​Дело техники

633
Гуляим Тулешева

Роскошь или средство передвижения?

…Технический пуск первой очереди автомобилей «Нива», состоявшийся в 2002-м в Усть-Каменогорске на автосборочном заводе «Азия Авто», стал, пожалуй, тем стартовым шагом, с которого началась история казахстанского автопрома. За прошедшие годы данная отрасль машиностроения переживала всякое. Пик ее развития пришелся на 2013–2014 годы, когда объем производства достиг 40 тыс. единиц техники.

Доля отрасли в общем объеме машиностроения тогда составила 22% (с 4% в 2010 году). Однако вскоре ухудшение ситуации на валютном рынке, введение плавающего курса тенге привели к снижению покупательской способности потенциальных автопотребителей. В 2015-м впервые за несколько лет данный рынок продемонстрировал ощутимый спад.

Наплыв дешевых автомобилей из соседней России, отток покупателей стали ощутимым ударом по всей автоотрасли республики. В результате доля продаж техники отечественной сборки достигла антирекорда в 5%, то есть предпочтение транс­порту отечественного производства отдавал только каждый 20-й покупатель. Скептики все громче выражали сомнение в возможности скорого реанимирования казахстанского автопрома.

Помочь отрасли взялось государство, в частности, запустив в 2015 году программу льготного автокредитования. Главной задачей было обеспечить конечных покупателей легковых авто отечественного производства возможностью доступных кредитов по льготной, эффективной и номинальной ставке. Программа направлена и на лизинговое финансирование коммерческой техники.

Как показала практика, своевременная поддержка помогла укрепить позиции автопрома, качественный рост которого ­Елбасы Нурсултан Назарбаев всегда возводил в экономичес­кие приоритеты. «Будет машиностроение – будут новые товары, новые изделия и новое оборудование. Значит, обновляться будут наши предприятия. За 7 лет объемы производства в этой отрасли увеличились в 2,6 раза», – отметил он в ходе последнего телемоста по запус­ку индустриальных проектов.

Реализация госпрограммы льготного автокредитования позволила в период кризиса существенно облегчить работу отечественных производителей. Так, за 2015–2016 годы каждый третий автомобиль отечественной сборки был реализован через данный механизм господдержки. При этом положительная тенденция восстановления рынка была ощутима уже в 2017-м.

Тогда же объем экспорта отечественных автомобилей по сравнению с 2016 годом увеличился в 6 раз и составил 1 535 единиц. Здесь необходимо отметить выход АО «Азия Авто» на китайский рынок, за 2017-й экспортировано 1 212 авто на сумму более чем 2,5 млрд тенге.

Выделенные средства освоены в полном объеме, и на сегодня ведется вторичное освоение средств. В связи с этим в конце 2017 года государством был выделен новый, третий транш – в размере 10 млрд тенге. Его освоение началось в начале 2018-го.

В целях поддержки отечественных автопроизводителей, а также для обеспечения доступного кредитования населения Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК планирует продолжить прак­тику применения льготного автокредитования.

На одном из заседаний Правительства в феврале на тот момент глава МИИР Женис Касымбек сообщил о планах выделить в текущем году бюджетное финансирование АО «НУХ «Байтерек» в размере 10 млрд тенге путем льготного финансирования банков второго уровня. При этом 8 млрд тенге будут направлены на льготное автокредитование, а 2 млрд – на лизинговое финансирование коммерческой техники. При первичном освоении средств намечена реализация более 2 тыс. автомобилей.

– В последующие годы за счет револьверности средств показатель по реализации отечественных автомобилей по программе достигнет в среднем 400–500 единиц в год. Предос­тавление бюджетного кредита в течение 18 лет позволит обеспечить в автомобилестроении дополнительные объемы реализации продукции на общую сумму 33,7 миллиарда тенге, а также увеличение объемов налоговых и других обязательных платежей в бюджет страны на более чем 9,3 миллиарда тенге, – сказал он.

В целом, по словам главного эксперта Управления машиностроения Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК Айжан Сыздыковой, с 2015 по 2018 год в рамках данной программы выделено 40 млрд тенге (из них на автокредитование – 34 млрд тенге, на лизинг – 6 млрд тенге).

– На начало февраля 2019 года в рамках данной программы реализовано 13 992 единицы транспортных средств на сумму 65,9 миллиарда тенге, – пояснила она.

Каждый второй – наш

Итак, казахстанский автопром продолжает планомерный рост. В 2018 году объемы выпуска увеличились на две трети и приблизились к докризисным цифрам 2014-го. Еще более крас­норечивым свидетельством отраслевой динамики стала рекордная рыночная доля отечест­венных автопроизводителей, в декабре превысившая отметку в 56%, рассказал председатель совета директоров ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов.

По его словам, более половины покупателей новых легковых автомобилей в финале минувшего года выбрали одну из моделей казахстанских автозаводов. Вклад предприятий отрасли в ВВП страны достиг 206 млрд тенге.

– Мы рассчитываем, что в 2019 году растущий рыночный спрос и возможности программы льготных автокредитов поз­волят обновить исторический максимум производственных показателей и преодолеть рубеж в 40 тысяч автомобилей, сошедших с конвейеров казахстанских предприятий, – сказал он.

При этом существенную лепту в достижение данной цели должны внести усилия государства по обеспечению жителей страны доступными автокредитами.

Оценивая почти четырехлетний опыт работы действующей госпрограммы льготных автокредитов, эксперты признают колоссальный спрос казахстанцев на такого рода финансовые инструменты.

Программа пользуется большой популярностью ввиду нескольких очевидных преимуществ. В первую очередь, считает эксперт аналитического центра Ассоциации финансис­тов Казахстана (АФК) Рамазан Досов, это низкая процентная ставка, которая в разы меньше в сравнении с коммерческими автокредитами.

Так, если номинальная ставка вознаграждения по программе составляет не более 4,0% годовых (ГЭСВ – не более 7,5%), то стандартные займы для приобретения авто от БВУ варьируются от 16% годовых (19% – ГЭСВ) до 25,5% годовых (29% – ГЭСВ). Другой не менее важной для населения причиной является доступность цен на приобретаемое авто (автомобили отечественной сборки на порядок дешевле ввозимых иномарок). К числу преимуществ можно также отнести легкодоступность комплектующих, а также различные бонусы и программы лояльности, включающие скидку при обслуживании в СТО.

В то же время льготное автокредитование позитивно сказывается на увеличении производства отечественных автомобилей, их продаж и на соответствующем росте доли казахстанских производителей на рынке. На этом фоне рыночная доля предприятий автомобильной отрасли страны выросла за год с 37,4 до 49,1%.

О том, что каждый второй автомобиль, реализованный в Казахстане, отечественного производства, сообщила на днях и вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анар Макашева на IV Казахстанском международном автомобильном форуме. По ее словам, льготное кредитование является самой эффективной программой по стимулированию спроса.

На сегодня существуют несколько программ: льготного автокредитования легковых автомобилей под 4% годовых, льготный лизинг под 3% годовых, отдельные программы по парку обновления автобусов под 7% годовых при первоначальном взносе 15%.

– В целом последствия кризиса, которые наблюдались в 2014 и 2015 году, мы преодолели и идем вверх. У нас рост не только в производстве, но и в реализации автотранспортных средств в сравнении с 2017-м. Доля первичной регистрации и в целом авторегистрации на территории республики составляет более 26%. Это говорит о том, что доля перепродажи на внутреннем рынке сохраняется, много авто перепродается, – сообщила Анар Макашева.

Будучи одной из ключевых отраслей в стране, автопром, по прогнозам, продолжит рост.

– В 2018 году объем производства составил 32 тысячи единиц. Мы ожидаем 60 тысяч единиц производства в 2019-м. Что касается экспорта, то казахстанский автопроизводитель осваивает рынки России, Беларуси, Таджикистана, – рассказала Анар Макашева.

Чтобы в выигрыше были все

Между тем сегодня объемы финансирования действующей программы пока не могут удовлетворить имеющиеся потребности: в 2018 году лишь один из десяти покупателей авто казахстанского производства смог воспользоваться льготными займами. Почему? Как считает Олег Алферов, каждый новый транш оказывается освоен в течение считанных недель. Поэтому потенциал развития программы с точки зрения масштабов огромен.

Тем более что механизм ее реализации силами Банка развития Казахстана продемонстрировал высочайшую эффективность. Программа стала наиболее успешным примером сотрудничества государства, банковского сектора и предприятий обрабатывающей промышленности. Все ее участники, а главное – ее адресаты в лице рядовых покупателей бюджетных автомобилей, оказались в выигрыше.

Здесь следует сказать об уникальности казахстанского опыта: средства Нацфонда выделяются на возвратной основе. Большинство аналогичных прог­рамм за рубежом предполагают субсидирование процентных ставок. В нашем же случае государство обеспечивает лишь базу фондирования: ресурсы поступают в распоряжение банков, затем конечным покупателям доступных автомобилей и возвращаются в казну, активизируя при этом спрос в отрасли, обладающей наиболее высоким мультипликативным эффектом.

Так, по состоянию на 7 марта 2019 года, шестью банками-агентами выдано 11,641 тыс. кредитов для приобретения автотранспорта на общую сумму 48,4 млрд тенге (с учетом вторичного освоения средств). Между тем БРК, оператор программы, согласовал 12,112 тыс. заявок на автокредитование на общую сумму 50,4 млрд тенге.

Однако, по мнению Олега Алферова, существует немало возможностей для совершенствования действующего механизма льготных автокредитов. Например, отмена квот в разрезе автопроизводителей могла бы обеспечить более эффективное распределение средств, тогда как сегодня оператор программы «вручную» определяет, какая доля финансов будет адресована покупателям продукции отдельного автопроизводителя.

Зачастую заемщикам прог­раммы отказывают в приоб­ретении брендов и моделей отдельного казахстанского автозавода, если лимит этого автопроизводителя уже исчерпан.

– Такого рода искусственное распределение средств ограничивает выбор потребителя, приводит к заморозке средств программы и ее пробуксовке. Мы уверены, что лишь покупатель может и должен решать, какую модель приобретать. Здесь возможен только свободный рыночный выбор, – уверен представитель автопрома.

Но главными условиями успешности действующей и предполагаемой новой программы, конечно, являются объемы ее ресурсного обеспечения и конечная ставка обслуживания кредита. Эффективная ставка не должна превышать 10%. Сегодня эта цифра составляет 7,5%.

Тысячи казахстанцев уже успели воспользоваться предлагаемыми условиями и стать участниками данной гос­программы. В их числе – преподаватель одной из столичных школ Жансая Кенжетаева. Делясь своим опытом автокредитования, женщина рассказывает, что о льготном автокредите узнала от друзей, и, поскольку старый автомобиль, когда-то привезенный из Германии, требовал больших вложений в ремонт, на семейном совете было принято решение участвовать в госпрограмме.

– В офисе представителей автомобильной сети нам разъяснили о виде кредитования под отечественные авто. Изначально хотели небольшую машину, но потом подумали, что приобретаем на несколько лет, да и дети уже взрослые, поэтому решили остановиться на кроссовере.

А дальше, по словам Жансаи Кенжетаевой, все было делом техники. Хорошая кредитная история, официальная зарплата позволили получить одобрение банка с первого раза. Выбранный кроссовер пришелся по вкусу всем членам семьи.

– Сейчас мы платим по 92 тысячи в месяц. Кредит взяли в 2016 году на 5 лет. Очень удобный график для нас, – рассказала автолюбительница.

Популярное

Все
Токаев подписал закон о противодействии незаконному обороту наркотических средств
Президент направил телеграмму соболезнования Джозефу Байдену
Токаев направил телеграмму соболезнования президенту Черногории
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Список погибших в авиакатастрофе казахстанцев опубликовало МЧС
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как отличить новую банкноту номиналом 2 тысячи тенге от фальшивой
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Казахстан – лидер по привлеченным инвестициям в новые проекты в регионе Северной и Центральной Азии
В Греции электромобили встали на дороге из-за холода
Актауского блогера арестовали на 10 суток после съемки с места крушения самолета
Найден черный ящик потерпевшего крушение самолета вблизи Актау
СВМДА: на пути эволюционного развития
90 лет в потоке истории
Предприятие стоимостью свыше 1 млрд тенге вернули государству в Алматинской области
Трамп обещал Канаде вдвое уменьшить налоги при присоединении к США
Выпускники журфака КазНУ вручили новогодний подарок студентам
Открыт новый терминал аэропорта Шымкента
Марат Карабаев рассказал хронологию авиакатастрофы в Актау
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Задачи прокуратуры – закон и порядок
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Прорыв в дорожной сфере
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии
Алматы – претендент на финал Лиги чемпионов УЕФА
Вдохновлять собственным примером
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Деликатесы по скромной цене
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау

Читайте также

Рабочим профессиям – особое внимание
Когда чувствуешь себя волшебницей
Берите пловом!
Утренник с Чапаевым

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]