​Дело техники

656
Гуляим Тулешева

Роскошь или средство передвижения?

…Технический пуск первой очереди автомобилей «Нива», состоявшийся в 2002-м в Усть-Каменогорске на автосборочном заводе «Азия Авто», стал, пожалуй, тем стартовым шагом, с которого началась история казахстанского автопрома. За прошедшие годы данная отрасль машиностроения переживала всякое. Пик ее развития пришелся на 2013–2014 годы, когда объем производства достиг 40 тыс. единиц техники.

Доля отрасли в общем объеме машиностроения тогда составила 22% (с 4% в 2010 году). Однако вскоре ухудшение ситуации на валютном рынке, введение плавающего курса тенге привели к снижению покупательской способности потенциальных автопотребителей. В 2015-м впервые за несколько лет данный рынок продемонстрировал ощутимый спад.

Наплыв дешевых автомобилей из соседней России, отток покупателей стали ощутимым ударом по всей автоотрасли республики. В результате доля продаж техники отечественной сборки достигла антирекорда в 5%, то есть предпочтение транс­порту отечественного производства отдавал только каждый 20-й покупатель. Скептики все громче выражали сомнение в возможности скорого реанимирования казахстанского автопрома.

Помочь отрасли взялось государство, в частности, запустив в 2015 году программу льготного автокредитования. Главной задачей было обеспечить конечных покупателей легковых авто отечественного производства возможностью доступных кредитов по льготной, эффективной и номинальной ставке. Программа направлена и на лизинговое финансирование коммерческой техники.

Как показала практика, своевременная поддержка помогла укрепить позиции автопрома, качественный рост которого ­Елбасы Нурсултан Назарбаев всегда возводил в экономичес­кие приоритеты. «Будет машиностроение – будут новые товары, новые изделия и новое оборудование. Значит, обновляться будут наши предприятия. За 7 лет объемы производства в этой отрасли увеличились в 2,6 раза», – отметил он в ходе последнего телемоста по запус­ку индустриальных проектов.

Реализация госпрограммы льготного автокредитования позволила в период кризиса существенно облегчить работу отечественных производителей. Так, за 2015–2016 годы каждый третий автомобиль отечественной сборки был реализован через данный механизм господдержки. При этом положительная тенденция восстановления рынка была ощутима уже в 2017-м.

Тогда же объем экспорта отечественных автомобилей по сравнению с 2016 годом увеличился в 6 раз и составил 1 535 единиц. Здесь необходимо отметить выход АО «Азия Авто» на китайский рынок, за 2017-й экспортировано 1 212 авто на сумму более чем 2,5 млрд тенге.

Выделенные средства освоены в полном объеме, и на сегодня ведется вторичное освоение средств. В связи с этим в конце 2017 года государством был выделен новый, третий транш – в размере 10 млрд тенге. Его освоение началось в начале 2018-го.

В целях поддержки отечественных автопроизводителей, а также для обеспечения доступного кредитования населения Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК планирует продолжить прак­тику применения льготного автокредитования.

На одном из заседаний Правительства в феврале на тот момент глава МИИР Женис Касымбек сообщил о планах выделить в текущем году бюджетное финансирование АО «НУХ «Байтерек» в размере 10 млрд тенге путем льготного финансирования банков второго уровня. При этом 8 млрд тенге будут направлены на льготное автокредитование, а 2 млрд – на лизинговое финансирование коммерческой техники. При первичном освоении средств намечена реализация более 2 тыс. автомобилей.

– В последующие годы за счет револьверности средств показатель по реализации отечественных автомобилей по программе достигнет в среднем 400–500 единиц в год. Предос­тавление бюджетного кредита в течение 18 лет позволит обеспечить в автомобилестроении дополнительные объемы реализации продукции на общую сумму 33,7 миллиарда тенге, а также увеличение объемов налоговых и других обязательных платежей в бюджет страны на более чем 9,3 миллиарда тенге, – сказал он.

В целом, по словам главного эксперта Управления машиностроения Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК Айжан Сыздыковой, с 2015 по 2018 год в рамках данной программы выделено 40 млрд тенге (из них на автокредитование – 34 млрд тенге, на лизинг – 6 млрд тенге).

– На начало февраля 2019 года в рамках данной программы реализовано 13 992 единицы транспортных средств на сумму 65,9 миллиарда тенге, – пояснила она.

Каждый второй – наш

Итак, казахстанский автопром продолжает планомерный рост. В 2018 году объемы выпуска увеличились на две трети и приблизились к докризисным цифрам 2014-го. Еще более крас­норечивым свидетельством отраслевой динамики стала рекордная рыночная доля отечест­венных автопроизводителей, в декабре превысившая отметку в 56%, рассказал председатель совета директоров ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов.

По его словам, более половины покупателей новых легковых автомобилей в финале минувшего года выбрали одну из моделей казахстанских автозаводов. Вклад предприятий отрасли в ВВП страны достиг 206 млрд тенге.

– Мы рассчитываем, что в 2019 году растущий рыночный спрос и возможности программы льготных автокредитов поз­волят обновить исторический максимум производственных показателей и преодолеть рубеж в 40 тысяч автомобилей, сошедших с конвейеров казахстанских предприятий, – сказал он.

При этом существенную лепту в достижение данной цели должны внести усилия государства по обеспечению жителей страны доступными автокредитами.

Оценивая почти четырехлетний опыт работы действующей госпрограммы льготных автокредитов, эксперты признают колоссальный спрос казахстанцев на такого рода финансовые инструменты.

Программа пользуется большой популярностью ввиду нескольких очевидных преимуществ. В первую очередь, считает эксперт аналитического центра Ассоциации финансис­тов Казахстана (АФК) Рамазан Досов, это низкая процентная ставка, которая в разы меньше в сравнении с коммерческими автокредитами.

Так, если номинальная ставка вознаграждения по программе составляет не более 4,0% годовых (ГЭСВ – не более 7,5%), то стандартные займы для приобретения авто от БВУ варьируются от 16% годовых (19% – ГЭСВ) до 25,5% годовых (29% – ГЭСВ). Другой не менее важной для населения причиной является доступность цен на приобретаемое авто (автомобили отечественной сборки на порядок дешевле ввозимых иномарок). К числу преимуществ можно также отнести легкодоступность комплектующих, а также различные бонусы и программы лояльности, включающие скидку при обслуживании в СТО.

В то же время льготное автокредитование позитивно сказывается на увеличении производства отечественных автомобилей, их продаж и на соответствующем росте доли казахстанских производителей на рынке. На этом фоне рыночная доля предприятий автомобильной отрасли страны выросла за год с 37,4 до 49,1%.

О том, что каждый второй автомобиль, реализованный в Казахстане, отечественного производства, сообщила на днях и вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анар Макашева на IV Казахстанском международном автомобильном форуме. По ее словам, льготное кредитование является самой эффективной программой по стимулированию спроса.

На сегодня существуют несколько программ: льготного автокредитования легковых автомобилей под 4% годовых, льготный лизинг под 3% годовых, отдельные программы по парку обновления автобусов под 7% годовых при первоначальном взносе 15%.

– В целом последствия кризиса, которые наблюдались в 2014 и 2015 году, мы преодолели и идем вверх. У нас рост не только в производстве, но и в реализации автотранспортных средств в сравнении с 2017-м. Доля первичной регистрации и в целом авторегистрации на территории республики составляет более 26%. Это говорит о том, что доля перепродажи на внутреннем рынке сохраняется, много авто перепродается, – сообщила Анар Макашева.

Будучи одной из ключевых отраслей в стране, автопром, по прогнозам, продолжит рост.

– В 2018 году объем производства составил 32 тысячи единиц. Мы ожидаем 60 тысяч единиц производства в 2019-м. Что касается экспорта, то казахстанский автопроизводитель осваивает рынки России, Беларуси, Таджикистана, – рассказала Анар Макашева.

Чтобы в выигрыше были все

Между тем сегодня объемы финансирования действующей программы пока не могут удовлетворить имеющиеся потребности: в 2018 году лишь один из десяти покупателей авто казахстанского производства смог воспользоваться льготными займами. Почему? Как считает Олег Алферов, каждый новый транш оказывается освоен в течение считанных недель. Поэтому потенциал развития программы с точки зрения масштабов огромен.

Тем более что механизм ее реализации силами Банка развития Казахстана продемонстрировал высочайшую эффективность. Программа стала наиболее успешным примером сотрудничества государства, банковского сектора и предприятий обрабатывающей промышленности. Все ее участники, а главное – ее адресаты в лице рядовых покупателей бюджетных автомобилей, оказались в выигрыше.

Здесь следует сказать об уникальности казахстанского опыта: средства Нацфонда выделяются на возвратной основе. Большинство аналогичных прог­рамм за рубежом предполагают субсидирование процентных ставок. В нашем же случае государство обеспечивает лишь базу фондирования: ресурсы поступают в распоряжение банков, затем конечным покупателям доступных автомобилей и возвращаются в казну, активизируя при этом спрос в отрасли, обладающей наиболее высоким мультипликативным эффектом.

Так, по состоянию на 7 марта 2019 года, шестью банками-агентами выдано 11,641 тыс. кредитов для приобретения автотранспорта на общую сумму 48,4 млрд тенге (с учетом вторичного освоения средств). Между тем БРК, оператор программы, согласовал 12,112 тыс. заявок на автокредитование на общую сумму 50,4 млрд тенге.

Однако, по мнению Олега Алферова, существует немало возможностей для совершенствования действующего механизма льготных автокредитов. Например, отмена квот в разрезе автопроизводителей могла бы обеспечить более эффективное распределение средств, тогда как сегодня оператор программы «вручную» определяет, какая доля финансов будет адресована покупателям продукции отдельного автопроизводителя.

Зачастую заемщикам прог­раммы отказывают в приоб­ретении брендов и моделей отдельного казахстанского автозавода, если лимит этого автопроизводителя уже исчерпан.

– Такого рода искусственное распределение средств ограничивает выбор потребителя, приводит к заморозке средств программы и ее пробуксовке. Мы уверены, что лишь покупатель может и должен решать, какую модель приобретать. Здесь возможен только свободный рыночный выбор, – уверен представитель автопрома.

Но главными условиями успешности действующей и предполагаемой новой программы, конечно, являются объемы ее ресурсного обеспечения и конечная ставка обслуживания кредита. Эффективная ставка не должна превышать 10%. Сегодня эта цифра составляет 7,5%.

Тысячи казахстанцев уже успели воспользоваться предлагаемыми условиями и стать участниками данной гос­программы. В их числе – преподаватель одной из столичных школ Жансая Кенжетаева. Делясь своим опытом автокредитования, женщина рассказывает, что о льготном автокредите узнала от друзей, и, поскольку старый автомобиль, когда-то привезенный из Германии, требовал больших вложений в ремонт, на семейном совете было принято решение участвовать в госпрограмме.

– В офисе представителей автомобильной сети нам разъяснили о виде кредитования под отечественные авто. Изначально хотели небольшую машину, но потом подумали, что приобретаем на несколько лет, да и дети уже взрослые, поэтому решили остановиться на кроссовере.

А дальше, по словам Жансаи Кенжетаевой, все было делом техники. Хорошая кредитная история, официальная зарплата позволили получить одобрение банка с первого раза. Выбранный кроссовер пришелся по вкусу всем членам семьи.

– Сейчас мы платим по 92 тысячи в месяц. Кредит взяли в 2016 году на 5 лет. Очень удобный график для нас, – рассказала автолюбительница.

Популярное

Все
Казахстанскому бизнесу компенсируют затраты на модернизацию производств
Креативные индустрии: Как в Казахстане развивают стратегически важный сектор экономики?
«Анаға тағзым – анаға құрмет»: столичные спортсмены запустили трогательный челлендж ко Дню матери
Парк в виде символики акции «Таза Қазақстан» заложили в Алматинской области
Новая техника для спасателей обеспечит безопасность отдалённых сел в Атырауской области
Индия и Пакистан договорились о взаимном прекращении огня
Глава государства поделился теплыми воспоминаниями о своей матери
Эстакаду через железную дорогу открыли в Аральске
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
Гигантский войлочный ковер с изображением тюльпана изготовили жамбылские мастера
Тягач стоимостью 100 млн тенге разобрали на запчасти на штрафстоянке в Алматинской области
60,8% респондентов оценивают перспективы Казахстана положительно - КИСИ
Профессионал, с которым повезло работать
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
Промывка почвы на более 134 тыс. га земель завершилась в Туркестанской области
Башкирская группа Ay Yola поблагодарила казахстанцев за теплый прием
Человек-легенда
Президент Мальдив провел самую длинную пресс-конференцию в мире
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Боевой путь пулеметчика
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Казахстан увеличил шансы на выход в стыки Евро-2026 по футзалу
«Замандас 21»: там, где царят любовь и забота
Как убивали Шерзата Болата

Читайте также

В Комитете госдоходов подвели итоги запуска таможенной инфо…
Казахстан – Вьетнам: новая веха в истории отношений
В ЗКО с начала года от укусов бродячих собак пострадало 376…
На страже независимости, мира и территориальной целостности…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]