Духовный наставник Кошкар-ата

4318
Любовь Доброта, Шымкент

Доисламские верования казахов сформировали культ святых, ставший в определенной степени отголоском местной традиции почитания родоначальников племен и родов. Один из них – легендарный суфий Кошкар-ата.

фото автора

Казахи издревле верили, что у всего сущего есть свои пиры – духовные наставники, обладающие невидимыми силами. Наиболее распространенными являются имена покровителей домашних животных. К примеру, Зенги-баба – пир крупного рогатого скота, Ойсылкара – пир верблюдов, Камбар-ата – пир лошадей. А еще есть Шопан-ата, Шекшек-ата и другие.

Имя Кошкар-ата вошло в историю как пир, духовный наставник, покровитель барана-производителя. Собственно, словом «кошкар» называют племенного барана-производителя. Академик НАН РК Бауыржан Байтанаев не одно десятилетие занимался изучением древних городищ. Историк утверждает, что при раскопках могильников и городищ в Южном Казахстане достаточно часто встречаются фигурки баранов и рельефные изображения на керамике в виде крутых изогнутых рогов, символизирующих мощь этого животного, его оплодотворяющую силу.

Считается, что Кошкар-ата – почитаемый шымкентский святой, выходец из Сайрама, живший в XII веке. Якобы он был учеником и сподвижником Ходжи Ахмета Ясауи. Есть даже легенды, которые подчеркивают связь великого суфия и Кошкар-ата, жившего на берегу одноименной реки, текущей через весь Шымкент и знаменитой своими родниками.

Одна из них гласит, что однаж­ды Кошкар-ата вручил своему младшему сородичу свой посох и поручил доставить в Туркестан родниковую воду. «Пусть мой Хазрет насладится, испив воды из трудовых рук», – так благословил в дорогу Кошкар-ата своего брата, предупредив при этом, чтобы тот ни разу не оглянулся на пути в Туркестан. Однако тот, пройдя часть пути, нарушил уговор и обернулся. В этот миг вода пролилась на землю. В народе это место стали называть «су бурыл­ган», что в дословном переводе с казахского языка обозначает «там, где пролилась вода». Не выполнивший наказ старшего брата посыльный тоже дальше не продвинулся, так и остался на этом же месте.

Сведения о Кошкар-ата носят исключительно легендарный характер. Бауыржан Байтанаев утверждает, что в письменных источниках его имя не встречается. Не отмечен он и в трудах дореволюционных этнографов и фольклористов, за исключением редких упоминаний в русской дореволюционной печати.

Так, генерал-лейтенант Русской императорской армии, этнограф Александр Гейнс в дневниковой записи от 5–13 сентября 1866 года, опубликованной в 1898 году, подробно описывает истоки реки Кошкарата, но ничего не говорит о самом святом. «Все арыки города берут свое начало из ручья Кошкарата (бараний отец), который начинается в обильных ключах, бьющих из-под горы. Близ последней находится могила святого Кошкар-ата, историю которого рассказать мне не могли», – читаем в трудах этнографа.

Письменное упоминание о шымкентской реке находим и у российского историка, этнографа, члена Оренбургского отделения Русского географического общества и комиссии Научного архива Александра Добросмыслова. Он очень кратко описывает празднование Саиль Кошкар-ата – праздника весны, который отмечали 1–15 марта. Он, безусловно, был связан «с культом этого святого», подчеркивает Александр Добросмыслов в книге «Города Сырдарьинской области (Казалинск, Перовск, Туркестан, Аулиеата, Чимкент)», изданной в 1912 году.

– Исторически сложилось так, что Кошкар-ата стал покровителем города Шымкента, – считает Бауыржан Байтанаев. – В действительности его культ сохраняет черты тотема – покровителя пастухов-скотоводов. Он несет в себе отзвуки поклонения природным объектам, в данном случае одноименной реке, вода которой, благодаря участию святого, наделена целебными свойствами. Этот древний культ, восходящий к силам природы, был исламизирован, о чем свидетельствуют предание о причастности святого к суфийскому учению и мавзолей начала ХХ века, выдержанный в канонических формах культового зодчества ислама.

К началу ХХ века культ Кошкар-ата окончательно сложился и приобрел локальные черты, отличающие его от аналогичных сакральных мест в Туркестанской области, носящих такое же название. А мавзолеи святого старца есть в Казыгуртском и Сузакском районах Южного Казахстана, в Мангистауской области и многих странах Цент­ральной Азии.

К мавзолею Кошкар-ата, расположенному на возвышенности в юго-восточной части города Шымкента по левую сторону одноименной реки, не зарастает народная тропа. Сюда идут горожане и едут жители других регионов в надежде снискать милость святого и испытать на себе силу целебной воды.

– Предполагаемое захоронение святого и непосредственно мемориальное сооружение – мавзолей – служат организующим началом сакрального места, включающего в себя родники и исток реки Кошкарата, природный и городской ланд­шафт,  – поясняет Бауыржан Байтанаев. – В обывательском сознании и в некоторых публикациях местом захоронения Кошкар-ата предстает район автовокзала, где было старинное мусульманское кладбище. Однако на основании литературных источников второй половины XIX – начала ХХ веков, в том числе и опубликованных карт-схем, место захоронения Кошкар-ата совершенно определенно локализуется у истоков реки, как это показано на план-схемах осадных работ при штурме Чимкента в сентябре 1864 года, на которых мавзолей служит топографическим ориентиром. Историографической базы данных мавзолей не имеет.

Понять, каким был мавзолей ранее, рассмотреть его архитектурное решение и утраченный внешний вид можно по фото­графиям, сохранившимся в фондах Туркестанского областного историко-краеведческого музея. Именно в таком виде мавзолей предположительно существовал с начала ХХ века и до его сноса. Примечательно, что две фото­графии памятника сделаны в разных ракурсах. В том, что на двух разных фотографиях запечатлен один и тот же объект, нет сомнений. Но есть один любопытный нюанс, о котором рассказал бывший сотрудник областного музея Юрий Ёлгин.

– На обороте каждого снимка есть надписи, – прокомментировал Юрий Ёлгин. – Но они разные. На первой фотографии написано: «Мавзолей Кошкарата», на второй – «Дервишата». Снимки в архиве нашли в разное время, и это ввело исследователей истории города в заблуждение. В результате в одной из публикаций 2010 года мавзолей Кошкар-ата был описан по фотографии под названием «Дервишата». Сейчас вопрос об идентификации этих агионимов снят. О первоначальном надгробном сооружении данных нет. Скорее всего, это было захоронение под открытым небом с надгробием типа саганы, сооруженным в XII веке или позднее. Здание мавзолея, запечатленного на старых черно-белых фотографиях, возведено предположительно в начале ХХ века и являлось одной из немногих монументальных культовых построек дореволюционного Чимкента.

На снимке виден строгий приз­матический объем сооружения, над которым высится сфероконический купол на цилиндрическом барабане. Акцент сделан на портал в торце здания, по ширине, равной основному объему с широкой стрельчатой аркой, напоминающей арки типа «шалгами», характерные для культовых сооружений Бухары и Ферганы XVI–XX веков.

Бауыржан Байтанаев акцентирует внимание на том, что портал фланкирован двумя минаретами со световыми фонарями, которые вернее будет назвать башенками-гульдаста, поскольку их фонари ложные, носят чисто декоративный характер.

Пештак шымкентского мавзолея по композиции и деталям аналогичен порталам двух сельских мавзолеев Ферганской области – Бустан-Бува и Биби-Бувайда. Оба мавзолея датируются XV–XVI веками.

Уже по внешнему виду мавзолея, к которому идут сегодня паломники, видно, что это новодел, его отстроили несколько десятилетий назад, в начале 1990-х годов. Он не только не повторяет архитектуру прежнего здания, но даже приблизительно не имеет ничего с ним общего, как и не представляет собой архитектурно-художественного интереса.

Говорят, ранее существовавший культовый комплекс Кошкар-ата, располагавшийся в непосредственной близости к родникам, снесли после того, как он оказался в плотном кольце многоэтажных домов, построенных в районе железнодорожного вокзала в середине 60-х годов прошлого столетия.

А вот в селе Турбат Казыгуртского района удалось сохранить старинную постройку мавзолея Кошкар-ата. Его успели спасти в тот момент, когда строение было на грани полного разрушения. Мавзолей Кошкар-ата – второй по значению в сакральном комплексе «Турбат» объект паломничества и религиозного туризма после культового со­оружения, возведенного в XI веке над могилой мистика и общественного деятеля XV  века Исмаил-ата. Оба мавзолея – памятники архитектуры респуб­ликанского значения, охраняются государством.

Портально-купольный двухкамерный мавзолей Кошкар-ата расположен между мечетью и чилляханой на западной стороне двора сакрального комплекса. Сложен из жженого квадратного кирпича на известково-ганчевом растворе. Перекрыт сфероконическим куполом. Характерная особенность − переход к куполу осуществляется с помощью парусов в виде консольно выступающих друг над другом сдвоенных кирпичей, что выглядит анахронизмом.
К его основному объему с запада примыкает более низкое помещение с захоронением.

– Мавзолей выдержан в канонических формах исламского зодчества, что также свидетельствует о почитании святых, связываемых с тотемистическими представлениями, – комментирует Бауыржан Байтанаев. – Кроме того, черты тотема-покровителя пастухов-скотоводов в поздних преданиях переносятся на самого Исмаил-ата, видного суфийского деятеля, последователя Ходжи Ахмета Ясауи и представителя ханафитской ветви в южноказахстанской агио­логии. Несущий в себе отзвуки поклонения горным природным объектам в окрестностях Турбата, данный агионим в широком смысле слова на опосредованном уровне восходит к родовым делениям тюрков.

Популярное

Все
Январская клубника созрела в Туркестанской области
Камня на камне не оставили
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Нужно жить сегодня!
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Когда чудеса становятся реальностью
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Цены на лекарства снизятся
Армия должна быть безопасной
Жить в селе становится комфортнее
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
Почему не реконструируют заставы?
Встреча с руководителями фракций
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
«Дерево растет только на одном месте»
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
Таинственная музыка природы
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Определены самые популярные у туристов регионы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон РК О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Аудиокнигу Токаева «Слово об отце» разместили на портале ad…
Создать кинотеатры для показа отечественных фильмов предлож…
Названы самые популярные казахстанские фильмы по кассовым с…
Музей искусств имени Абылхана Кастеева отметит 90-летний юб…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]