

– Молодая, хрупкая, и вдруг – хищники, дрессура, ежедневный физический труд. Дарья, почему именно цирковой путь и кто повлиял на ваш выбор?
– Я из цирковой династии. Дедушка Леонид Семенович Костюк был эквилибристом. Папа, Леонид Леонидович, тоже в этом жанре работал – с першами (шестами. – Авт.). Больше 25 лет он был художественным руководителем и директором цирка на проспекте Вернадского. Мама тоже цирковая артистка. Я горжусь тем, что папин рекорд в исполнении нескольких трюков не побит до сих пор, и он пока единственный, кто в этом жанре взял «золото» на фестивале в Монте-Карло. Что касается влияния на мой профессиональный выбор, то родители были категорически против того, чтобы я шла по их стопам. Они меня видели в будущем юристом, лингвистом, стоматологом… Но только не в цирке. На этой почве в семье не раз случались ссоры, серьезные разговоры, которые, как видите, оказались тщетными. Не зря говорят о генетическом факторе, в моем случае он и сыграл свою роль. У меня ощущение такое, что я родилась под куполом цирка.
Свои первые шаги я делала на манеже. В пять лет уже рвалась к лошадям, поэтому позже первым моим жанром стала джигитовка. Мама считала это совсем не женским занятием и всячески старалась отвлечь меня от этой «затеи», ставила к станку, чтобы я занималась балетом, записывала в разные кружки и секции. Но джигитовка и сегодня мой любимый жанр, от которого я получаю невероятный драйв.
– Чем он так притягателен?
– Скорость, адреналин, опасность, сливаешься в одно целое с животным. Тебе нельзя от него отстать или упустить темп, потерять уздцы. И потом получаешь мощный заряд энергии. Не только лошадей – всех животных люблю. Кроме пресмыкающихся.
– Вы приехали с программой «Остров грез». В чем его особенности и почему он так называется?
– Это тематическая история, где герои путешествуют по страницам книги, попадают в разные страны, всевозможные ситуации. «Остров грез» – это не классическое цирковое представление, где один номер сменяется другим. Это своего рода микс мюзикла, цирка, танцев и кино. Мы привезли полноценный проект, где зритель видит представление на ковре, на льду и на воде. Принято считать, что цирк – это для детей, поэтому родители зачастую, приведя своих чад, идут либо в буфет, либо заняты чем-то другим. У нас программа для всех возрастов. В ней есть комичные герои, моя героиня – более лиричный персонаж – попадает в разные истории, влюбляется. В конце мы попадаем на этот самый остров, где счастливы все: эльфы плавают на кувшинках, рептилии вылетают из воды, парят в воздухе… Это остров, где нет людей, нет животных, там эльфы, фрики, волшебные существа, но они все дарят людям радость. В данной программе немало уникальных номеров. В том числе балет с кенгуру. В большой розовой пачке, в огромных пуантах 45-го размера наша «балери на» танцует разные па в месте со своим партнером – эксцентриком Мишей Рамзиным.
– Кенгуру тоже ваши питомцы?
– Нет, это номер моего мужа Вячеслава Куркова. Он тоже дрессировщик, один из ведущих артистов данного проекта, креативный директор, разработчик трюков. Все, что сложное в техническом плане зритель видит на манеже, – дело его рук. Ну а особенностью нашего проекта является аттракцион с гепардами – единственный сегодня в мире. Эти животные занесены в Красную книгу, поэтому мы их не только дрессируем, но и пытаемся создать все условия, чтобы их численность в дальнейшем увеличивалась.
– Сложно работать с гепардами? Они ведь тоже из кошачьих, как львы и тигры?
– Нет, они абсолютно не кошачьи. Мы их называем кото-псы. У гепардов немало общего с гиенами, даже звуки они похожие издают, а строение лап как у собак, например, когти не втяжные. Это очень тонкие животные, умеют слушать, но их дрессура не менее тонкое дело. Метод наказания к ним неприемлем совершенно. Многие нам говорили: максимум, чему вы их научите, это сидеть на тумбах. Но мы с гепардами, их у нас 10, делаем различные трюки. А вот у львов, тигров, медведей – совсем другой характер. В определенных ситуациях они могут представлять опасность для человека.
– В вашей практике случалось подобное? И как нужно вести себя в такие минуты?
– Я работала с медведями, и не раз они мне спину раздирали в кровь, и по лицу лапой получала. Думала, шрамы не сойдут. И под себя медведь подминал. Слава Богу, до каких-то крайних мер не доходило. Главное показать, что ты их сильнее, в первую очередь духом. Не идти назад, дать отпор. По технике безопасности в работе с такими животными должны рядом и палки лежать, и заряженный пистолет при себе. Но потом я поняла, что мишки – это не мое, что не смогу сделать с ними нечто уникальное. А вот гепардов нет ни у кого. Был аттракцион у Марины Маяцкой, заслуженной артистки России. Но сейчас она уже с ними не работает.
– Как, на ваш взгляд, приняли вашу программу казахстанские зрители? И какие впечатления у вас сложились о нашей столице?
– Месяц назад мы ставили эту программу в Алматы, теперь в Астане. Могу сказать, что два разных города, у каждого свое лицо. В Алматы зритель заметно активнее, там у нас было 22 аншлага за месяц! Здесь, я бы сказала, зритель более осторожный. Мы дали 9 спектаклей, и хотя аншлагов не было, но те, кто приходил на представление, в финале программы выражали однозначный восторг. А это и есть главная оценка нашей работы – горячие аплодисменты, крики «Молодцы! Здорово!». Об Астане могу сказать, что здесь безумно красиво и интересно, оригинально и здорово! Потрясающая архитектура. Есть здания, очень похожие на московские. Как будто собрана воедино коллекция достопримечательностей из разных стран и столиц. Хочу сказать огромное спасибо тому, кто создал такие идеи и нашел силы их реализовать. Мне очень понравился столичный цирк. Здание – одно из лучших, которые я посещала. Здесь чисто, комфортно, уютно, а далеко не везде так. Здесь есть все условия и для работы и отдыха людей, и для содержания животных.
– О цирковом искусстве Казахстана что можете сказать?
– Я могу судить о том, что видела своими глазами. К примеру, 15 лет назад в Московский цирк приезжали джигиты Алиевы, и я с ними работала. С тех пор сильнее их в джигитовке я не встречала. Очень чистое было исполнение: групповой заезд, двойной подживот, фирку делали, много сильных трюков...
– Понятно, что цирк для вас все. На что-то другое, кроме него, остается время?
– Я делаю много проектов на телевидении. На телеканале «Мир» вела передачу «Тайна манежа». Кругом столько интересного, но работа отнимает много времени. Вот если было бы 48 часов в сутки...
– А семья?
– У нас растет сын, Платон. Тоже цирковой ребенок. Ему пока год и восемь месяцев, но он уже абсолютно бесстрашно тянется к гепардам, хотя другие дети чувствуют, что это хищники.
– Если он захочет продолжить династию, то…
– То мы не будем воспрепятствовать. Так же, как и принуждать к тому, что ему не по душе. Каждый человек имеет право на выбор своего пути.
– Что вы пожелаете зрителям?
– Приходите к нам, мы хотим вам доставить массу положительных эмоций, пусть зритель поверит, что цирк есть хороший. Не стесняюсь об этом говорить, потому что моя миссия – делать все, чтобы цирк уважали. Ведь это самое живое, естественное, как говорится, без фонограмм, искусство. С настоящими гепардами, реальными трюками. Общими усилиями балетмейстеров, главного дирижера, звукорежиссера, композитора и сотни других сотрудников мы каждый раз стараемся создать настоящую феерию, и все это для вас, зрители!
Гуляим ТУЛЕШЕВА