Национальный рейтинг лучших вузов Казахстана проводится в 2021 году тринадцатый раз агентством IQAA-ranking. В связи с изменением ситуации в системе высшего образования, переходом высших учебных заведений на дистанционное обучение, по предложению вузов были введены некоторые изменения в методологию оценки. Например, в связи с утратой актуальности таких критериев, как «Средний балл результатов ВОУД», «Учет масштаба числа студентов, сдавших ВОУД», они были убраны из методики. В то же время в связи с переходом большинства учебных заведений на дистанционное обучение, были введены дополнительные критерии для оценки уровня организации дистанционного⁄смешанного типа обучения вузов и используемых ими информационных технологий и программных обеспечений: «LMS платформы (Система управления обучением)», «Внешние образовательные платформы, с которыми вуз имеет соглашение на обучение студентов», «Количество массовых открытых онлайн-курсов (МООК)». Кроме того, в связи с обновлением классификатора образовательных программ высшего и послевузовского образования были введены критерии: «Доля новых и инновационных программ», «Доля образовательных программ с обучением на английском языке».
В этом году изменился способ представления информации вузами, которые предоставляли исходные данные агентству полностью только через электронную платформу, разработанную сотрудниками организации.
Национальный институциональный рейтинг является многомерным и состоит из пяти составляющих: оценки академической деятельности вуза (анкета 1) и репутационных оценок экспертов (анкета 2), работодателей (анкета 3), студентов (анкета 4) и выпускников (анкета 5). Академическая деятельность вузов по нашей методике состоит из 7 индикаторов: 1-й – контингент студентов; 2-й – результаты обучения студентов и количество образовательных программ; 3-й – профессорско-преподавательский состав; 4-й – научно-исследовательская и инновационная работа; 5-й – международное сотрудничество; 6-й – информационное обеспечение; 7-й – результаты трудоустройства и достижения выпускников, всем перечисленным оценкам отводится основная доля процентов – 80 из 100%. По остальным анкетам (опрос экспертов, работодателей, студентов и выпускников) распределение процентов было одинаковым – по 5% для каждого показателя.
В списке Национального рейтинга лучших вузов Казахстана представлено только 33 вуза страны, это связано с тем, что часть вузов набрала менее 33% итоговой оценки, поэтому не попала в рейтинг, другая часть не участвовала в рейтинге из-за изменения формы собственности и смены первых руководителей. Поэтому в категории многопрофильных вузов представлено только 14 учебных заведений, для технических вузов – 11, гуманитарно-экономических – 6, педагогических – 2.
При проведении исследования агентство провело анкетирование государственных органов, студентов, выпускников и работодателей, среди которых участвовали национальные компании, организации крупного, среднего и малого бизнеса. Было получено более 500 и 2 500 ответов от экспертов и работодателей соответственно, более 3 000 и 10 000 ответов от выпускников и студентов вузов соответственно. Среди представителей министерств и акиматов наиболее активно в опросе участвовали Министерство финансов, Министерство внутренних дел, Министерство торговли и интеграции, акиматы г. Шымкента, Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской и других областей, которым выражаем свою искреннюю благодарность.
В результате проведенного исследования агентство отмечает, что в период локдауна большинство вузов хотя и столкнулись с определенными сложностями, но смогли успешно перейти на дистанционную форму обучения. Это связано с тем, что многие вузы еще до пандемии активно пользовались такими платформами, как Platonus и Moodle, а во время пандемии некоторые разработали свои собственные платформы (КазНУ им. аль-Фараби, Satbayev University, КарУ им. академика Е. А. Букетова и др.), тогда как остальные пользовались такими известными платформами, как ZOOM, Microsoft Teams, Webex Cisco и другие. Касательно сложностей в реализации дистанционного образования большинство респондентов отметили, что перебои в работе платформы были самой основной проблемой, которые в дальнейшем были устранены или сокращены посредством использования различных платформ для разных целей. Также респонденты особо отметили важность социального взаимодействия и что отсутствие личной коммуникации отрицательно сказывается на коммуникативных компетенциях. Из положительных изменений студенты отметили, что стали более самостоятельны в планировании своего распорядка дня и начали заниматься творчеством и саморазвитием за счет повышения свободного времени. Преподаватели отмечают, что использование современных технологий делает подачу материалов и обучение более эффективным.
В результате исследования можно констатировать, что рейтинги IQAA-ranking фиксируют динамичный рост активности вузов в различных сферах. К примеру, за последние 5 лет количество публикаций в год в базах данных Scopus и Web of Science выросло на 53%, по данным аналитиков агентства, количество студентов, участвующих в академической мобильности в зарубежные вузы, в том числе в онлайн-формате, возросло почти на 70% (за исключением периода пандемии), количество ППС с зарубежными дипломами – в 2 раза, кроме того, возросло количество зарубежных студентов, обучающихся в казахстанских вузах. Общая негативная тенденция в высшей школе Казахстана в настоящее время – уменьшение количества штатных преподавателей на число студентов.
Помимо институционального рейтинга агентство, начиная с 2013 года, проводит рейтинг образовательных программ вузов. В текущем году вузами представлены данные по более чем 700 образовательным программам по бакалавриату и магистратуре по 182 группам программ. Лидерами по количеству принявших участие в ранжировании образовательных программ являются: Казахский национальный университет им. аль-Фараби (169 программ), Карагандинский университет им. академика Е. А. Букетова (140 программ), Торайгыров Университет (62 программы). Методология рейтингов и развернутые результаты представлены на сайте: www.iqaa-ranking.kz.