«Я Отечеству дал обещанье, я стране обещал наступать...»

Категория логотип
251
Илья Пащенко
корреспондент отдела культуры

Любовь – великое оружие Победы, утверждал классик узбекской литературы поэт Уйгун

фото из открытых источников

Расцвет узбекской поэзии в XX веке неразрывно связан с именами Хамзы Ниязи и Гафура Гуляма, Айбека (Мусы Ташмухамедова) и Хамида Алимджана, воплотивших в своем творчестве грохочущую музыку и горячее дыхание эпохи неслыханных перемен. По камертону времени ставили они свои поэтические голоса, в суровой, бескомпромиссной борьбе оттачивали художественный почерк, и о чем бы ни писали, какие бы темы ни поднимали в своих стихах, каждая их строка неизменно концентрировала в себе высокую суть века и преображающую силу его духовной энергии.

В славной плеяде классиков узбекской литературы особое место принадлежит народному поэту и заслуженному деятелю культуры Узбекистана, лауреату Государственной премии УзССР им. Хамзы, Герою Социалистического Труда Рахматулле Атакузиеву, вошедшему в историю под ярким и звучным псевдонимом Уйгун. Его творчеству и посвящаем мы новый материал литературно-просветительского проекта «Не смолкнет песня боевая...».

Уроженец священной меркенской земли – сердца Жетысу – неспроста выбрал свой псевдоним, в переводе с узбекского означающий «пробуждение» или «просветление». Читая взволнованные строки Уйгуна о жаркой страсти взаимных чувств, о богатствах нравственного мира человека-творца, который в схватке со слепой судьбой преодолел ее сковывающее притяжение, невольно вспоминаешь известные слова Ярослава Смелякова о том, что творческое имя «собой определяет стих». Лирической исповедью своего героя – вечного искателя, патриота, гражданина – поэт пробуждал в читателях неуспо­коенность мысли и наполнял их сердца созидательным стремлением к самосовершенствованию, к обновлению мира на принципах всеобщей гармонии человеческих отношений.

Творческую деятельность Уйгун начал ровно 100 лет назад, в 1925 году, будучи студентом общественно-экономического факультета Самаркандской педагогической академии. «С первых же своих стихов он выступает певцом новой жизни, которую называет весной, солнечным утром, цветением радости, – писала о раннем творчестве поэта заслуженный работник культуры КазССР критик Зоя Кедрина. – И если становление мастерства Уйгуна относится к 30-м годам, то внутренний настрой, тональность, светлый взгляд на действительность, гражданственность его поэзии определяются с первых шагов в литературе и остаются основ­ой характера лирического героя Уйгуна до наших дней».

Пылкая душа поэзии Уйгуна – национальное бытие узбекского народа, а ее внутренняя музыка, льющаяся то элегически нежно, то пьяняще восторженно и бравурно, – могучий, выразительный отзвук величественной симфонии времени. Поэт упивался громокипением океана жизни, которое слышал в колыхании бескрайних хлопковых полей, рычании тракторных моторов, бурливом шуме молодых городов и обжигающе трепетном шепоте влюбленных сердец. Немало прекрасных строк посвятил Уйгун творческому труду и дерзновенным помыслам своих современников, что, преображая землю, стремились мыслью проникнуть в заоблачные сферы – «бездонные недра небосвода». Именно труд, по мнению поэта, был той нравственной ценностью, которая определяла красоту личности и содержательное богатство человеческой жизни.

В годы Великой Отечественной войны патриотическая поэзия Уйгуна была теснейшим образом связана с духовным миром советского солдата, и эта связь придавала гражданское звучание, казалось бы, сугубо лирическим темам. Не громкостью выкрикиваемых лозунгов, а яркостью сердечного горения поверял поэт чувства своих героев, цельность их характеров и преданность великому делу Победы. В военных стихах отчетливее всего проявился талант Уйгуна-пейзажиста, причем созданные им картины природы тем выразительнее и объемнее, чем рельефнее выписан в них центральный образ – образ человека. Так, например, в стихотворении «Тюльпаны», рисуя поля, прежде утопавшие в алости цветов, а теперь багровеющие от пролитой фашистами крови, поэт вводит в повествование образ воина-освободителя, к которому обращается со словами: «Но если хочешь, чтоб тюльпан сиял⁄И славил соловей твои пути,⁄Священной мести обнажи кинжал,⁄И отомсти, и дваж­ды отомсти!»

Чувство природы для Уйгуна неотделимо от чувства человека, и присутствие последнего, пусть даже не всегда явное, подразумеваемое, – системообразующий элемент и основа социально-философского характера пейзажной лирики выдающегося узбекского поэта. В стихотворении «Новолунье победы» – одном из лучших в творчестве Уйгуна – мы, на первый взгляд, не находим конкретных человеческих образов. Но стоит лишь вслушаться в мелодию поэ­тических строк, сердцем и мыслью­ ощутить живость пейзажа, как бессмертный образ советского солдата встает перед нами в самой красоте природы, что ценою неимоверных усилий была спасена из лап фашизма. Сопричастность к этому подвигу дарует лирическому герою неповторимое видение окружающего мира во всем его многообразии и символизме: «На поверхности синей днепровской волны⁄Отражен богатырский клинок золотой,⁄И волна, словно ясное небо весны,⁄И клинок, словно месяц его молодой.⁄О, какой несказанной полно красоты⁄Отражения выгнутое лезвие...⁄Новолунье победы! Как радуешь ты –⁄Долгожданно и щедро сиянье твое!»

Многие произведения Уйгуна военных лет – «Воспоминание», «В бою», «Два слова...», «Не сердись», «Не плачь!», «Портрет» – стали общим достоянием всей советской литературы, обогатив любовную лирику новым, гражданско-патрио­тическим содержанием. Любовь в изображении поэта – это не только великое чувство, но и могучая социальная сила, по кодексу которой судили своих врагов воины-­победители. В стихотворении «Два слова» лирический герой от имени всех советских солдат обращается в мыслях к той единственной, чье ожидание, как оберег, хранит его от злодейской пули: «Ваши письма – радости основа.⁄Писем нет – печаль терзает нас.⁄Две лишь строчки напиши, два слова,⁄Каж­дое – прекрас­ней, чем алмаз.⁄Те слова сильны великой силой,⁄И они – оружье на войне.⁄Так не изменяй привычке милой⁄Постоянно думать обо мне».

Любовь к женщине в военной лирике Уйгуна становилась конкретизированным выражением любви к Родине, а интимность смыкалась с ощущением патриотического подъема. Это единство личных и общественных чувств было ярким свидетельством тех эпохальных перемен, под воздействием которых формировался внутренний мир современников поэта. Любовь, пронесенная через разлуки, невзгоды и лишения, своим огнем озаряла боевой путь лирического героя Уйгуна, вела его к стенам фашистской цитадели и завораживала душу радостью «величайшей изо всех побед». Но радость эта не была даром свыше, и сердце поэта навсегда сохранило боль за тех, кому было не дано услышать гром торжественных салютов: «Не потому ль, что в земле ваша юность зарыта,⁄Старый поэт, по свободной земле я хожу?»

Поэзия Уйгуна – это нравственно-философская поэзия сражающегося гуманизма. Щедрость доброго таланта даровала выдающемуся мастеру слова подлинное бессмертие в памяти потомков, которые с трепетным волнением читают его мудрые строки: «Всю жизнь человека любил я и славил,⁄Это значит, сумел доказать,⁄Что и я – человек».

Популярное

Все
2025 по Фаренгейту
Водные ресурсы на цифровой платформе
Казахстан развивает сотрудничество с ИСЕСКО
Мир – главное богатство, универсальная ценность и общая ответственность
«Я Отечеству дал обещанье, я стране обещал наступать...»
ИИ – наш партнер, а не замена учителю
Дефицит врачей на селе – проблема решаемая
Программа «Адал азамат» показала свою эффективность
Преемственность поколений
Цифровизация улучшает экономику нефтепереработки
Книжное богатство пополняет фонды
Плывет над городом колокольный звон
Говорят участники съезда
Торгай возродит дорога
«В одном мгновенье видеть вечность...»
Надо брать пример
Указ Президента Республики Казахстан
Алан Бурибаев – с новым авторским проектом в «Астана Опера»
Его сердце принадлежало родной земле
Закон Республики Казахстан
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
Обсужден проект строительства ТЭЦ
День кино отмечают в Казахстане
Инфляция в пределах 10-11%: тарифы на комуслуги останутся стабильными
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Международный театральный фестиваль проходит в Жезказгане
Педагогов обучили работе по программе «Адал азамат»
Чтобы скорая помощь приехала быстро
Мир и будущее – через право
Глава государства принял генпрокурора Берика Асылова
10 человек погибли в ДТП на трассе в Мангистауской области
Низкая отдача от бюджетных средств признана системной проблемой
Новый ресурсный центр для особенных детей
Диалог через искусство
Стройматериалы по евростандарту
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов

Читайте также

100-летний юбилей отпраздновал фронтовик и журналист
Его сердце принадлежало родной земле
Шел солдат, преград не зная
«Писатель был бойцом в большом и малом...»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]