд тенге. Сумма колоссальная, учитывая, что бюджет города формируется в том числе и за счет трансфертов из республики. При таком положении дел совершенно недопустимо, чтобы ежедневно миллионы тенге оставались «в тени» и уводились от налогов.

В том, что пассажиры быстро адаптируются к нововведениям, сомнений нет. И в честности шымкентцев зря сомневались. За редким исключением все сразу же оплачивают проезд. Тех, кто мыслит себя «зайцем», неизбежно ждет встреча с контролерами, больше сотни которых в две смены работают по всему городу. Общеизвестно: наказание штрафами весьма действенно.

Осталось только дождаться, когда водители перестанут «рулить» и «заправлять», прекратят смотреть на каждого пассажира, как на потенциального безбилетника, переключившись на исполнение своих непосредственных функциональных обязанностей. И станут открывать навстречу пассажирам все двери, не провоцируя рукотворные заторы и толчею, скандалы и конфликты.

Популярное

Все
Преодоление. Пять лет созидания
Признать БВУ соучастниками мошеннических схем предлагают юристы
Семейный психолог, руководитель психологического центра и НПО «Мое возрождение» Альвина ЮСУПОВА говорит о том, как сохранить семью
Остановка по требованию аудита
Семнадцать видов вторсырья принимали на экоакции, посвященной Всемирному дню окружающей среды
Свыше 151 млн тенге выплачено фермерам Приуралья за погибших во время паводка сельхозживотных
Привели в порядок окраину
Отряд «Жасыл ел» привлекут к строительству домов для пострадавших от паводков
20 процентов или шанс на жизнь?
Посевную кампанию завершают фермеры Северного Казахстана
Впустите радость в свою жизнь!
Акцию «Обменяй мусор на подарок» провели в парке Караганды
Объединяя усилия: ГЧП призвано органично дополнять реформы в сфере привлечения инвестиций
9 млрд тенге выделили на теплосети Павлодара, Экибастуза и Аксу
11 стройкомпаний начали строить дома для пострадавших от паводков в селе Иргиз
Быть сильными, ловкими, смелыми
Учат быть солдатом
Бег делает мир чище и добрее
Чистоте в городах мешает мусор в головах
Еще одна напасть – саранча
Консолидация и развитие
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Дело Бишимбаева: Брат Салтанат Нукеновой рассказал о подготовке к апелляционному суду
Делегация Penn State прибыла в Казахстан для переговоров с Satbayev University
Знание государственного языка сыграло для Марины Сахаровой судьбоносную роль
Для бабушки она всегда құлыншақ и ботақан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса
В Актюбинской области отремонтируют 866 км автодорог
Аида Балаева рассказала о создании Казахстанского культурного центра в Пекине
Касым-Жомарт Токаев подарил реанимобиль НКЦЭМ
Дистанционная работа: быть или не быть?
Яркий мотопробег и выступления парашютистов создали праздничную атмосферу в Алматинской области
95-й сезон Алматинского ипподрома обещает стать самым зрелищным
Карина Мамаш заявила об угрозах от родственников мужа–дипломата
Массовые нарушения выявлены в системе образования
Кого винить, если у поварихи маникюр, а школьная посуда – в трещинах?
Без вести пропавшая студентка колледжа нашлась в Акмолинской области
Президент ознакомился с ходом строительства нового корпуса ННОЦ
Председатель Мажилиса назвал обоснованной критику в адрес правительства
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
У Ватикана есть процедура для проверки сообщений о сверхъестественном
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Олжасу Сулейменову – 88 лет!
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Учащиеся лицея № 5 имени Панфилова стали членами Международного Панфиловского движения
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения

Читайте также

В Астане спасли четырехлетнего ребенка от падения из окна
«Мертвым душам» начисляли деньги в больнице Карагандинской …
Ногу пенсионера из Кокшетау затянуло в культиватор
Конкурс грантов для женщин и молодежи объявили организаторы…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]