Интересы людей превыше всего Послание Президента 14 сентября 2020 г. 7:34 2129 Асель Муканова Больше финансов – больше ответственностиУсиление финансовых возможностей местного самоуправления приведет к расширению их имущественных прав и увеличению доходов бюджетов сельских округов. Президентом дано четкое поручение по развитию института «бюджетов народного участия», причем с конкретным сроком до 1 декабря, с разработкой при этом всей необходимой нормативной базы. Депутат маслихата города Нур-Султана Мирас Шекенов, опираясь на опыт работы в трех созывах, уверен, что это даст дополнительные рычаги. Но и местные представительные органы должны крайне активно прорабатывать вопросы, связанные с бюджетом, чтобы не получалось, что акиматы просто диктуют свою волю маслихатам. Администраторы программ защищают свои бюджеты на постоянных комиссиях маслихата, и интересы жителей обязательно учитываются. Особенно это касается инфраструктурных проектов, проектов, связанных с благоустройством и озеленением. Очень часто по требованию депутатов они пересматриваются в сторону увеличения. Фразу Главы государства о том, что мнение маслихатов зачастую игнорируется при контроле за оптимальным расходованием местных ресурсов, и это анахронизм, депутат столичного маслихата Рамзия Умербаева относит, скорее, к региональным проблемам. В столице, по ее словам, проходят горячие дебаты как по формированию бюджета, так и по эффективному использованию уже выделенных средств, причем уже второй год обсуждения транслируются в прямом эфире с использованием социальных сетей. – Я много езжу по стране и встречаюсь с депутатами в регионах, – продолжает Мирас Шекенов, говоря о проблемах местного самоуправления. – Действительно, такой политический анахронизм существует и связан с тем, что местные исполнительные структуры в плане бюджетных программ доминируют над местными представительными органами. Часто депутаты маслихата не проявляют должного упорства в отстаивании интересов граждан. Но в столичном регионе не так. Тут, конечно, многое зависит и от акима. Его позиция должна быть конструктивной, он должен быть готов к диалогу. Мы на заседаниях так или иначе приходим к общему знаменателю.Бывает, уточняет наш собеседник, что не учитывается мнение отдельных депутатов. Например, не ремонтируется та или иная улица. Но в целом пожелание маслихата о проведении ремонта дорог не в центре, а в жилых массивах находит свое отражение в бюджетных программах. Руководитель фракции партии «Nur Otan» Костанайского областного маслихата Екатерина Смышляева рассказывает, что внедрение четвертого уровня бюджета в регионе началось 2 года назад, когда это новшество ввели в 45 населенных пунктах. В нынешнем году к ним прибавились еще 195. Сегодня система готова к расширению возможностей. – Это ведет к повышению эффективности использования бюджетных средств, привлечению местных жителей к процессу принятия решений, управлению бюджетными средствами и в конечном итоге к улучшению качества жизни, повышению доверия населения к местной власти и государству в целом. Из косвенных результатов – новый уровень налоговой дисциплины, повышение гражданской активности населения, правовой грамотности, – считает представитель Костанайского маслихата. – С другой стороны, это усиление ответственности местных органов власти перед жителями. За каждое решение придется «людям в глаза смотреть». А в маленьком населенном пункте, где все друг друга знают, ответственность – это не просто слова. Опять же не будет запасного варианта ответа на справедливое возмущение – «область не утвердила», «республика не выделила».В качестве препятствий Екатерина Смышляева называет инертность населения. Бывая на собраниях и сходах разного уровня, она отмечает активность по большей части людей старшего возраста. Не всегда экономически активные граждане, а тем более молодежь, хотят участвовать в управлении своим регионом. – О причинах можно говорить долго, но сегодня необходимо находить пути формирования «культуры участия» в принятии решений с самого раннего возраста, общество должно измениться на ментальном уровне, что мы сегодня и наблюдаем, – говорит депутат.Петиции – те же обращения гражданПосыл Президента о наделении маслихатов функцией сбора подписей и составления петиций по проблемам, которые не находят своего решения десятилетиями, по мнению Рамзии Умербаевой, дополнительно придаст аргументированность предложениям депутатов по формированию бюджета. Главное – будут учитываться мнения и позиции избирателей. В столице так можно решить, например, закостенелые вопросы ливневой канализации, запаха с мест сброса очистных сооружений, ЛРТ.Механизм петиций, безусловно, нужен, считает Мирас Шекенов. Но и сейчас работа депутатов строится на пожеланиях жителей, которые собираются, консолидируются в единый блок и передаются в акимат. При утверждении трехлетнего и годового бюджетов депутаты отслеживают, какие вопросы отражены, какие нет. Хороший механизм, апробированный в Нур-Султане, это «бюджет участия», когда районным акиматам выделяются средства на реализацию предложенного самими жителями проекта по благоустройству. Горожане фактически получали механизм распределения бюджетных средств по тем задачам, которые наиболее важны для них. – В моем 11-м округе большая проблема – завершение строительства дорог и инженерных сетей в жилом массиве «Уркер». В силу разных причин она решается, но крайне медленно. Все еще актуальны проблемы дольщиков. Хоть это и взаимоотношения стройкомпаний и физических лиц, но акиматы вынуждены достраивать долгострои. Продолжается это по сей день: несмотря на принятие закона, строители находят в нем лазейки, привлекают низкой ценой и не достраивают дома, – рассказывает о застарелых проблемах депутат. Екатерина Смышляева по поводу петиций говорит, что сама попытка установить «ответственного» за сбор подписей несколько противоречит сути этого института свободного выражения воли. Это коллективное обращение, оно может быть адресовано в том числе маслихату. – В моей работе такие обращения не редкость. А депутатом на основании петиции готовится депутатский запрос. Это один из его основных инструментов работы, и он уже есть, статус запроса закреплен в законе, остается только активнее им пользоваться, – призывает она. Так важен аудитЧтобы эффективнее решать накопившиеся проблемы, нужен жесткий контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств. Это задача ревизионных комиссий маслихатов. Но, к сожалению, по словам Рамзии Умербаевой, бывают случаи, когда выводы и рекомендации ревкомиссий не воспринимаются или игнорируются полностью. Поэтому депутат с воодушевлением восприняла поручение Главы государства подготовить пакет соответствующих изменений в законодательство. Сама же она предлагает в случаях согласия местных исполнительных органов с выводами ревизионной комиссии использовать эти рекомендации как прямое действие к исполнению.В Костанайской области итоги аудита ревкомиссий – главного профессионального источника данных о законности исполнения бюджета – делятся по отраслевому принципу и рассматриваются на заседании постоянных комиссий маслихата, затем сводная информация выносится на сессию. По словам Екатерины Смышляевой, изучив выводы ревкомиссий, депутаты могут принять превентивные меры по устранению нарушений. Очень часто здесь сталкиваются с системными нарушениями, причины которых заключаются в недочетах нормативно-правовых актов, правовых коллизий. Депутатские запросы в высшие законодательные институты, как правило, бывают услышаны. Но карательные процедуры в отношении специалистов неуместны и могли бы привести к профессиональному истощению целых отраслей.– Поэтому институт ревизионных комиссий так важен и нужен для управления бюджетом, а его усиление и повышение компетенции – это соответствующее усиление компетентности местных представительных органов, – считает депутат.Публичность и общественная деятельностьЧто касается поручения по обязательности онлайн-трансляций, то для столичных депутатов это уже бесспорный факт, все заседания транслируются в социальных сетях, что повышает ответственность и депутатов в принятии решений, и местных исполнительных органов в подготовке материалов. А главное – учитываются мнения граждан, ведь они могут задать конкретные вопросы прямо в комментариях и тут же получить на них ответы. К тому же записи сохраняются, и к ним всегда можно вернуться, чтобы проконтролировать исполнение поручений. – За каждым депутатом стоят жители его округа, и если он действительно работает с ними, то всегда должен быть готов к онлайн-общению и открытости, – уверен Мирас Шекенов. Сам он весьма активен в Facebook, где ему часто пишут с просьбами горожане, причем не только с его мандатной территории. Он – яркий пример озвученной Главой государства аксиомы о том, что общественно-политический облик депутата не должен быть «тайной за семью печатями» для общества. Причем публичность его связана не только с депутатской деятельностью. Лидер общественного мнения успешно руководит совместными проектом антикоррупционной службы и акимата города «Астана – адалдық алаңы» по искоренению бытовой коррупции. Кроме того, Мирас Ергалиевич много путешествует и пишет об этом, и даже стал обладателем премии «Народный любимец» в номинации «Трэвэл-блогер». – Многие не знают, что депутат маслихата – неоплачиваемая общественная деятельность, и на мой взгляд, это не совсем правильно. Я считаю, что хотя бы депутаты – председатели постоянных комиссий маслихата должны получать зарплату, потому что это очень объемная работа, – говорит Мирас Шекенов.Еще одна причина платить таким депутатам зарплату – возможность спросить с них за проделанную работу. Ведь сейчас они всегда могут сослаться на ее общественный характер. Но этот вопрос пока еще вызывает дискуссии даже в рядах самих народных представителей.Екатерина Смышляева поддерживает такой вариант усиления маслихатов. На расширенном заседании политического совета партии «Nur Otan» в прошлом году этот вопрос обсуждался. Речь шла именно о введении освобожденных единиц председателей постоянных комиссий, и областная депутатская фракция вышла с таким предложением.Лобби – это хорошо или плохо?Нельзя сказать, что среди депутатского корпуса нет ангажированности, фактов лоббирования интересов, говорит Рамзия Умербаева. Ведь зачастую депутаты маслихатов представляют ту или иную сферу бизнеса или отрасль. Допускает такую возможность и ее коллега, причем Мирас Шекенов считает, что сами депутаты должны это контролировать и жестко пресекать. – Если коллега начинает лоббировать свои интересы, об этом надо ему прямо говорить и заявлять в антикоррупционные органы. Я бы поступил именно таким образом, – заявляет активист. Екатерина Смышляева в свою очередь считает, что пора формировать навыки здорового, грамотного лобби у депутатского корпуса, политических партий и институтов гражданского общества, а не рассматривать его только с негативной стороны. Тогда борьба интересов станет процессом естественным и объективным. – Решение на заседаниях принимается не одним «лоббистом», а большинством голосов. Если в составе маслихатов представители разных сфер деятельности, объединение их вокруг персонального интереса кого-либо – задача непростая. Согласно новому закону о выборах, где персональный отбор идет через партийные списки, избежать нездорового лобби можно, соблюдая пропорции при их формировании. Элементы квотирования мы уже видим в принципах формирования кадрового резерва партии «Nur Otan», – говорит она. – Нельзя отрицать, что любое отстаивание интересов, не только бизнеса, но и социальной сферы, отдельных страт и групп – это тоже, по сути, лобби. Процедура лоббирования – неотъемлемая часть любого публичного процесса, это атрибут политической культуры. Вопрос спорный, но я поддерживаю идею создания закона о лоббировании и соответствующих регламентов к нему. Иными словами – не можешь победить, возглавь, а точнее – закрепи правовой статус.Усиливая роль маслихатовПрезидент также заявил о необходимости повысить статус органов местного самоуправления – сходов и собраний. Их мнение относительно актуальных проблем на местах должно учитываться районными маслихатами для принятия конкретных решений. Сейчас же, как говорит Рамзия Умербаева, реакция государственных органов на предложения сходов и собраний желает оставлять лучшего, при том, что это одна из развитых форм выражения позиций граждан. В северном регионе институт сходов и собраний достаточно развит. И чем больше свободы будет у местных бюджетов, чем активнее будет население, тем выше будет их общественный статус, уверена Екатерина Смышляева. Важно не допустить дискредитации этого важного общественного института, для этого необходимо совершенствовать нормативно-правовую основу их работы. – Согласно закону о местном госуправлении и самоуправлении решение сходов обязательны к рассмотрению акимами. Решение сходов – это прежде всего мнение наших избирателей. Поэтому маслихаты при утверждении проектов решений, безусловно, принимают во внимание все инициативы местного сообщества, – говорит депутат Костанайского малихата. Сходы, конечно, нужны, но с учетом повсеместной цифровизации можно обойтись и без них, считает Мирас Шекенов. Например, в его округе есть и благоустроенные жилые комплексы, и частный сектор. И если почти в каждом ЖК проблемы можно оперативно обсудить в собственном чате, то в дачном или жилом массиве совсем другая специфика жизни, и здесь нужно устраивать сходы. В одном точно сходятся во мнении депутаты маслихатов: роль местных представительных органов однозначно надо усиливать. – Я была депутатом двух созывов маслихата столицы и хочу сказать, что происходят реальные перемены. Мне очень импонирует внедрение факторно-балльной шкалы оценки и мотивации государственных служащих, которая приведет одновременно к усилению их ответственности и мотивации, а самое главное, позволит привлечь профессиональных, честных людей, которые будут работать на благо нашего общества, – говорит об общем впечатлении от Послания Рамзия Фаатовна. – Мне импонирует прямое поручение Президента об открытости госорганов, – поддерживает Мирас Шекенов. – Нужно внедрять open акиматы, как в Сарыаркинском и Есильском районных акиматах Нур-Султана. Чиновник стал в разы более доступен, что ведет к прямому диалогу с обществом, уменьшает бытовую коррупцию, формирует подотчетность. Общество тоже меняется, развитие соцсетей подтолкнуло к спросу с госслужащих и депутатов. Это я вижу на своем собственном примере. Вообще, деятельность депутатов – это дороги, жильцы, инфраструктура, то есть работа в поле. А когда ты проникся всем этим, то можешь идти в акимат и требовать решения проблем в своем округе. Это говорит о зрелости гражданского общества, которое нащупывает рычаги местного самоуправления. И это очень правильно.
27 июня 2025 г. 13:53 В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
27 июня 2025 г. 22:03 Каждый закон, принятый в Мажилисе, разработан при активном участии фракции AMANAT
1 июля 2025 г. 8:24 21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
27 июня 2025 г. 20:20 Депутаты утвердили отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
26 июня 2025 г. 11:10 Казахстан возьмет заем у МБРР для «сокращения цифрового неравенства между городом и селом»