Жером Бойе: Растет роль Казахстана в евразийской транспортной цепочке

147
Беседовала Марина Демченко

Транскаспийский международный транспортный маршрут, по оценкам экспертов, станет альтернативой традиционным морским и сухопутным путям. Наша страна в связи с этим обновляет железнодорожную инфраструктуру, чтобы вывести отечественный транспортно-логистический сектор в драйверы экономического роста.

фото предоставлено пресс-службой компании

Почему Казахстан может сыграть ключевую роль в евразийской логистике и как для этого необходимо трансформировать логистику – в интервью управляющего директора Alstom в Западной и Центральной Азии Жерома Бойе, с которым нам удалось побеседовать на полях казахстанского круглого стола по глобальным инвестициям Kazakhstan Global Investment Roundtable.

Господин Бойе, сегодня через территорию Казахстана проходят 13 транзитных коридоров, главный из которых Транскаспийский международный транспортный маршрут. Как Вы оцениваете роль Казахстана в евразийской торговле?

– Казахстан стремительно становится ключевым сухопутным мостом между Китаем и Европой – через его железнодорожную сеть проходит 85 процентов евразийских транзитных контейнеров. Новые стратегические соглашения и инвестиции стимулируют рекордный рост: в 2024 году объем транзита составил 15,3 миллиона тонн (+19 процентов), а контейнерные перевозки в Европу выросли на 43 процента.

Подписаны стратегические соглашения с China Railway о развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута. Развиваются ключевые логистические узлы – сухие порты Хоргос, Курык и Актау (поезд из Китая до Курыка – паром до Алята – железная дорога через Баку и Грузию до Батуми).

Мы наблюдаем растущую роль региона как альтернативного маршрута между Китаем и Европой. В результате регио­нальной инфраструктуре необходимо в кратчайшие сроки адаптироваться и увеличить пропускную способность, что создает ограничения по финансированию, ресурсам и технологиям, необходимым для обслуживания растущего рынка. Казахстан формирует будущее этого коридора – и именно сюда стоит инвестировать.

Казахстанские транспортные маршруты становятся все более важными для сухопутного сообщения между двумя континентами. Они должны быть максимально эффективными, чтобы привлечь грузы, и со временем станут более загруженными, что потребует модернизации для обеспечения безопасности движения.

Значительная часть транспорт­ных издержек определяется расстоянием, поэтому Казахстан играет ключевую роль в обеспечении транзита грузов по Срединному коридору. Кроме того, учитывая опыт, масштабы и возможности, АО «НК «Қазақстан темір жолы» имеет наилучшие позиции для консолидации сервисов и сокращения времени доставки «от двери до двери», что значительно повышает ценность перевозки для грузоотправителей.

Не секрет, что доходы железных дорог зависят от расстояния перевозок, а Казахстан охватывает самый протяженный участок евразийского коридора. Крупнейший участник цепочки добавленной стоимости получает наибольшую выгоду от ее управления.

Главная ценность любых перевозок – время. Доставка морем из Китая в Европу занимает примерно 30–45 дней, по железной дороге – 15–20 дней, а по Северному морскому маршруту сейчас – около 20 дней. Поэтому железнодорожным операторам необходимо интегрироваться, повышать эффективность и усиливать ценностное предложение.

Казахстан же обладает необходимыми навыками, опытом и институциональной базой, чтобы возглавить эти изменения и стать центральным звеном, соединяющим две экономики – европейскую и азиатскую.

Какую роль может сыграть компания Alstom как технологический партнер в развитии ТМТМ?

– На мой взгляд, рост объемов перевозок неизбежно приведет к увеличению нагрузки на существующие маршруты, что потребует модернизации инфраструктуры и внедрения современных цифровых решений. В частности, для повышения пропускной способности железных дорог потребуется внедрять усовершенствованные системы сигнализации, которые позволяют уменьшить интервалы между поездами и повысить эффективность движения.

Увеличение доли электровозов – это еще и вклад в экологичес­кую устойчивость, что особенно важно, учитывая растущие требования к зеленым перевозкам со стороны Европы – ключевого партнера по направлению ТМТМ.

Компания Alstom является единственным производителем электровозов в Центральной Азии и уже сыграла ключевую роль в модернизации железнодорожной отрасли Казахстана. Мы произвели более 400 локомотивов и создали сеть сервисных центров и центров компетенций, обеспечив локализацию передовых технологий.

Наши местные команды готовы содействовать увеличению пропускной способности маршрута за счет внедрения современных систем сигнализации, поставлять дополнительные локомотивы для обеспечения растущего объема перевозок, а также повышать надежность и доступность сущест­вующего парка благодаря нашей развитой сети депо по всей стране.

Alstom работает в Казах­стане уже 15 лет. Расскажите, каких результатов удалось достичь и какие ключевые приоритеты стоят перед компанией сегодня?

– Сегодня в Alstom в Казахстане работают около 1 300 сотрудников. Основные направления деятельности компании – производство подвижного состава и сервисное обслуживание локомотивов.

Alstom управляет семью промышленными площадками в четырех городах, включая завод по сборке электровозов в Астане и несколько сервисных депо по всей стране. Мы активно сотрудничаем с местными предприятиями, сегодня почти 500 казахстанских поставщиков вовлечены в нашу производственную цепочку.

В рамках инвестиционной программы 2025 года компания открыла новый сервисный центр в Шу, который повысит качество обслуживания локомотивного парка, а в июле – Центр компетенций по передовым системам сигнализации в Астане. Новый центр будет предоставлять высококачественную техническую поддержку и индивидуальные решения в сфере сигнализации в соответствии с операционными задачами КТЖ. Он станет учебной площадкой для подготовки казахстанских инженеров, способствуя локализации знаний и укреплению национальной железнодорожной отрасли.

Центр будет оснащен системой стрелочной централизации Onvia Lock – технологией Alstom, уже применяемой на 85 станциях КТЖ. Основное внимание будет уделено разработке, адаптации и интеграции решений по сигнализации, а также техническому обслуживанию и модернизации существующих объектов. Специа­листы центра будут также заниматься подготовкой проект­ной документации, сертификацией решений и обучением оперативных команд.

В этой цифровой лаборатории уже достигнут первый важный результат – программное решение Ebilock успешно сертифицировано по стандарту «Техническое регулирование Таможенного союза». Это открывает возможность не только обслуживать существующие системы, но и участвовать в новых проектах по цифровизации железнодорожной сети стран ЕАЭС.

Господин Бойе, электровозы Alstom известны как экологически чистый и инновационный транспорт. Почему они особенно важны для Казахстана и развития Срединного коридора?

– Я уверен, что электровозы – это двигатель логистики будущего. Прежде всего они являются ключевым фактором повышения эффективности и надежности перевозок, что крайне важно для развития железнодорожного сектора Казахстана и Срединного коридора.

Если сравнивать по показателю «тонно-километр», совокупная стоимость владения электровозом примерно вдвое ниже, чем у дизельного, что обеспечивает значительное экономическое преимущество и напрямую способствует росту прибыльности операторов на участках с высокой интенсивностью движения. Такая экономическая эффективность также позволяет формировать более конкурентные тарифы и повышает привлекательность коридора по сравнению с морскими перевозками, при этом значительно сокращая время доставки груза на рынок, а это важнейший фактор для логистических компаний и грузоотправителей.

Электрификация в целом соз­дает основу для цифровизации и интеллектуального управления движением, что помогает оптимизировать энергопотребление, повысить точность расписаний и увеличить пропускную способность сети – все это имеет решающее значение для удовлетворения растущего спроса.

Одновременно использование электрической тяги способствует снижению выбросов CO₂ примерно в три раза по сравнению с дизельными локомотивами. Такое сочетание низких эксплуатацион­ных затрат, высокой эффективности, конкурентоспособности и экологичности делает электровозы краеугольным элементом устойчивой и конкурентной транс­портной системы Казахстана.

Рост объемов перевозок, который мы наблюдаем в регионе, требует реализации стратегии модернизации и цифровизации транспортной сети. Электровозы Alstom идеально вписываются в эту стратегию, поскольку обеспечивают надежную и энергоэффективную основу для дальнейшего внедрения интеллектуальных систем управления движением. Они также способствуют достижению целей Казахстана по снижению выбросов и развитию устойчивой, конкурентоспособной логистики, ориентированной на европейские экологические стандарты.

Искусственный интеллект сегодня трансформирует все сферы человеческой деятельности. Каков вклад Alstom в цифровизацию и автоматизацию?

– Наша компания использует технологии искусственного интеллекта и цифровизации для повышения безопасности, эффективности и устойчивости железнодорожного транспорта. Сегодня решения Alstom с элементами ИИ уже активно применяются в самых разных направлениях. Прежде всего они используются для предиктивного обслуживания. Речь идет о прогнозировании технических неисправностей и планировании ремонтов еще до возникновения проблем. Такой подход позволяет значительно повысить надежность подвижного состава и сократить время его простоя.

ИИ также помогает оптимизировать работу поездов и энергопотребление: интеллектуальные алгоритмы позволяют снизить расход энергии до 20 процентов как на уровне всей системы, так и отдельных подсистем.

Другое направление – управление движением и планирование графиков, где цифровые технологии обеспечивают более точное соблюдение расписаний и повышают плотность движения поездов. Alstom активно развивает моделирование и имитацию железнодорожных сетей. Используя цифровые двойники и современные симуляторы, инженеры компании могут заранее просчитывать различные сценарии эксплуатации и принимать более взвешенные решения, направленные на повышение эффективности и устойчивости всей инфраструктуры.

В зависимости от конкретных задач Alstom применяет три типа ИИ: black-box – для некритичных приложений, например, анализа пассажиропотоков; grey-box – для поддержки инженеров и повышения эффективности диагностики и устранения неисправностей, которая выросла в восемь раз; и white-box – для критически важных систем, где решения ИИ должны быть полностью прозрачными и объяснимыми. Такие модели используются, например, при анализе состояния тормозных систем или мониторинге подвижного состава.

Главный принцип Alstom – ответственное и безопасное внедрение искусственного интеллекта. Это особенно важно для транс­портной отрасли, где от каждого действия зависит безопасность пассажиров и персонала.

В целом ИИ помогает Alstom не только снижать эксплуатационные затраты и повышать надежность, но и ускоряет цифровую трансформацию всей отрасли. Это делает железные дороги еще более безопасными, эффективными и устойчивыми – соответствующими требованиям транспортной системы будущего.

 

Популярное

Все
Стратегическое партнерство, ориентированное в будущее
Лаборатория под открытым небом
Приоритетные задачи
Жером Бойе: Растет роль Казахстана в евразийской транспортной цепочке
Безопасность детей – на системном контроле
Государственные инвестиции – основа рынка
Когда в залоге даже детский сад
Амбулатория для сельчан
Спасибо вам, Кака!
Лучшие в финале Lamborghini Super Trofeo
Возникли сложности с поливом
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
«Кайрат» и «Семей» пробились в плей-офф
Здесь качество – не лозунг, а система
Определился состав финалистов
В Зайсанском районе построят водохранилище
Рекордный урожай зерновых и других сельхозкультур собрали в Казахстане
В Астане состоялся форум немцев Казахстана
Глава Белого дома показал Президенту Казахстана, как идёт строительство бального зала
Остался год до юношеской Олимпиады
Не потерять доверие аудитории в эпоху ИИ
Россыпь наград из Улан-Батора
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Президент дал интервью The Washington Post и The New York Times
Составлен ТОП-5 крупнейших инвесторов в казахстанскую экономику
Лечение обернулось тяжким вредом здоровью
Потайной туннель римских императоров под Колизеем откроется для туристов
Портрет Алии украсил набережную
Токаев утвердил стратегические ориентиры внутренней политики
Соглашение о стратегическом партнерстве на $2,5 млрд: какие планы у John Deere в Казахстане
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Зафиксирован рекордный урожай
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики

Читайте также

В моногорода и села придут инвестиции
Водное хозяйство: масштабные проекты и вызовы
Технологии: и благо, и угрозы
Стартап Aitu состоялся и получил устойчивый тренд на развит…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]