За рубежом развитая система самоуправления включает ряд признаков: выборы глав сельской администрации, функционирование сельского совета либо активное участие самих граждан в сельских собраниях, формирование самостоятельного бюджета и расширение его доходной части.
Теперь подобные прерогативы сельского самоуправления вводятся и в нашей стране. То есть новая система избрания сельских глав в Казахстане в первую очередь направлена на устойчивое развитие сельских территорий.
– Если человек старше 25 лет, имеет высшее образование, обладает опытом работы на госслужбе или на руководящей должности и сумеет набрать всего 1% голосов местных жителей в свою поддержку, то он сможет предложить свою кандидатуру на должность сельского акима, – говорит Индира Рыстина, руководитель отдела социально-политических исследований КИСИ при Президенте РК. – Так, если в селе проживают 2 000 избирателей, то кандидату нужно для участия в выборах заручиться поддержкой 20 из них.
По словам Индиры Рыстиной, новшество предполагает усиление обоюдной ответственности – как акимов, которых выбирают, так и жителей, которые выбирают. Новый аким и его политика станут результатом сознательного выбора местного населения. Это личная политическая ответственность каждого участника выборного процесса. Поэтому выборы акимов станут важнейшим этапом в развитии местного самоуправления и роста политической активности казахстанцев.
Следует отметить, что в селах проживает около 40% населения. Количество сел, имеющих аппарат акима, составляет более 2 тыс., соответственно, выстраивание эффективных механизмов управления сельскими территориями затрагивает интересы большого числа казахстанцев.
Кроме того, избрание сельских глав в ходе прямого голосования является непосредственным выбором самих сельчан не просто акима, но и его предвыборной программы, которая должна включать в себя актуальные проблемы местности и самое главное – предлагаемые пути их решения.
– Согласно последним поправкам в законодательство, политические партии также могут выдвигать своих кандидатов в сельские акимы, – говорит Индира Рыстина. – Это позволит им активнее проявлять себя на местном уровне. И если сегодня большинство политических партий активны только в период выборов в Мажилис или маслихаты, то после изменений в закон о выборах у них появятся возможность и мотивация работать в постоянном режиме и бороться за каждый голос местного жителя. Выдвижение кандидатов политическими партиями необходимо с точки зрения партийного строительства снизу вверх. Также это позволит партиям на местах, в регионах наращивать свой электоральный потенциал и институализироваться. Сельские избиратели со своей стороны получают еще один канал влияния на парламентские партии.
Таким образом, наряду с масштабными республиканскими кампаниями появятся локальные кампании, ориентированные на проблемы и запросы жителей конкретного округа или села.
Если же случится так, что свою кандидатуру выдвинет только один претендент, то законом предусмотрена норма, согласно которой местный районный аким по согласованию с местным маслихатом должен найти еще одну кандидатуру, чтобы выборы состоялись и были альтернативными. То есть на выборы должны идти минимум два кандидата. Если же изначально выдвинутся два кандидата, то районному акиму не будет надобности искать дополнительные варианты.
Также, согласно закону о выборах, теперь появится графа «Против всех». Это проявление политической воли голосующих.
– Раньше люди, которых не устраивали предложенные варианты, вообще не ходили на выборы, – говорит Индира Рыстина. – В итоге их голос совсем не принимался во внимание.
Теперь же пункт «Против всех» станет показателем доверия к власти и сигналом, что есть часть общества, которую не устраивает ни один из имеющихся вариантов, и требуются новые альтернативы. Голос человека, который не хочет ни за кого голосовать, теперь не потеряется.
По словам эксперта, открытая и конкурентная борьба среди кандидатов в акимы позволит выявить наиболее компетентных и профессиональных руководителей, знающих специфику местных проблем и способных найти ключ к их решениям. Избранные акимы будут лично заинтересованы в исполнении своих предвыборных обещаний, налаживании коммуникаций с местным сообществом, а также в привлечении необходимых инвестиций в село. Индикатором эффективности акимов станет последующий уровень электоральной поддержки. Акимы, сумевшие продемонстрировать успешный менеджмент, будут иметь высокие шансы на победу в очередных выборах.