Спасатели фактически не контролируют работу лифтов в Казахстане

8162
Серик Кабдулов, Атырау

Покатались – и хватит?

Лифты должны быть в рабочем состоянии и безопасными, а сегодня некоторые из них находятся в неисправном виде. К слову, промышленную безопасность передали в Министерство индустрии и инфраструктурного развития в 2014 году, а функцию проверки подъемников вместе со штатной должностью передали в ведение ЖКХ. Теперь спасатели фактически не контролируют работу лифтов.

Стоит напомнить, что в 2013 году в лифте 16-этажного дома № 23 погибла 24-летняя девушка. Тогда лифт застрял между седьмым и восьмым этажами, и одна из пассажирок, не дождавшись приезда аварийной службы, попыталась освободиться самостоятельно и провалилась в шахту. Вслед за ней в шахту лифта спустился молодой человек. Спасатели извлекли из лифта двух человек и еще двоих из шахты. Уже тогда это был совсем не первый случай, когда лифт становился убийцей в микрорайоне «Алмагуль».

21 мая 2018 года произошла новая трагедия: двое подростков по неосторожности упали в шахту грузового лифта с 15-го этажа. А 4 августа прошлого года с 15-го этажа во время демонтажных работ упали в шахту лифта двое рабочих. Погиб 39-летний сотрудник обслуживающей компании, второй с тяжелыми травмами был доставлен в областную больницу.

Как сообщил руководитель жилищной инспекции города Атырау Кайрат Хабиев, в Атырау имеется 448 лифтов в 159 домах, из них 413 – пассажирские, 35 – грузоподъемные. На сегодняшний день в нерабочем состоянии 42 лифта в 20 домах, и из 42 у 24 нет необходимости в ремонте. Дело в том, что они находятся в 16-этажных домах в микрорайоне «Алмагуль», где имеются как пассажирские, так и грузоподъемные лифты. Так вот, жители этих домов решили, что пассажирские лифты вообще закроют, а грузовые оставят. Причина – платить за пользование обоими лифтами людям не по карману.

– На 2022 год запланирован ремонт 14 лифтов в шести многоэтажках, – отметил Кайрат Хабиев. – В ближайшее время начнем работу. Раньше она проводилась в рамках госпрограммы модернизации, а с 2020 года она изменена на Государственную программу жилищно-коммунального развития по капитальному ремонту домов. В статье 2 пункта 14 Закона РК «О жилищных отношениях» отмечено, что лифты являются общедомовым имуществом, поэтому государство не имеет права закладывать туда свои средства. Решение о ремонте лифтов должно приниматься на общем собрании собственников квартир, и дело это дорогостоящее.

При поступлении заявлений жителей на капитальный ремонт лифтов отдел жилищной инспекции проводит с ними собрание совместно с оператором таких работ, то есть ТОО «Коммунальное обслуживание жилых домов» – КОЖД. Разъясняется суть программы, определяется вид ремонта. Требуется согласие двух третей жителей. После этого разрабатывается проектно-сметная документация, проводится экспертиза. Далее – второе собрание, на котором называют сумму оплаты. Выясняется, согласны ли они на эту сумму провести модернизацию. И выбор подрядчика тоже остается за жителями. Если они сами не смогут выбрать, то им предложат выбрать из тех, кто работает на этом рынке в городе.

До 2022 года стоимость модернизации одного лифта составляла от 6 до 7 млн тенге, а сейчас цены жахнули до невероятных высот – почти 12 млн! Проекты, которые ранее сделали на 14 вышеупомянутых лифтов, никто взять на выполнение не пожелал, инфляция подставила подножку, пришлось вносить корректировку, опять-таки заручившись согласием жителей.

Люди, живущие на первых и вторых этажах, ничего платить не будут. А остальным бюджетные деньги придется возвращать в срок от 8 до 10 лет, и, что немаловажно, без процентов и надбавок, сумма оплаты не индексируется. В целом оплата зависит от квадратных метров жилья, на которые делится общая сумма капремонта. Так, жители трехкомнатной квартиры должны платить примерно 5–6 тыс. тенге в месяц.

– Мы действуем в рамках Закона РК «О гражданской обороне» и «Правил обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов», – поясняет Кайрат Хабиев. – Контроль за проведением работ по лифтам передали в наше ведомство, и с 2018 года мы полностью провели ревизию, проверив все лифты в городе, узнали, в каком они находятся состоянии. Провели аттестацию всех шести обслуживающих организаций, так как в статье 112 правил отмечается, что для эксплуатации и ремонта лифтов могут привлекаться только специализированные аттестованные организации. По договору регулярно проверять сос­тояние лифта должны непосредственно работники КСК, содержать их в надлежащем порядке, а при угрозе безопасности сообщать аттестованному лифтовому
хозяйству.

Есть еще один момент, напрямую влияющий на проблему в данной сфере: это нехватка дипломированных специалистов, имеющих соответствующие сертификаты по обслуживанию лифтов. Обучением профессии лифтера в Казахстане никто не занимается, точнее, нет учебного заведения, которое обучает этой специальности.

В сфере обслуживания лифтового хозяйства нужно усилить контроль за деятельностью компании по поставке, монтажу и эксплуатации лифтов, при этом не ущемляя границы и возможности предпринимателей по оказанию услуг потребителям. То есть дать потребителям возможность самим выбирать, к кому они могут обратиться за сервисным обслуживанием лифтов. Однако при сложившемся положении дел на этот рынок приходят компании, которые не утруждают себя вопросами качества поставляемого товара и дальнейшей его эксплуатации.

Популярное

Все
Креативные индустрии: Как в Казахстане развивают стратегически важный сектор экономики?
Казахстанскому бизнесу компенсируют затраты на модернизацию производств
«Анаға тағзым – анаға құрмет»: столичные спортсмены запустили трогательный челлендж ко Дню матери
Парк в виде символики акции «Таза Қазақстан» заложили в Алматинской области
Новая техника для спасателей обеспечит безопасность отдалённых сел в Атырауской области
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
Гигантский войлочный ковер с изображением тюльпана изготовили жамбылские мастера
Тягач стоимостью 100 млн тенге разобрали на запчасти на штрафстоянке в Алматинской области
60,8% респондентов оценивают перспективы Казахстана положительно - КИСИ
Профессионал, с которым повезло работать
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
Промывка почвы на более 134 тыс. га земель завершилась в Туркестанской области
Башкирская группа Ay Yola поблагодарила казахстанцев за теплый прием
Человек-легенда
Президент Мальдив провел самую длинную пресс-конференцию в мире
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Боевой путь пулеметчика
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Казахстан увеличил шансы на выход в стыки Евро-2026 по футзалу
«Замандас 21»: там, где царят любовь и забота
Как убивали Шерзата Болата

Читайте также

«Анаға тағзым – анаға құрмет»: столичные спортсмены запусти…
Стартовала байга «Ұлы дала жорығы»
TurkісSkills-2025: первый чемпионат профмастерства пройдет …
Они освобождали Европу

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]