Елена ДОЛИНСКАЯ, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории им. П. Чайковского, Московского государственного института музыки им. А. Шнитке, член Союза композиторов, заслуженный деятель искусств РФ:"Балет – очень популярный жанр. Быть может, интерес к нему проистекает с тех времен, когда человек еще ребенком тянется к любимым волшебным явлениям… Партитура балета представляет совершенно новый подход к музыке. Это, по сути, настоящая симфоническая музыка, чего не было до сих пор в казахском балете", так писала Газиза Жубанова, автор балета "Карагоз", музыка которого стала основой нового одноименного спектакля в Astana Opera.
Этот государственный театр, где объединились опера и балет, невероятно молод – он был создан в 2013 году по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, провозгласившего: "Страна, которая сооружает заводы и дороги, создает твердую опору на годы вперед. Страна, которая строит школы и больницы, заботится о будущем нации на десятилетия. Страна, которая возводит театры, смотрит через века вперед…" Все построенное в новой столице Казахстана за 16 лет ее существования просто поражает совершенством архитектурных форм. И как мудро Президент сохранил историческую столицу республики – Алматы в ее исконном архитектурном облике как национальное достояние, центр науки, культуры, образования.
В театре Astana Opera поражает все: гармония фасада, увенчанного квадригой, сценическая зона в 3 000 кв. м, площадь самого здания в 64 000 кв. м, что расположено на 9 гектарах четко продуманной парковой зоны. Откроем же массивные двери царственного дворца и пройдем в Главный зал на 1 250 мест (есть и камерный зал на 250 мест).
В день премьеры балета "Карагоз", 5 декабря, достать лишние билеты было нелегко – многочисленные зрители заполнили зал до отказа. Новый театр жители Астаны любят не только за внешнюю красоту и парадность, но и по другим, более глубинным причинам. Прежде всего за сильнейший артистический состав труппы, уже демонстрировавший свое мастерство на сценах таких театров, как Ла Скала в Милане, Королевский театр в Мадриде и Большой театр в Москве. Мировое турне Astana Opera в нынешнем году открывали артисты, отличающиеся, как сказал поэт, "лица необщим выраженьем". Можно только удивляться и радоваться, что новому талантливому театру рукоплескали зрители Нью-Йорка, Торонто, Парижа, Роттердама, Антверпена (и все это за один тур!).
На сцене же самого театра Astana Opera уже выступали такие звезды мирового исполнительского искусства, как Хосе Коррерас, Елена Образцова, Денис Мацуев, Ильдар Абразаков, Светлана Захарова и другие. Совсем юный оперный театр Астаны располагает главным богатством для поступательного развития – прекрасными исполнителями, постановочными силами, открытыми поиску и новациям, а также содержательным репертуаром, обращенным как к шедеврам мировой классики (уже поставлены сочинения Верди, Чайковского), так и к наследию национальных композиторов.
В частности, в ближайших планах театра постановка классической оперы "Абай" Ахмета Жубанова и Латыфа Хамиди. Музыка же нынешней балетной премьеры – "Карагоз" – принадлежит перу талантливого композитора Газизы Жубановой. Как известно, семья Жубановых сыграла выдающуюся роль в становлении музыкальной культуры Казахстана: и отец, и дочь были ректорами Алматинской консерватории им. Курмангазы, председателями Союза композиторов Казахстана, видными педагогами. Но главное – писали замечательную музыку во всех существующих жанрах.
Название премьерного балета "Карагоз" имеет подзаголовок "драматические страницы любви". Миру явлена новая версия этого произведения, которую создали дирижер-постановщик, автор музыкальной редакции Абзал Мухитдинов, автор либретто, хореограф, режиссер-постановщик из Австрии Вакиль Усманов (выпускник хореографического училища Алматы, долгие годы работал в Москве, где в 1988 году создал свой Московский театр хореографии В. Усманова) и художники-постановщики С. Тасмагаметова и П. Драгунов. По мотивам драмы «Карагоз» Мухтара Ауэзова был поставлен новый балет в 2 действиях и 9 картинах, с Прологом и Эпилогом в виде реквиема.
Много ценных инициатив внесли музыкальные консультанты спектакля – дочь композитора, заслуженный работник культуры РК Дина Мамбетова и концертмейстер-консультант, заслуженный деятель РК Нурлан Измайлов.
Хочу особо отметить очень тонкую и кропотливую работу, которую провели А. Мухитдинов, В. Усманов, А. Уразгалиев, дополняя изначальную партитуру "Карагоз" введением фрагментов других сочинений Г. Жубановой (Скрипичный концерт, Струнный квартет, Третья симфония, Праздничная увертюра, Оратория). Подобные прецеденты уже были. До сих пор ставится по всему миру балет "Иван Грозный", музыку которого составил Михаил Чулаки, привлекая разные произведения Сергея Прокофьева ("Александр Невский", Третья симфония и другие).
Сам же метод инкрустации небалетной музыки в балет был открыт А. Глазуновым в "Шопениане" (после чего создавались для хореографического театра "Листианы", "Шубертианы", "Метнерианы"; а также использовалась музыка всех эпох: от Баха до Рахманинова. На музыку последнего М. Фокин поставил балет "Паганини", взяв материал знаменитой "Рапсодии на тему Паганини").
Оркестровая партия балета "Карагоз" в редакции А. Мухитдинова звучала очень многопланово. В нее великолепно лег текст из Скрипичного концерта (блистательно сыгранный Каламкас Жумабаевой), великолепно прозвучали Струнный квартет (Багдат Абильханов, Гаухар Нусипбаева, Жанар и Курванджан Ахатовы), лирически одухотворяло соло сопрано (Айзада Капонова) в реквиеме из оратории "Аральская быль".
Сама же концепция спектакля "Карагоз" восходит к извечным балетным коллизиям: любовь и верность, предчувствие счастья и смерти героини ("Жизель", "Ромео и Джульетта").
В образах главных героев предстали талантливые танцовщики-артисты: Анель Рустемова (поэтичная Карагоз), Арман Уразов (молодой акын Сырым), Таир Гатауров (Нарша, жених Карагоз), Гаухар Усина (бабушка Карагоз). Каждый в этом квартете был наделен своим хореографическим языком с закрепленным типом движений (мягкость пластики Карагоз, например, ярче всего проступала в адажио, лирических кульминациях балета). В любовном треугольнике Нарша – Карагоз – Сырым индивидуальные хореографические краски получили оба героя. Как остро характерный персонаж предстала бабушка Моржан, горячо любящая Карагоз, однако и свято хранящая законы предков.
Хочу поздравить весь коллектив Astana Opera с несомненной творческой победой и порадоваться, что снова триумфально звучит глубокая музыка Газизы Жубановой. Мне посчастливилось знать композитора лично, общаться с ней в Московской и Алматинской консерваториях, в союзах композиторов России и Казахстана. Замечательный музыкант – Газиза Ахметовна – оставила богатейшее художественное наследие, которое, как показала премьера балета "Карагоз", принадлежит современности.