Участники конференции говорили об истории становления отечественной модели госуправления, нынешних трендах развития и роли Первого Президента Нурсултана Назарбаева в создании эффективного аппарата для решения сложных стратегических задач. Ведь в совокупности политических, экономических, экологических, социальных и культурных процессов, связанных с движением казахстанского общества по пути демократизации, кадровый вопрос играет ключевую роль. А процесс его формирования берет начало с создания Национальной высшей школы государственного управления при Президенте РК (НВШГУ).
– Мы прошли непростой путь становления за небольшой по историческим меркам срок, – отметила председатель Агентства РК по делам государственной службы Анар Жаилганова. – Созданы современные институты управления, которые отражают суть политического устройства Казахстана. Осуществлен проект перехода на карьерную модель государственной службы с элементами позиционной. Вводится институт контрактных служащих, совершенствуются системы отбора.
Нужно отметить, что период становления суверенного Казахстана и строительства нового государства совпал с трендами глобализации, развитием информационных технологий и переходом к Индустрии 4.0. Это потребовало нового качества человеческого капитала, прежде всего управленческих кадров в сфере государственной службы. Профессионализм госслужащих, их гибкость и адаптивность к изменениям в значительной степени определяются эффективностью административной и политической систем.
В связи с этим председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам РК Кайрат Келимбетов презентовал участникам конференции новые подходы, которые выражаются в переходе от государственных программ к национальным проектам, что отражает современную архитектуру госуправления. Стратегической основой этого процесса является принятый Национальный план развития до 2025 года. Главная задача его реализации – сконцентрироваться на человекоцентричной модели управления, а приоритет – прозрачность принятия решений и построение «слышащего государства».
Другими словами, государственный аппарат должен выстроить свою работу с учетом комфортности для гражданина и бизнеса, в определенной мере предугадывать и предупреждать потребности общества, в том числе на основе прогнозирования данных. Проектный подход в связи с этим имеет возможность гибкого межведомственного сообщения, а также отслеживания прогресса в режиме реального времени.
Важным фактором, как отметил Кайрат Келимбетов, станет оптимизация и цифровизация кадрового потенциала, а также развитие нравственных установок.
По мнению председателя управляющего комитета Астанинского хаба в сфере государственной службы Алихана Байменова, профессиональный аппарат является главным фактором достижения поставленных экономических и политических задач. Во всех этих решениях исключительное значение имела политическая воля Елбасы. Так, на заре независимости государственный аппарат создавался специально с учетом задач, стоящих перед страной в то время.
Позже утвержденная Указом Президента РК Концепция развития государственного управления Республики Казахстан до 2030 года стала главным вектором развития системы профессионализации госаппарата. Переход к сервисной системе – новый вызов для управленцев современного этапа развития страны, и, как отметили участники конференции, у казахстанского общества имеется достаточно ресурсов и потенциала для решения этой задачи.