Некоторые таможенные операции переведут в мобильное приложение в Казахстане

4351
Рустем Алиев
Реформирование таможенной системы в Казахстане сопровождается автоматизацией и внедрением новых технологий.
О том, как усовершенствовались таможенные процедуры за годы независимости, в интервью «Казахстанской правде» рассказал заместитель председателя Комитета государственных доходов МФ РК Кайрат Джумагулов.

– Кайрат Каримович, какие изменения претерпело таможенное ведомство в плане технической модернизации?
– Если говорить об автоматизации и информатизации казах­станской таможни, то эти процессы берут начало с постановления Правительства республики от 4 марта 1995 года «Об автоматизации таможенных органов Республики Казахстан». По его итогам в стране была создана «Единая автоматизированная информационная система» таможенной службы. Следующим этапом автоматизации стало появление в 2001 году автоматизированного рабочего места таможенника «Универсальный».

В 2009–2010 годы состоялся запуск Таможенной автоматизированной информационной системы (ТАИС). После ее внедрения была сформирована Центральная база данных электронных копий таможенных документов. Благодаря чему таможенные органы могли уже самостоятельно формировать статистику внешней торговли и ежеквартальные справочники условных цен.

ТАИС способствовала зарождению ряда новых систем и сервисов, таких как «Web-декларант» (формирование декларации на товары), ИС «Статистика» (формирование статистики внешней торговли), СКУР (система кон­троля управления рисками), ИС «Интегрированное хранилище данных» (сведения из деклараций на товары), ТТС «Центр оперативного управления» (контроль транзита), «ИТТ» (интегрированный таможенный тариф).

Данные сервисы позволили значительно сократить временные и финансовые издержки бизнеса при обработке таможенных документов. Не секрет, что ранее ту же таможенную декларацию обрабатывали несколько инспекторов, это являлось административным барьером для бизнеса.

– Как всемирная глобализация и постоянно увеличивающиеся объемы международной торговли повлияли на таможенные процедуры? Пришлось ли пересматривать устоявшиеся концепции?
– В век информационных технологий и смарт-сервисов таможенное дело должно идти в ногу со временем. Старые системы уже не справлялись с новыми реалия­ми. Существующие ресурсы не позволяли обеспечивать эффективный контроль и содействие законной торговле. Поэтому нами поэтапно была внедрена «Автоматизированная система таможенного и налогового администрирования» (АСТАНА-1), это обеспечило международные обязательства Казахстана по переходу на 100-процентное электронное таможенное декларирование.

«АСТАНА-1» позволила осуществлять автоматизированный контроль всего таможенного процесса – с момента подачи предварительной информации до контроля после выпуска товаров, а также стала ключевым инструментом системы прослеживаемости товаров.

– Кайрат Каримович, расскажите, как изменился порядок движения товаров через границу с появлением «АСТАНА-1».
– Ранее, до ее внедрения, дек­ларирование осуществлялось на бумаге, и чтобы растаможить товар, надо было обязательно обращаться к платным услугам брокеров, которые набирали декларацию, формировали пакет документов и все это несли на таможенный пост. Плата за услуги брокера составляла от 15 тысяч до 1 миллиона тенге за одну декларацию.

При этом таможенный инспектор вручную вел прием и регис­трацию бумажной декларации, производил контроль и потом принимал решение о выпуске товаров, подписывал документы, ставил печати и штампы.

Для этого применялись семь вышеперечисленных разрозненных информационных систем, которые были недостаточно интегрированы между собой, что, в свою очередь, влияло на увеличение времени обработки данных.

Временные затраты при прежнем алгоритме таможенной очистки создавали значительную финансовую нагрузку на участников ­внешнеэкономической деятельности. К примеру, если предприниматель в течение трех часов после прибытия не успевал растаможить груз, то его необходимо было размещать на складе временного хранения, что в большинстве случаев и происходило.

С внедрением электронного декларирования функционал семи информационных систем был объединен в единой системе «АСТАНА-1».

Сегодня бизнес может самостоятельно формировать и подавать декларацию из любой точки мира в любое удобное время, не выходя из офиса или дома. При этом систему можно скачать бесплатно на сайте Комитета государственных доходов.

– Несомненно, это удобно. Сколько времени и средств можно сэкономить, пользуясь услугами таможни онлайн?
– Поданная декларация проходит проверку в автоматическом режиме. Если отсутствуют риски, декларация выпускается системой автоматически. Этот процесс происходит в течение минуты и без участия сотрудника таможни, что значительно сокращает время очистки товаров и исключает прямой контакт между участником внешнеэкономической деятельности и таможней.

Если раньше на это требовалось в среднем от одного часа до двух дней, то сейчас 82% из всех деклараций выпускаются за одну минуту.

Автоматизация таможенного контроля позволила снизить ставку таможенных сборов за декларирование товаров. Ранее приходилось оплачивать 25 тысяч тенге за основной лист и 19 тысяч – за дополнительный. Таким образом, общая сумма сборов за одну декларацию оценивалась минимум в 25 тысяч и максимум в 6,3 миллиона тенге.

Сегодня сбор за одну декларацию вне зависимости от количества товаров составляет 20 тысяч тенге. С момента внед­рения «АСТАНА-1» в результате администрирования сумма дополнительных поступлений таможенных платежей и налогов составила более 250 миллиардов тенге.

– Кайрат Каримович, расскажите коротко об интеграции таможенных систем с Платежным шлюзом электронного правительства.
– Это важный момент в нашей работе. В настоящее время оплаченные декларантом платежи в течение нескольких минут поступают на единый лицевой счет и отражаются в информационной системе «АСТАНА-1». При наличии достаточных денежных средств на лицевом счете предпринимателя списание таможенных платежей и налогов осуществляется автоматически.

Одновременно проведена интеграция информационной системы «АСТАНА-1» с базой данных «Е-лицензирование», что дало нам возможность автоматически проверять наличие⁄отсутствие лицензий и разрешительных документов на декларируемые товары, а также проводить учет таких товаров.

«АСТАНА-1» интегрирована с аналогичными системами стран Евразийского экономического союза, а также с третьими странами. В частности, налажен онлайн-обмен таможенной информацией с Китаем и Узбекистаном, он позволяет нам значительно сократить объемы «теневой» экономики.

Система «АСТАНА-1» разработана в соответствии с международными нормами и стандартами и получила высокую оценку таких международных организаций, как ООН, ВТО. Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Кунио Микурия отметил, что «АСТАНА-1» может послужить примером лучшей практики для многих стран.

– И в заключение поделитесь планами. Что еще Вы намерены усовершенствовать в таможенных процедурах?
– Казахстан не собирается останавливаться на достигнутом. В перспективе планируется расширение технических возможностей системы. В первую очередь это касается автоматизации неохваченных таможенных процессов и интеграционного взаимодейст­вия с иными системами государственных органов и основных стран-контрагентов.

Нами прорабатывается перевод отдельных таможенных операций в мобильное приложение для возможности таможенного декларирования со смартфонов и планшетов. Начать данную работу планируется с сегмен­та электронной торговли с последую­щим расширением функционала по другим видам таможенных операций.

Конечная цель всей нашей работы по цифровизации заключается в создании комфортных условий для простых граждан и бизнеса в их внешнеэкономи­ческой деятельности, и это для нас на сегодня является приоритетной задачей.

Популярное

Все
Бибисара Асаубаева стала второй на Гран-при ФИДЕ в Тбилиси
В Экибастузе до сих пор не могут побороть гнус
Основатель Telegram Павел Дуров задержан во Франции
Новое общественное пространство открыли в Астане
Участок улицы Сыганак в столице частично перекрыт
На сколько вырастет пенсия в 2025 году
В ЕС назвали необоснованным объявление результатов выборов президента Венесуэлы
В ФРГ арестован подозреваемый в нападении в Золингене
Экипаж Starliner застрял на МКС до 2025 года
Казахстанский десантник завоевал «золото» на ЧМ по гиревому спорту
Как государство сокращает свое присутствие в экономике
Двое водителей устроили драку на дороге в Павлодаре - ВИДЕО
Школьники и льготники смогут ездить без карточек в автобусах Астаны
Создание новых квазигоскомпаний временно запретят в Казахстане
28 августа жители Земли увидят парад из шести планет
Впервые за 10 лет Капчагайское водохранилище наполнили на 100%
Жумангарин выехал на поля Акмолинской области
В Казахстане обсуждают порог репродуктивного возраста женщин
Макрон высказался об аресте Дурова
Большое путешествие на маленьких авто
Ренессанс Центральной Азии: На пути к устойчивому развитию и процветанию
Какие тайны знал Рашид ад-дин?
Стали известны имена обладателей грантов на 2024-2025 учебный год
Гражданин США Мелвин Граф отправился в Северный Казахстан, чтобы восстановить историю жизни своего отца
Непростая жизнь одной песни. «Қарағым-ай» стала учебным пособием для многих вокалистов
Всемирные игры кочевников: какие состязания пройдут во Дворце единоборств им. Ж. Ушкемпирова в Астане
Несколько участков дорог перекроют в Астане
Казахстанский тренер принес две медали для Туниса на Олимпиаде
Страны Центральной Азии укрепляют позиции на мировой арене
Пострадавшие от паводка в ЗКО получили жилье
Важно постоянно находить новые точки соприкосновения
Консультативные встречи показывают высокую эффективность
Появится парк на «Колесных рядах»
В Костанае прошел региональный «Форум сельских женщин Казахстана»
Землетрясение в 6,8 баллов произошло у берегов Филиппин
Интеграция отвечает общим целям
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией

Читайте также

Нацбанк сохранил базовую ставку на уровне 14,25%
Санаторий «Рахмановские ключи» в ВКО передали на баланс гос…
Казахстанцы изучат канадский опыт строительства дорог
Более 20 тысяч рабочих мест появятся в результате создания …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]