Голос, созданный для казахской песни

739
Галия Шимырбаева
корреспондент Алматинского корпункта

Выдающемуся композитору и певцу Ескендиру Хасангалиеву в этом году исполнилось бы 85 лет

фото из семейного архива

Письма из дома

Солист Казахского радио и телевидения, он много лет занимался­ пропагандой творчества композиторов Казахстана – Мансура Сагатова, Базарбая Жуманиязова, Мынжасара Мангитаева, Кенжебека Кумисбекова, Шамши Калдаякова, Аблахата Еспаева. Его же собственные пес­ни, кроме него самого, исполняли гранды казахской сцены – Роза Багланова, Бибигуль Тулегенова, Ермек Серкебаев и Роза Рымбаева.

Его сын, композитор Биржан Хасангалиев, продолжил дело отца, который был ему и близким другом, и первым наставником в музыке.

– Сейчас я закончил книгу об отце – «Ескендир Хасангалиев. Жизнь в музыке, музыка – в жизни», где постарался изложить все, что видел и наблюдал в течение многих лет, находясь рядом с ним, – рассказывает он. – Мне очень повезло, что моим отцом был именно он, Ескендир Хасангалиев. Я родился во времена советского застоя – в 1978 году, в Золотом квадрате Алма-Аты. Мама у меня, казашка из русскоязычной Караганды, до замужества за отца на родном языке почти не говорила. В моем сознательном детстве она уже владела им хорошо, но когда пришла пора идти учиться, мама решила отдать меня в русскую школу, ту, что рядом с домом. Однако папа, обычно мягкий и уступчивый, в принципиальных вопросах был непреклонен. Он сказал, что русский язык я и так освою, а вот научить меня мыслить национальными категориями будет не так-то легко. И отправил меня в казахскую школу – знаменитую СШ № 12. Но я блестяще владею родным языком благодаря не только языку обучения. Через воспитание меня, своего единственного сына, отец продвигал в хорошем смысле этого слова все национальное. Для него это было очень важно, и он в этом вопросе смотрел на много лет вперед.

Сейчас, когда прошли годы, я вижу многих городских ребят – своих сверстников, в которых по разным причинам в семьях не закладывали национальную идентичность. Порой мне этих людей бывает жаль: оказываясь в чисто национальной среде, они чувствуют себя крайне неуютно.

Как бы ни был занят, до пятого класса папа лично отводил меня в школу. Это сейчас я понимаю, насколько важны были минуты, проведенные с ним, а тогда стес­нялся перед одноклассниками, которые чуть ли не с первого класса сами приезжали в школу. Это ведь была та самая роскошь человеческого общения, когда между родными людьми появляется духовная связь. Также он водил меня и в музыкальную школу. Поэтому все мои детские и юношеские воспоминания связаны с ним, с шагающим рядом отцом. В последующие годы он тоже был рядом – мы уже, как коллеги, вместе выступали на сцене, да и жили тоже под одной крышей.

Музыка была для отца и хобби, и любимой работой, но главной своей ценностью он считал семью. Каждую свободную минуту старался проводить в ее кругу, часто пренебрегая ради этого даже встречей с друзьями. Женитьба на моей маме, мое рождение, а потом и моих детей – это то, ради чего он жил и дышал.

Когда отец весной 2021 года заболел ковидом (триггером стало больное сердце), мы до последнего надеялись, что он выкарабкается.­ Но – увы! Последние 10 дней я не виделся с ним совсем – в «крас­ную» зону, где они лежали вместе с мамой, никого не запускали, но за несколько дней до смерти он успел позвонить мне. Говорить ему было уже тяжело, и все же папа успел сказать: «Сынок, главное в жизни любого человека – это семья. Береги ее...»

Он свой родительский дом считал крепчайшим фундаментом. Когда в 1961 году 22-летний студент вокального факультета консерватории им. Курмангазы мгновенно стал знаменитым благодаря «Анаға сәлем», первой своей пес­не, в Алма-Ате не было дома, куда бы его ни приглашали «на чашку чая».

– Стать «звезданутым», а потом просто спиться – это было запросто, – признавался Ескендир-агай. – Но у меня был внутренний стержень, который поддерживали письма из дома: «Айналайын, не пей, не кури, не задирай нос. Будь скромным и степенным». Сегодня я понимаю, насколько были правы мои родители. Если бы я не прислушивался к их советам, угас бы быстро. И не было бы ни «Әдемі-ау», ни «Атамекен», ни других песен – путь композитора и певца к настоящему признанию бывает долгим.

Дитя двух отцов и матерей

Его настоящая фамилия должна была быть другой.

– У меня интересная судьба, – рассказывал Ескендир-агай. – Моя родная мать, Канаш, будучи школьницей-старшеклассницей, играла в самодеятельном театре, которым руководил молодой учитель-математик Кубаш Ибрашев. Искра между ними пробежала, когда он играл Козы, а она – Баян в спектак­ле «Козы-Корпеш и Баян-сулу». Одним словом, они полюбили друг друга. Несмотря на то что Канаш была несовершеннолетней, они все-таки поженились. Я родился в 40-м году, когда матери не было и 16, а через два года Кубаша не стало – он умер от болезни. Чтобы избежать разговоров, меня усыновили дед и бабка по материнской линии – Утеген и Бахия Хасангалиевы. Я долгое время думал, что они нас­тоящие мои родители, а родная мать – старшая сестра. И только в десятом классе, когда Канаш-апай выходила замуж, кто-то из ребят сообщил мне правду о моем происхождении. Потрясенный, я кинулся в драку.

Если бы не старшие родители – Утеген и Бахия, неизвестно, кем бы я стал. Они не имели за плечами большого образования – дед был председателем сельского совета, бабушка – домохозяйкой, но они владели всеми секретами настоящего национального воспитания и передавали мне все лучшее, чем владели сами, – например, любовь к пению. Чувствуя, видимо, что нотации ничего не дадут, я могу просто пойти наперекор, избегали нравоучений и не ругали даже за то, что бросил институт. Они доверяли мне, мама Бахия так и говорила: «Я верю, что мой сынок еще прославит фамилию Хасангалиевых...»

В 1956 году выпускник средней школы села Каратюбе Каратюбинского района Западно-Казахстанской области приехал вместе с одноклассниками в Алма-Ату. У него были намерения поступить в консерваторию, но друзья за те четверо суток, что добирались до столицы, уговорили его сдать до­кументы на факультет журналистики КазГУ. Конкурс ни один из них не выдержал. Чтобы не возвращаться­ с позором домой, решено было поступить на курсы, где готовили десятников для стройки.

– Нас сразу отправили работать на стройку, но через три месяца я получил из дома телеграмму – мама Бахия тяжело заболела, – вспоминал Ескендир-агай. – Естест­венно, я сразу пом­чался в аул. Переступаю порог родного дома и… вижу маму живой и здоровой! Оказывается,­ она очень переживала, что я, 16-летний, могу испортиться в большом городе.

В тот год несостоявшийся строи­тель пошел работать воспитателем в школу-интернат. В 1958-м поступил на естественно-географический факультет Уральского пединститута. Проучился год и бросил. Причина была простой – не успевал осваивать программу, так как солировал в студенческом хоре. Вернулся домой, поработал немного зав­клубом и в 1959-м поступил на подготовительное отделение консерватории им. Курмангазы.

Композитором Хасангалиев стал благодаря Шамши Калдаякову. Когда он в 1961 году исполнил на Казахском радио песню «короля казахских вальсов» «Ана туралы жыр» («Песня о матери»), письма от радиослушателей приходили мешками. У юного солис­та Казахского радио появилась мечта – тоже написать песню, посвященную матери. Так появилась «Анаға сәлем» («Привет матери»). Первый год она была не очень востребована – слишком уж Калдаяков был популярен, чтобы соперничать с ним. Народ песню Ескендира Хасангалиева принял только через год.

Кстати, из-за Калдаякова ему однажды пришлось рисковать работой. Художественный совет Казахского радио забраковал «Арыс жағасында» («На берегу Арыси») – очередную песню Шамши. Мол, она написана в той же тональности, что и прежние его песни, то есть это очередной вальс. А в это время молодые сотрудники Казахского радио Ескендир Хасангалиев и Нургали Нусипжанов успели дуэтом исполнить песню в сопровождении симфонического оркестра.

– Пришлось уже готовую запись положить «в стол», – вспоминал Ескендир-агай. – Но песня оказалась слишком хороша, чтобы прятать ее от народа, и однажды мы на свой страх и риск запустили ее. Начальство нас очень ругало, от явных репрессий спасли только письма радиослушателей, которые пошли валом уже на следующий день.

Его муза

Каждая песня Ескендира Хасангалиева имеет свою историю. И все же среди 200 творений, написанных им за 45 лет жизни на сцене, он сам особо выделял «Әдемі-ау», «Келшi-келшi, балашым» и «Атамекен».

«Әдемі-ау» посвящена той, которая стала его музой, – супруге Дарико.

В 1970 году 30-летний музыкант делал в Караганде концертную программу для ансамбля «Гакку». И, естественно, популярный певец-композитор дал в шахтерской столице несколько сольных выступлений.

– На концертах в основном присутствовало русское население, но однажды я увидел в первом ряду девушку-казашку – белолицую, с громадными глазами! – рассказывал Ескендир Утегенович. – А мне, как любому певцу, для передачи внутреннего содержания песен нужен вдохновляющий объект. Я пел в тот вечер только для нее! Во время антракта спросил у администратора: «В зале сидит девушка. Как бы с ней познакомиться?» Он заглянул в зал: «Это дочь почетного гражданина Караганды Сопыжана Ашляева. Один из ее братьев – Казбек Ашляев, боксер, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы, Серик, другой брат, – секретарь райкома партии, третий – Казбулат – начальник городского управления торговли, сама она врач»... В общем, после концерта я познакомился с девушкой, мы с ней гуляли по ночной Караганде, а рано утром она улетела в Москву, где училась в ординатуре. Мы потеряли друг друга на долгие семь лет, но ее образ стоял перед глазами, и я написал песню «Әдемі-ау». Первым исполнителем этого гимна любви был, конечно, я сам, потом ее подхватили Роза Багланова и Роза Рымбаева.

Однажды один из моих друзей сообщил, что из Москвы в ­Алма-Ату приехала девушка-врач, сейчас она работает в НИИ туберкулеза. Я заинтересовался: «А ее случайно не Дарико зовут?» Да, это была она, девушка с редким именем. Я помчался в институт. Директор НИИ обрадовался: «Какими судьбами?!» А я, не вдаваясь в подробности, попросил вызвать нового врача. Она зашла в белом халате, шапочке и... маске. Но я ее сразу узнал по глазам! С этого момента мы не расставались...

За годы разлуки с Дарико были написаны еще и другие лиричес­кие песни – «Гульсезiм» («Неж­ность»), «Сенi ойлаймын» («Думаю о тебе»), «Есiңе ал» («Вспомни обо мне»), «Ескiрмейтiн махаббат» («Вечная любовь»), которую он долгие годы исполнял в дуэте с сыном Биржаном, ставшим «виновником» еще одного отцовского хита. В 1978 году в честь его рождения Хасангалиев написал «Келшi-келшi, балашым» («Иди ко мне, мой малыш»).

Кстати, что касается Дарико, то она настолько пришлась по душе Канаш, родной матери Ескендира, что та, умирая, наставляла сына: «Если обидишь ее, помни, и на том свете буду недовольна тобой». Именно по настоянию Дарико, спустя 50 лет после смерти, в результате долгих и изнурительных поисков была найдена и могила родного отца Ескендира.

Ярким свидетельством того, что он плоть от плоти выходец из народа, а его творчество подпиты­вается именно оттуда, стала песня «Атамекен» («Земля отцов»). Она была написана в конце 70-х к очередному юбилею Казахской ССР.

– Когда поэт Кадыр Мырзалиев­ показал текст будущей песни, я пережил чувства многолетней давности, – признавался Ескендир-агай. – Только что приехавшему из аула пареньку предстоит нелегкий путь – добиться признания.

«В день весенний степь родная как ковер,

Счастлив тот, кто годы

детства здесь провел.

Треплет с лаской твои волосы слегка

ветер теплый как отцовская

ладонь.

Степь родная, атамекен, в моем

сердце ты навеки…»

Я читал эти строки – и каждое слово до слез задевало душу. Когда в дуэте с Нургали Нусип­жановым исполнял «Атамекен» первый раз, то во Дворце имени Ленина присутствовало все руководство рес­публики. Прозвучали последние слова, и зал встал как один человек! Потом были долгие бурные аплодисменты. Эта песня исполнялась более чем в 20 странах. И на какой бы сцене я ни был, всегда перед глазами стоит мой родной аул, и чувствовал я себя так, как будто нахожусь среди простых аулчан. И слушатели, которые ни разу в жизни до этого не слышали казахскую речь, чувствовали мое настроение.

Народные мотивы

Почему же, обладая удивительной красоты лирическим баритоном, Хасангалиев был певцом на локальном, республиканском уровне?

– Я отвечу так: Всевышний наделил его двумя талантами – композитора и певца, – говорит Биржан Хасангалиев. – Такое бывает редко. У нас в последние годы на эстраде много людей, которые называют себя таковыми, но говорю как профессиональный музыкант: отличие моего отца от них в том, что он в обоих твор­ческих направлениях реализовал себя на профессиональной основе. Да, возможно, он мог бы выйти на международный уровень, но такую задачу, как я понимаю, он перед собой не ставил. Для него важнее было остаться в истории своего народа и страны, и он все свои силы направлял в это русло. Поэтому я считаю, что отец полностью реализовался.

Сам Ескендир-агай говорил обычно:

– Я аульный парнишка, впервые увидевший нотную грамоту и фортепиано только в 19 лет. Как-то так все складывалось, что я всегда успевал заскочить «в пос­ледний вагон уходящего поезда». В 1959-м, поработав в ауле зав­клубом, приехал в Алма-Ату из Западно-Казахстанской области, чтобы поступить на подготовительное отделение консерватории имени Курмангазы. В 30 лет стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Мои песни пели и старые, и молодые, и народные, и ненародные артисты, сам я вкалывал на сцене, как шахтер, но только за год до своего сорокалетия получил звание заслуженного, еще через пять лет народного… Нет, я не могу сказать, что в этом виновата компартия или общест­во, возможно, во мне сидели комп­лексы парня из аула. Это и беда моя, и счастье. Плохо то, что мне пришлось в ускоренном темпе осваивать то, что другие давно знали, – преодолевать языковой барьер (до приезда в Алма-Ату я не знал русского), изучать нотную грамоту, инструмент… Хорошо то, что я, воспитанник аула, в чис­том виде знал народное творчество, поэтому началом всех моих произведений являются­ народные мотивы.

Как композитор и певец ­Ескендир Хасангалиев, по словам его сына, прекрасно понимал и свое место, и историческую значимость для национальной музыки.

– Если честно, отец мечтал получить высокую награду «Қазақстанның Еңбек Ері» – ­Герой Труда Казахстана, – говорит Биржан Хасангалиев. – В пос­ледний свой прижизненный юбилей в феврале 2020 года он ждал этого. Надеялся, что родина учтет заслуги перед казахским песенным искусством. Ведь он был нас­тоящим народным артистом не по официальному званию, а по факту – его песни в Казахстане любят и знают все. СМИ тогда писали, что он достоин этого звания за один только «Атамекен» – очень человечный народный гимн. И мне, кстати, до сих пор часто задают этот воп­рос в социальных сетях: почему автор «Атамекена» не стал Героем Труда? Ведь его голосом говорит сама казахская земля. Я обычно отвечаю: «Если бы я знал...»

Популярное

Все
Масштабные преобразования – основа устойчивого развития отрасли
Объявлен бой наркокурьерам
«Генный ключик» для джабе
Масштабируя передовой опыт
Казахстан стал лучшим на Кубке мира World Boxing
Свежий кумыс по старинным рецептам
Он дал новый голос казахскому кино
Сбежать не удалось
Всегда на шаг впереди угроз
Новой техникой пополнился машинный парк
Озеро Сайран обрело новую жизнь
Распоряжение Главы государства о назначении
Полигон твердых бытовых отходов остался без финансирования
Жители Жезказгана вынуждены употреблять питьевую воду пятого класса загрязненности
Распоряжени Главы государства о назначении
Гонка за лидерами
Указы Главы государства об освобождении от должности
Указы Главы государства о назначении
Временный приют или точка опоры?
К каждому – свой подход
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
Государства-члены СВМДА украсили штаб-квартиру в Астане культурными элементами Азии
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Находящегося в международном розыске казахстанца арестовали в Грузии
День столицы: традиционный конкурс силачей «Толағай» пройдет в Астане
Глава государства провел заседание Совбеза
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Резкий рост травматизма в результате ДТП зафиксировали в Казахстане
«Астана» не смогла уйти в отрыв
3,8 млрд тенге выделило Правительство на теплосети Павлодара и Экибастуза
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Он дал новый голос казахскому кино
Прощай, Владимир Иванович!
Политические репрессии в отношении лидеров и сторонников па…
«Золотая жила» Сеита Каскабасова

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]