«Я Отечеству дал обещанье, я стране обещал наступать...»

1146
Илья Пащенко
корреспондент отдела культуры

Любовь – великое оружие Победы, утверждал классик узбекской литературы поэт Уйгун

фото из открытых источников

Расцвет узбекской поэзии в XX веке неразрывно связан с именами Хамзы Ниязи и Гафура Гуляма, Айбека (Мусы Ташмухамедова) и Хамида Алимджана, воплотивших в своем творчестве грохочущую музыку и горячее дыхание эпохи неслыханных перемен. По камертону времени ставили они свои поэтические голоса, в суровой, бескомпромиссной борьбе оттачивали художественный почерк, и о чем бы ни писали, какие бы темы ни поднимали в своих стихах, каждая их строка неизменно концентрировала в себе высокую суть века и преображающую силу его духовной энергии.

В славной плеяде классиков узбекской литературы особое место принадлежит народному поэту и заслуженному деятелю культуры Узбекистана, лауреату Государственной премии УзССР им. Хамзы, Герою Социалистического Труда Рахматулле Атакузиеву, вошедшему в историю под ярким и звучным псевдонимом Уйгун. Его творчеству и посвящаем мы новый материал литературно-просветительского проекта «Не смолкнет песня боевая...».

Уроженец священной меркенской земли – сердца Жетысу – неспроста выбрал свой псевдоним, в переводе с узбекского означающий «пробуждение» или «просветление». Читая взволнованные строки Уйгуна о жаркой страсти взаимных чувств, о богатствах нравственного мира человека-творца, который в схватке со слепой судьбой преодолел ее сковывающее притяжение, невольно вспоминаешь известные слова Ярослава Смелякова о том, что творческое имя «собой определяет стих». Лирической исповедью своего героя – вечного искателя, патриота, гражданина – поэт пробуждал в читателях неуспо­коенность мысли и наполнял их сердца созидательным стремлением к самосовершенствованию, к обновлению мира на принципах всеобщей гармонии человеческих отношений.

Творческую деятельность Уйгун начал ровно 100 лет назад, в 1925 году, будучи студентом общественно-экономического факультета Самаркандской педагогической академии. «С первых же своих стихов он выступает певцом новой жизни, которую называет весной, солнечным утром, цветением радости, – писала о раннем творчестве поэта заслуженный работник культуры КазССР критик Зоя Кедрина. – И если становление мастерства Уйгуна относится к 30-м годам, то внутренний настрой, тональность, светлый взгляд на действительность, гражданственность его поэзии определяются с первых шагов в литературе и остаются основ­ой характера лирического героя Уйгуна до наших дней».

Пылкая душа поэзии Уйгуна – национальное бытие узбекского народа, а ее внутренняя музыка, льющаяся то элегически нежно, то пьяняще восторженно и бравурно, – могучий, выразительный отзвук величественной симфонии времени. Поэт упивался громокипением океана жизни, которое слышал в колыхании бескрайних хлопковых полей, рычании тракторных моторов, бурливом шуме молодых городов и обжигающе трепетном шепоте влюбленных сердец. Немало прекрасных строк посвятил Уйгун творческому труду и дерзновенным помыслам своих современников, что, преображая землю, стремились мыслью проникнуть в заоблачные сферы – «бездонные недра небосвода». Именно труд, по мнению поэта, был той нравственной ценностью, которая определяла красоту личности и содержательное богатство человеческой жизни.

В годы Великой Отечественной войны патриотическая поэзия Уйгуна была теснейшим образом связана с духовным миром советского солдата, и эта связь придавала гражданское звучание, казалось бы, сугубо лирическим темам. Не громкостью выкрикиваемых лозунгов, а яркостью сердечного горения поверял поэт чувства своих героев, цельность их характеров и преданность великому делу Победы. В военных стихах отчетливее всего проявился талант Уйгуна-пейзажиста, причем созданные им картины природы тем выразительнее и объемнее, чем рельефнее выписан в них центральный образ – образ человека. Так, например, в стихотворении «Тюльпаны», рисуя поля, прежде утопавшие в алости цветов, а теперь багровеющие от пролитой фашистами крови, поэт вводит в повествование образ воина-освободителя, к которому обращается со словами: «Но если хочешь, чтоб тюльпан сиял⁄И славил соловей твои пути,⁄Священной мести обнажи кинжал,⁄И отомсти, и дваж­ды отомсти!»

Чувство природы для Уйгуна неотделимо от чувства человека, и присутствие последнего, пусть даже не всегда явное, подразумеваемое, – системообразующий элемент и основа социально-философского характера пейзажной лирики выдающегося узбекского поэта. В стихотворении «Новолунье победы» – одном из лучших в творчестве Уйгуна – мы, на первый взгляд, не находим конкретных человеческих образов. Но стоит лишь вслушаться в мелодию поэ­тических строк, сердцем и мыслью­ ощутить живость пейзажа, как бессмертный образ советского солдата встает перед нами в самой красоте природы, что ценою неимоверных усилий была спасена из лап фашизма. Сопричастность к этому подвигу дарует лирическому герою неповторимое видение окружающего мира во всем его многообразии и символизме: «На поверхности синей днепровской волны⁄Отражен богатырский клинок золотой,⁄И волна, словно ясное небо весны,⁄И клинок, словно месяц его молодой.⁄О, какой несказанной полно красоты⁄Отражения выгнутое лезвие...⁄Новолунье победы! Как радуешь ты –⁄Долгожданно и щедро сиянье твое!»

Многие произведения Уйгуна военных лет – «Воспоминание», «В бою», «Два слова...», «Не сердись», «Не плачь!», «Портрет» – стали общим достоянием всей советской литературы, обогатив любовную лирику новым, гражданско-патрио­тическим содержанием. Любовь в изображении поэта – это не только великое чувство, но и могучая социальная сила, по кодексу которой судили своих врагов воины-­победители. В стихотворении «Два слова» лирический герой от имени всех советских солдат обращается в мыслях к той единственной, чье ожидание, как оберег, хранит его от злодейской пули: «Ваши письма – радости основа.⁄Писем нет – печаль терзает нас.⁄Две лишь строчки напиши, два слова,⁄Каж­дое – прекрас­ней, чем алмаз.⁄Те слова сильны великой силой,⁄И они – оружье на войне.⁄Так не изменяй привычке милой⁄Постоянно думать обо мне».

Любовь к женщине в военной лирике Уйгуна становилась конкретизированным выражением любви к Родине, а интимность смыкалась с ощущением патриотического подъема. Это единство личных и общественных чувств было ярким свидетельством тех эпохальных перемен, под воздействием которых формировался внутренний мир современников поэта. Любовь, пронесенная через разлуки, невзгоды и лишения, своим огнем озаряла боевой путь лирического героя Уйгуна, вела его к стенам фашистской цитадели и завораживала душу радостью «величайшей изо всех побед». Но радость эта не была даром свыше, и сердце поэта навсегда сохранило боль за тех, кому было не дано услышать гром торжественных салютов: «Не потому ль, что в земле ваша юность зарыта,⁄Старый поэт, по свободной земле я хожу?»

Поэзия Уйгуна – это нравственно-философская поэзия сражающегося гуманизма. Щедрость доброго таланта даровала выдающемуся мастеру слова подлинное бессмертие в памяти потомков, которые с трепетным волнением читают его мудрые строки: «Всю жизнь человека любил я и славил,⁄Это значит, сумел доказать,⁄Что и я – человек».

Популярное

Все
Теперь в планах Азиада и Олимпиада
От истоков к современности
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
В Almaty Gallery открылась фотовыставка «50⁄50. Прошлое и настоящее»
Вся жизнь – пример служения Отечеству
Весь ствол в затейливых узорах
Сохранить для потомков
Дело не только в инфраструктуре
Красиво жить не запретишь
Тема бытового насилия перестала быть табу
Мастер слова
Женское лицо войны
Сакральный ландшафт
Сила местных трав
Искусство на защите девочек и женщин
Посвящение отцу – журналисту, бойцу и стоику
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения
«Скажи, душа моя, куда зовешь?..»
При полном достатке топлива
Язык – путь к осознанию нации
Началось строительство сталелитейного завода
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Из казармы в кампус
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Уверенный рост экономики Приаралья
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Политика здравого смысла
Нашумевший фильм «Ауру» обсуждают в Казнете
Пройдемся по индустриальной Караганде
Объявлена победительница «Мисс Вселенная 2025»
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Казахстанцев предупредили об изменениях в ПДД
И Полтава, и Коломак, и Червоний шлях
Новая услуга стала доступна в приложении «ЦОН»
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
В Шымкенте открыт молодежный хаб
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Запущен завод по переработке мяса птицы
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка

Читайте также

Женское лицо войны
«Жил я тогда на Клеверной улице...»
Путь сапера. Николай Голубченко разминировал поля и обезвре…
«Верность Родине, как знамя, поднял он...»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]