Свежий выпуск

Долгое возвращение домой

В Москве вышла последняя книга четырехтомной энциклопедии «Актеры отечественного кино», где около сотни статей посвящены казахстанским мастерам экрана. О знакомстве и работе с авторами издания, о легендарных звездах и забытых именах советского и казахстанского кинематографа рассказывает известный отечественный журналист, также участвовавший в создании этой энциклопедии, Сергей Лесковский.

– В издании около 6 тысяч статей об актерах, которые снимались в кино с 1908 по 2018 год, – с тех пор как появилось кинопроизводство в Российской Империи и до сегодняшнего дня. Процесс выхода энциклопедии растянулся на 7 лет, а авторы-составители – математик, преподаватель одного из московских университетов Марина Кравченко и историк кино Алексей Тремасов – работали над ним 15 лет.

С Алексеем я познакомился гораздо раньше выхода энциклопедии. Мы с ним были авторами сайта «Характерные актеры российского кино». С Сергеем Капковым, его редактором, меня свело кино. Сайт был посвящен биографиям актеров советского кинематографа, а союзные респуб­лики тоже внесли свою лепту в его в развитие. Поэтому без них, на мой взгляд, никак невозможно было обойтись.

Когда я написал об этом Сергею (сейчас он шеф-редактор киностудии «Союзмультфильм»), то он решил публиковать материалы о казахских актерах. Самой первой у меня была заметка о Ментае Утепбергенове. Замечательный артист снялся во многих фильмах, но широкий зритель запомнил его по эпизодической роли японца в фильме «Интердевочка» Петра Тодоровского. Позже на сайте появились мои статьи об Амине Умурзаковой, Нурмухане Жантурине, Нуржумане Ихтымбаеве, Олеге Ли...

Одновременно там публиковался и Алексей Тремасов. Российские актеры и тогда, и сейчас относятся к нему с большой симпатией. Он это заслужил. У Алексея есть и свой сайт «Всегда со мною», где он опубликовал более 500 подробных биографий актеров постсоветского пространства. Кроме того, будучи изумительным рассказчиком, Алексей провел на канале «Культура» цикл передач, посвященных забытым актерам.

Наше с ним знакомство долгие годы было виртуальным. К моменту встречи у меня накопилась большая коллекция порт­ретов актеров казахского кино, которые хотелось передать в надеж­ные руки. А поскольку для Алексея Тремасова история кино давно уже стала профессией, то более надежных рук я не видел. Когда он сообщил, что скоро должна состояться презентация первого тома энциклопедии «Актеры отечественного кино», я как раз собирался в Москву.

Это был 2012 год. И самого Алексея, и издание, над которым он работал, представлял известный киновед, основатель и первый директор Музея кино в Москве Наум Клейман. Потом я узнал, что в жизни составителя энциклопедии об актерах этот человек сыграл большую роль. Пригласив его на работу в музей, Клейман настоятельно рекомендовал Алексею, выпускнику педагогического вуза, поступать на киноведческий факультет ВГИКа, что тот и сделал. Алексей успевал совмещать музей, учебу с поиском материалов об актерах и работу над энциклопедией.

Кино Алексей Тремасов увлекается с детства. Его всегда интересовало, как складываются судьбы даже тех актеров, кто сыграл даже самую незначительную рольку. Он вел дневники и составлял справки на всех, кого ему удавалось найти. Все это и стало основой для энциклопедии. Выход в свет этого издания, как мне кажется, стал ударом «под дых» всем профессиональным киноведам.

Обычно работу над такими энциклопедиями ведут целые институты, а тут два человека. На презентации первого тома я спросил у Алексея, почему они ради поднятия тиража не пишут о личной жизни актеров? Он сказал, что идти по академическим канонам энциклопедических изданий (родился, учился, место работы и фильмография) – его принципиальная позиция. Зато, как обратили внимание знатоки кино, фильмографии в энциклопедии очень полные и точные. В них упомянуты даже крохотные эпизодические роли, в которых задействованы актеры.

Например, Ольга Сошникова (Барбара из «Семнадцати мгновений весны») с 1975 по 1987 год числилась в штате «Казахфильма», сыграла маленькие роли в «Балконе» и в «Чокане Валиханове». Или Владимир Еремин. Кинематографическую деятельность он начинал тоже на «Казахфильме», снялся в картинах «Моя любовь на третьем курсе» и в «Погоне в степи». Потом уехал в Питер, а оттуда уже в Москву. Лола Ашрапова – легендарная девушка-джигит из одноименной комедии тоже живет в Москве...

Алексей Тремасов не ограничил энциклопедию только российским кинематографом, так как считает, что честь и славу советского кино составляли актеры многонациональной страны. Поэтому и решено было включить в издание актеров братских республик бывшего Союза.

Более того, туда включены актеры из других стран, которые как бы «прописались» в постсоветском кино. Там есть, к примеру, финн Вилле Хаапасало («Особенности национальной охоты», «Кукушка»), более известный в России, чем у себя на родине.

А Казахстан вообще представлен сотней актеров, начиная от патриархов – Елюбая Умурзакова, Серке Кожамкулова, Нурмухана Жантурина, Риммы Кабдалиевой, Мухтара Бахтыгереева и заканчивая теми, кто активно снимается сегодня.

У некоторых актеров из нашей страны я не просто брал интервью когда-то, но и пытался даже принимать, пусть и минимальное, но участие в их судьбе.

С Риммой Кабдалиевой была такая история. Она много снималась за пределами Казахстана и даже подумывала закрепиться в Москве. В начале 80-х работала в украинской ленте «Высокий перевал». Очень подружилась с режиссером Владимиром Денисенко и с его женой Натальей Наум. Они посоветовали ей строить карьеру там, где родилась. И Римма вернулась в Алма-Ату полная надежд, но они, увы, не сбылись: ее просто перестали приглашать.

Мы были немного знакомы, и я ей как-то предложил попробовать себя в журналистике. Рассказать, например, о коллегах, с которыми приходилось работать. И она написала для «Ленинской смены», где я был тогда редактором, эссе. В нем актриса вспоминала о своей работе на одной площадке с Саги Ашимовым, с Николаем Олялиным и многими другими яркими актерами. Тираж у газеты в те времена был огромный, и когда материал вышел, то его заметили на «Казахфильме», и актрису после 16 лет простоя пригласили на роль матери в фильме «Три брата» Серика Апрымова. И все. Больше в кино ее не звали. А вообще она снялась в двух десятках фильмов. В Казахстане самой знаменитой ее ролью стала Каракатын из «Крови и пота» Азербайжана Мамбетова. У нее типаж не лирической героини, а простой казахской женщины. Когда я смотрел «Балкон», то удивился, что ее там нет. Она бы так органично могла вписаться в многоликую толпу.

А вот история про красавицу Раису Мухамедьярову. Однажды, когда я пришел в казахский ТЮЗ брать интервью у Амины Умурзаковой, то, увидев ее портрет на актерском стенде, спросил, почему же Раиса перестала появляться в кино? На что Амина-апай ответила: «Раечка очень талантлива, но у нее пикантная красота».

Раиса Мажитовна и в самом деле обладала нездешней, несоветской красотой. Экранизации на историческую или классические темы в то время почти не делали, а на роль тружениц заводов, фабрик и колхозных полей она не подходила.

С этой актрисой у меня связан один забавный случай. Когда я работал собкором «Ленинской смены» в Восточном Казахстане, там проходили съемки «Человека-оленя» по одноименной повести Оралхана Бокеева. Однажды вечером мы с приятелем наткнулись на ярко освещенный торговый киоск. За прилавком стояла она, Раиса! Приятель, не заметив софитов и не узнав актрису, радостно встрепенулся: «Смотри, какая красоточка!»

Есть в энциклопедии Алексея Тремасова и Марины Кравченко и Танат Жайлибеков. Прожил он всего 60 лет. В 50-е годы был популярен и любим народом, сыграв в двух комедиях об Иване Бровкине и роль парикмахера в «Нашем милом докторе». А потом о нем забыли, почти не снимали, ничего не писали, интервью не брали, а он ведь окончил ГИТИС и работал в Ауэзовском театре...

Не забыл Алексей Тремасов и Розу Исмаилову, младшую сестру знаменитой художницы Гульфайрус Исмаиловой. В «Нашем милом докторе» она сыграла веселую жизнерадостную главную героиню, уговаривающую всех организовать праздник для док­тора. В Казахстане о ней вообще не писали. Наверное, потому, что выйдя замуж, Роза уехала в Ташкент, где снималась на «Узбекфильме».

Со страниц энциклопедии смот­рят на нас ее партнеры по той картине. Замечательный актер Театра имени Лермонтова Юрий Померанцев, Евгений Попов, сыгравший в паре с Рахией Койчубаевой милиционера.

Что касается Рахии: абсолютно недооцененная актриса, для которой надо было бы писать отдельные сценарии. После «Нашего милого доктора» она сыграла в фильме «Мальчик мой» сумасшедшую мамашу, чей сын влюбился в героиню Раисы Мухамедьяровой. И все – кажется, на этом ее кинокарьера закончилась. А жаль…

Дань памяти Алексей отдал и первому казахскому кинорежиссеру-женщине Дариге Тналиной, персонажу совершенно уникальному для «Казахфильма», чья жизнь – сплошная трагедия. О ней следовало бы снять отдельный фильм. Она успешно делала карьеру на «Мосфильме», но потом ради сына, который рос в семье сестры, вернулась в Казахстан.

Фрагмент из интервью с Даригой Тналиной: «Приезжаю в Вишневку (поселок в Акмолинской области. – Ред.), а сын меня почти не знает. Он считал, что я его бросила. И слышать, говорит, не хочу про твою Москву. Если и поеду куда, то только в Алма-Ату и только с друзьями – Геркой и Ленькой. Сын поступил в политехнический, а мне пришлось бросить в Москве все: друзей, работу, квартиру – и с повинной головой идти на «Казахфильм». Здесь меня приняли даже не прохладно – очень плохо. Ни одна из моих режиссерских задумок не воплотилась в жизнь. Чухрай (Григорий Чухрай – режиссер, народный артист СССР) и Кулиджанов (Лев Кулиджанов – актер, режиссер, народный артист СССР) в один из своих приездов в Алма-Ату упрекали: неужели тебя заела трехкомнатная квартира? Но я не могла оставить сына. Решила для себя: сделаю из парня настоящего человека.

Творческая судьба у меня на родине не сложилась. У меня ведь характер – не сахар, и жизнь, следовательно, у меня не мед...»

…Энциклопедию «Актеры отечественного кино» не мешало бы иметь ведущим библиотекам нашей страны. Особенно если учесть, что представленная там история казахского художественного кино начиналась в киностудии «Ленфильм» с фильма «Амангельды». Кстати, в энциклопедии часто упоминается ЦОКС – центральная объединенная киностудия, работавшая в годы Великой Отечественной войны в Алма-Ате. И это тоже дань памяти корифеям кино, работавшим в кинодержаве под названием Советский Союз.

Автор:
Галия Шимырбаева, Алматы
10:45 , 20 Сентября 2019
0
1773
Подписка

Читайте также

Популярное