Стремиться к исторической объективности

798

Вопрос о перспективах развития исторической науки в целом и кафедр истории Казахстана в частности сегодня во многом актуализируется. Кафедра истории Казахстана ВКГУ им. С. Аманжолова была открыта в 1991 году. Итогами ее деятельности за минувшие десятилетия стали подготовка кадров по программам бакалавриата и магистратуры, получение лицензии на открытие докторантуры по специальности «История», функ­ционирование диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В 1994 году университет был инициатором открытия магистратуры по специальности «История», и ныне более 150 выпускников магистерской школы работают в вузах, министерствах и различных ведомствах нашей страны, а также в ведущих университетах России, Чехии, Турции. Кафедра истории Казахстана вовлекает в орбиту своей деятельности студентов и школьников региона. Студенты и магистранты на протяжении многих лет участвуют в археологических раскопках, выезжают на музейно-этнографическую практику, выигрывают конкурсы научных работ.

Между тем имеются проблемные вопросы по ряду направлений, характерные для аналогичных кафедр других отечественных вузов. К примеру, уже через несколько лет в регио­нальных вузах может существенно снизиться остепененность кадров в связи с небольшим количеством мест, выделяемых в докторантуру PhD. Решением проблемы может стать создание Международного диссертационного совета на основе договора о сотрудничестве между вузами в рамках академической мобильности, двудипломного образования.

Теперь о содержании дисциплины «История Казахстана». Так, в вузовском курсе (1 курс, неисторические специальности) необходимо предусмотреть углубленное изучение археологии, этнологии, демографии, экономической истории Казахстана на основе современных исследований, в том числе на иностранных языках. На четвертом курсе всех специальностей был бы уместен спецкурс «Современная история Казахстана», в ходе которого студенты изучали бы достижения страны за годы независимости. Причем методики преподавания на уровнях школы – колледжа – вуза, безусловно, должны различаться в части содержания анализируемого материала.

Необходимо поднять качество современных учебников, что возможно только при наличии серии экспертиз со стороны как представителей вузов, НИИ, так и методистов, архивных работников, сотрудников музеев, социологов и филологов. Нельзя умалчивать тот факт, что имеющийся перекос в государственной поддержке различных отраслей науки, где явное предпочтение при распределении научных грантов отводится естественным и техническим наукам, может привести к принижению значения гуманитарных областей знания в сознании масс.

Оценивая состояние историчес­кой науки, необходимо принять во внимание несколько факторов, влияющих на ее развитие. К основным проблемам можно отнести недоверие общества к прежним схемам и восприимчивость к сенсационным «открытиям», поиски великих предков, далеких от исторической науки личностей. Средства массовой информации начали формировать жанр продукции, где переплетены художественный показ событий и документальное подтверждение фактов. Нельзя допустить превращения истории в элемент «медийной культуры».

Современная историческая наука развивается в новом информационном пространстве. На первый план выходит не просто написание исторических трудов, а создание верифицированной истории, проверяемой надежными базами данных. Необходим прочный союз истории, социологии, информатики, филологии, философии, психологии и других наук. Предстоит сделать серьезный прорыв в проведении междисциплинарных исследований, радикально обновить возможности исторического моделирования и прогнозирования. Назову некоторые из них, в том числе внедрение в процесс преподавания эксперт­ных практикумов по актуальным вопросам национальной истории, проведение системных научных исследований по проблемам методологии, историографии и методики преподавания истории Казахстана, а также увеличение количества специализаций по специальности «История» с учетом современных требований. Основным критерием при этом становится формирование научных школ и их продуктивность, признание мировым сообществом. Бессистемность изучения истории, сокращение часов, поверхностно написанные учебники ведут к историческому нигилизму и к невежеству. Стремление к исторической объективности, добротность материала и способов его обработки – важнейшие принципы работы историка. Необходимо разработать четкие критерии оценки эффективности исследования, преподавания и усвоения истории, такими не могут быть только индексы цитирования, публикации в зарубежных журналах с высоким импакт-фактором. К сказанному осталось добавить, что коллектив кафедры истории Казахстана нашего вуза нацелен на выполнение важной миссии гуманитарного центра образования, науки и культуры на востоке страны.

Гульжан АХМЕТОВА, декан факультета истории, международных отношений и права Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, ассоциированный профессор

Популярное

Все
Завтра – День семьи
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Мир и будущее – через право
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Свыше миллиарда тенге составили незаконные соцвыплаты в Казахстане за год
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Решение экологических проблем Кызылординской области – на контроле мажилисменов
ИИ приходит в школу
Премьеры, гастроли, концерты: тринадцатый сезон стартовал в Astana Opera
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
Новым премьером Таиланда стал миллиардер Анутхин Чанвиракун
Жатва на юге вышла на финишную прямую
В Казахстане намерены ввести ответственность за рассылку SMS с рекламой казино и азартных игр
Министр проверил боеготовность и условия службы в гарнизоне
Решить квартирный вопрос
Технологии для удобства жизни
Балауса Муздиман стала чемпионкой мира по версии UBO
Вопреки капризам природы
Жемчужина национального искусства
Вышел тизер «Грозового перевала» с Марго Робби и Джейкобом Элорди
В Атбасаре осужден врач, выманивший у пациентки 1,5 млн тенге
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку

Читайте также

Завтра – День семьи
Более 130 Центров поддержки семьи работают в Казахстане
Школьница создала робот-увлажнитель воздуха в области Абай
Необходимы системный подход  и координация деятельности

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]