«Шепоты да взвизги, песни да смешки…»

4058
Илья Пащенко

Именно так можно описать атмосферу, царившую на репетиции «Ансамбля единства», созданного при «Қазақконцерт»
им. Розы Баглановой. Веселая и задорная, сердечная и чувственная, она стала настоящим погружением в искусство народного танца.

фото Игоря Бургандинова

А ведь начиналось-то все иначе. На полученное приглашение посетить репетицию новообразованного коллектива первым делом отозвался внутренний скептик: «Уж не собираются ли очередное образцово-показательное выступ­ление демонстрировать?» Не умолкал он, ведя беседу больше с самим собой, до самого здания Казахской нацио­нальной академии хореографии, где самого порога ты понимаешь, что попал в совершенно другой мир – мир искусства. И даже не показалось странным, что «встретил» он тебя требованием переобуться и оставить в гардеробе уличную обувь с медленно тающим слоем снега на подошве. Наверное, большое искусство начинается именно с таких малых деталей.

На просторах лабиринтообразных коридоров не раз можно встретить вечно куда-то спешащих артистов, которые, едва завидев тебя, неизменно делают книксены и реверансы, что на их языке озна­чает: «Здравствуйте! Мы очень рады видеть вас!» Не остаются в стороне и самые младшие воспитанники академии, по звонку покинувшие свои классы. У них торжественно-важные традиции переплетаются с детской непосредственностью: одарив тебя поклоном, они отходят и начинают задорно хихикать. Остается догадываться: то ли ты, пришелец, такой забавный, то ли у малышей просто хорошее настроение.

Переждав поездку на лифте и преодолев пару пусть и не крутых, но запутанных поворотов, наконец оказываешься в святая святых – репетиционном зале. О том, что внутри кипит рабочий процесс, догадываешься издалека, едва заслышав топот, хлопки и эмоциональные окрики хорео­графов, которые вовсю «гоняют» своих подопечных. Вот тогда-то некогда говорливый внутренний скептик окончательно замолчал и уступил место благодарному, внимательному зрителю. И стало предельно ясно, что никаких показательных выступлений ждать не стоит, ведь перед тобой откроется неприукрашенная, сложная и ответственная работа танцоров.

Дверь в зал открывается – и первое, что ты можешь увидеть внутри, это балетный станок, который служит своеобразной границей между тобой и артис­тами, всецело поглощенными репетицией. Доставать удостоверение и выдавать привычное «Здравствуйте, я из газеты…» не приходится – молодые танцоры, не занятые в отрабатываемом номере и собравшиеся около зеркала во всю стену, видимо, понимают это и без слов, ведь тотчас подтягиваются и стремятся принять лучшую позу. «Тщеславие», – наверняка сказал бы скептик, реши он вновь напомнить о себе. Но никакого тщеславия тут нет и в помине, а есть свойственное всем нам удовольствие от внимания к своей персоне.

Вдруг весь зал разом приходит в движение, и взгляд волей-неволей переключается на его центр, где, как уже начинаешь догадываться, вот-вот произойдет что-то занимательное. Звучит неповторимая, везде и всюду узнаваемая русская плясовая, и в середину зала, притопывая, выходит гармонист, рывком растягивающий меха инструмента. Заливающейся гармошке вторит бубен. Со свистом и визгом стремительно включаются в танец разделившиеся на пары и тройки девушки, а за ними вприсядку идут улыбающиеся парни.

Развеселое действо способно увлечь, заворожить и поднять настроение даже самому хмурому зрителю, хотя таковых, впрочем, и не наблюдалось. Скрывать нечего: если бы не служебные обязанности и напрочь отсутствующее умение танцевать, число пустившихся в пляс парней могло бы увеличиться хотя бы на одного человека. Вот она – сила искусства.

Но, как и все хорошее, танец, расставаться с которым не хотелось, все-таки заканчивается. С последними звуками плясовой эйфория спадает, а через несколько секунд хореографы уже устраивают подопечным разбор полетов и приступают к отработке неудавшихся движений.

И в этот самый момент можно воочию убедиться в том, что настоящий педагог вовсе не унтер Пришибеев от хореографии, который только и делает, что за каждую провинность распекает боязливых и сжавшихся учеников. Шедевр из-под палки не родится, и хореографы прекрасно это понимают. Своих воспитанников они, конечно, журят, но не более того. И очень скоро начинается работа над ошибками. «Раз-два-три, раз-два-три», – командует хореограф, наблюдая, чтобы выстроившиеся перед ним девушки правильно выполняли показанные минуту назад движения.

И вот тут-то, в самом разгаре учебно-воспитательного процесса, открывается секрет молодого коллектива: концертная программа еще только готовится, номеров практически нет, а потому, говорят организаторы собравшимся зрителям, увидеть вы сможете всего два танца. Вернее, теперь уже всего один – узбекский. И участвовать в нем будет наставница коллектива Эвелина Протасова, заслуженный деятель Узбекистана, приехавшая к нам из Ферганы.

Танец начинается неожиданно – с внезапного выхода на сцену двух танцоров, которые своими резкими движениями приглашают остальных артистов присоединиться к ним. Первыми на приглашение отзываются плавно скользящие по паркету девушки, навстречу которым, ритмично двигая руками, выходят парни. Танцоры объединяются в пары и кружатся по всему залу, пока зрители, прежде лишь наблюдавшие за действием, начинают аплодировать. Через некоторое время к своим воспитанникам присоединяется хореограф, и танец наполняется энергией опыта и отточенных умений, органично сочетающихся с энергией юности.

Учебный процесс не прекращается ни на минуту: наставница, кружась в танце, одновременно направляет своих учеников и обозначает им танцевальный рисунок. На наших глазах рождается уникальная хореографи­ческая композиция, состоящая из сменяю­щих друг друга плавных и резких элементов, которые в своем сочетании напоминают хорошо знакомую лезгинку. А она, как удается выяснить поз­же, является одним из наиболее любимых в Узбекистане танцев.

Музыка затихает, а хореограф, объявив перерыв, увлеченно рассказывает о костюмах, в которых на грядущем концерте будут выступать ее ученики. После импровизированного показа мод залюбовавшихся зрителей, как говорится, просят из гостей. Обидно, но уже ничего не поделаешь, ведь негоже мешать танцорам и занимать их время своими расспросами.

Но и уйти, не узнав ничего о будущем ансамбля, тоже нельзя. И вот почему. Коллективу всего несколько дней, о нем уже говорят как об уникальном явлении в нашей культуре. Согласитесь, такими эпитетами не разбрасываются и ради красного словца не употребляют. А значит, сам факт рождения ансамбля – это уже заявка на открытие новой страницы в искусстве народного танца.

Верны ли такие рассуждения? Ответ получаем у Эвелины Протасовой:

– У каждого коллектива есть своя энергетика, свой характер, свои задачи и свои цели. Задача этого ансамбля – доносить до зрителей то богатство народной культуры, которая является отражением духовной жизни каждого народа. То есть его уникальность – в интернациональном звучании представляемого искусства. Коллектив молодой, артистам трудно, но у них есть главное – желание. Когда есть желание, есть и результат. Сегодня была только вторая репетиция, а танцоры уже достигли определенных успехов. Впрочем, вы это и сами видели.

Действительно, видели. Именно поэтому и уходили из Академии хореографии со смешанными чувст­вами. С одной стороны, приятно, что очень скоро молодые артисты, отточив свое мастерство, смогут представить зрителям полноценную концертную прог­рамму, а с другой – вспоминаешь, как всего несколько минут назад радовался вместе с танцорами их удачно исполненным па, и уже жалеешь, что расставание наступило так скоро.

Быть может, все это вкупе и есть то, что Вознесенский называл ­«ностальгией по настоящему»? Когда все выспренно-идеальное, холеное и нарочито приукрашенное надоедает настолько, что ты начинаешь чувствовать пульс живой жизни даже в чьих-то про­счетах и падениях, а разбитые коленки, синяки, набитые в честной схватке с превратностями искусства, становятся милее белоснежных улыбок и выглаженных костюмов.

Конечно, впереди у молодых артистов – и костюмы, и улыбки, и полные залы. И давать всему этому яростную отповедь было бы глупо. В дорогом фраке или простом камзоле, а все-таки главное – никогда не забывать пройденных уроков, не расставаться с тем настроем, который помогал преодолевать все препятствия, и не превращаться в красивые, но полые внутри сахарные куклы из гофмановского «Щелкунчика».

Не будем горевать о том, что эволюция до сих пор не наградила нас даром предвидения. Лучше дождемся концерта, который должен состояться 1 марта, и уже тогда, умудренные увиденным, будем делать выводы. А пока от всей души скажем молодым танцорам: «В добрый путь!»

Популярное

Все
Воплощают на деле бизнес-идеи
За силу духа
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Год большой работы и серьезных наград
Эволюционирует «ныряющая» нить
Майк Тайсон ударил Джейка Пола на финальной дуэли взглядов
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
Спрос на автогаз превышает предложение
Ерлан Карин встретился с делегацией Вьетнама
Токаев назначил ряд послов
Путешествие длиною в жизнь
Миссия – создавать учебники
Врачи приближают заветные мечты тысяч семей
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Кинофестиваль «Евразия»: 70% членов жюри – иностранные эксп…
Кинофестиваль «Евразия»: отреставрированную версию фильма Ш…
В Нацбиблиотеке презентовали сборник стихов поэта Абубакира…
Зал имени Акима Тарази открыли в Национальной академической…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]