Спасатели фактически не контролируют работу лифтов в Казахстане

8371
Серик Кабдулов, Атырау

Покатались – и хватит?

Лифты должны быть в рабочем состоянии и безопасными, а сегодня некоторые из них находятся в неисправном виде. К слову, промышленную безопасность передали в Министерство индустрии и инфраструктурного развития в 2014 году, а функцию проверки подъемников вместе со штатной должностью передали в ведение ЖКХ. Теперь спасатели фактически не контролируют работу лифтов.

Стоит напомнить, что в 2013 году в лифте 16-этажного дома № 23 погибла 24-летняя девушка. Тогда лифт застрял между седьмым и восьмым этажами, и одна из пассажирок, не дождавшись приезда аварийной службы, попыталась освободиться самостоятельно и провалилась в шахту. Вслед за ней в шахту лифта спустился молодой человек. Спасатели извлекли из лифта двух человек и еще двоих из шахты. Уже тогда это был совсем не первый случай, когда лифт становился убийцей в микрорайоне «Алмагуль».

21 мая 2018 года произошла новая трагедия: двое подростков по неосторожности упали в шахту грузового лифта с 15-го этажа. А 4 августа прошлого года с 15-го этажа во время демонтажных работ упали в шахту лифта двое рабочих. Погиб 39-летний сотрудник обслуживающей компании, второй с тяжелыми травмами был доставлен в областную больницу.

Как сообщил руководитель жилищной инспекции города Атырау Кайрат Хабиев, в Атырау имеется 448 лифтов в 159 домах, из них 413 – пассажирские, 35 – грузоподъемные. На сегодняшний день в нерабочем состоянии 42 лифта в 20 домах, и из 42 у 24 нет необходимости в ремонте. Дело в том, что они находятся в 16-этажных домах в микрорайоне «Алмагуль», где имеются как пассажирские, так и грузоподъемные лифты. Так вот, жители этих домов решили, что пассажирские лифты вообще закроют, а грузовые оставят. Причина – платить за пользование обоими лифтами людям не по карману.

– На 2022 год запланирован ремонт 14 лифтов в шести многоэтажках, – отметил Кайрат Хабиев. – В ближайшее время начнем работу. Раньше она проводилась в рамках госпрограммы модернизации, а с 2020 года она изменена на Государственную программу жилищно-коммунального развития по капитальному ремонту домов. В статье 2 пункта 14 Закона РК «О жилищных отношениях» отмечено, что лифты являются общедомовым имуществом, поэтому государство не имеет права закладывать туда свои средства. Решение о ремонте лифтов должно приниматься на общем собрании собственников квартир, и дело это дорогостоящее.

При поступлении заявлений жителей на капитальный ремонт лифтов отдел жилищной инспекции проводит с ними собрание совместно с оператором таких работ, то есть ТОО «Коммунальное обслуживание жилых домов» – КОЖД. Разъясняется суть программы, определяется вид ремонта. Требуется согласие двух третей жителей. После этого разрабатывается проектно-сметная документация, проводится экспертиза. Далее – второе собрание, на котором называют сумму оплаты. Выясняется, согласны ли они на эту сумму провести модернизацию. И выбор подрядчика тоже остается за жителями. Если они сами не смогут выбрать, то им предложат выбрать из тех, кто работает на этом рынке в городе.

До 2022 года стоимость модернизации одного лифта составляла от 6 до 7 млн тенге, а сейчас цены жахнули до невероятных высот – почти 12 млн! Проекты, которые ранее сделали на 14 вышеупомянутых лифтов, никто взять на выполнение не пожелал, инфляция подставила подножку, пришлось вносить корректировку, опять-таки заручившись согласием жителей.

Люди, живущие на первых и вторых этажах, ничего платить не будут. А остальным бюджетные деньги придется возвращать в срок от 8 до 10 лет, и, что немаловажно, без процентов и надбавок, сумма оплаты не индексируется. В целом оплата зависит от квадратных метров жилья, на которые делится общая сумма капремонта. Так, жители трехкомнатной квартиры должны платить примерно 5–6 тыс. тенге в месяц.

– Мы действуем в рамках Закона РК «О гражданской обороне» и «Правил обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов», – поясняет Кайрат Хабиев. – Контроль за проведением работ по лифтам передали в наше ведомство, и с 2018 года мы полностью провели ревизию, проверив все лифты в городе, узнали, в каком они находятся состоянии. Провели аттестацию всех шести обслуживающих организаций, так как в статье 112 правил отмечается, что для эксплуатации и ремонта лифтов могут привлекаться только специализированные аттестованные организации. По договору регулярно проверять сос­тояние лифта должны непосредственно работники КСК, содержать их в надлежащем порядке, а при угрозе безопасности сообщать аттестованному лифтовому
хозяйству.

Есть еще один момент, напрямую влияющий на проблему в данной сфере: это нехватка дипломированных специалистов, имеющих соответствующие сертификаты по обслуживанию лифтов. Обучением профессии лифтера в Казахстане никто не занимается, точнее, нет учебного заведения, которое обучает этой специальности.

В сфере обслуживания лифтового хозяйства нужно усилить контроль за деятельностью компании по поставке, монтажу и эксплуатации лифтов, при этом не ущемляя границы и возможности предпринимателей по оказанию услуг потребителям. То есть дать потребителям возможность самим выбирать, к кому они могут обратиться за сервисным обслуживанием лифтов. Однако при сложившемся положении дел на этот рынок приходят компании, которые не утруждают себя вопросами качества поставляемого товара и дальнейшей его эксплуатации.

Популярное

Все
Сегодня в Астане стартует юношеский и юниор­ский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
Гала-концертом GRAND FEST завершил «Қазақконцерт» свой 64-й сезон
Солнышко на ладони, или Абрикосовое лето в Шымкенте
Тайны дружбы
Канат Тасибеков: В диалоге рождается истина
Водопроводные неурядицы пригородного села
Фундамент человечности
Защитит от тока и огня
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Fortebank покупает Home Credit Bank
Каждый закон, принятый в Мажилисе, разработан при активном участии фракции AMANAT
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Завод по выпуску хлопьев и круп строят в СКО
Депутаты утвердили отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
Как интернет-мошенники обходят блокировки?
Экс-министр обороны получил новую должность
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
День безопасной дороги провели в Казахстане
Токаев принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета
Ставки по депозитам физлиц обновили 28-летний рекорд
Растет достойная смена
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Закон Республики Казахстан
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы

Читайте также

Республиканское cовещание по укреплению межэтнического согл…
Как уберечься от теплового удара в жару – рекомендации Минз…
Сеткой огораживают дороги от скота, провоцирующего ДТП в об…
В МВД разъяснили поправки в закон "О госконтроле за оборото…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]