Искусственный интеллект в системе обучения

3029
Насихат Оркушпаева

Не бояться цифровизации в образовании призвали участники конференции педагогов

фото Ерлана Омара

Интеграция достижений современности – это всегда новые возможности, однако не следует забывать и об угрозах. Надо признать, что тема внедрения Digital-систем в образование весьма серьезная и ответственная. Поэтому неудивительно, что привычная августовская конференция педагогов нынче проходит в формате саммита «Digital Kazakhstan: заманауи білім беру» («Digital Kazakhstan: образование в новой реальности»). Она собрала ведущих международных экспертов в области преподавания.

Акцент на качество

– На минувшей встрече с вами я поделилась хорошей новостью о том, что более 1 500 обладателей знака «Алтын белгi» выбрали педагогические специальности. В этом году Казахстан вошел в топ-50 стран по математике и естест­вознанию в международном рейтинге PISA. По математике мы поднялись на 46-е место, а по естествознанию – на 49-е. Наша задача – не просто сохранить, но и улучшить эти показатели. А для этого необходимо повысить качество образования.

Остановлюсь на изменениях, внесенных в Концепцию развития системы образования. В их основе лежат инициативы национального доклада, подготовленного при вашем участии. Большинство из них были поддержаны Правительством. Теперь требуется совместная работа. Дошкольное, школьное, техническое и профессиональное, а также высшее образование – это единая многогранная система, развивающая личность на протяжении 20 лет, если учитывать, что ребенок поступает в сад в два годика, а выходит из стен вуза в 22, – сказала заместитель Премьер-министра Казахстана Тамара Дуйсенова, обращаясь к участникам саммита.

Спикер отдельно остановилась на каждом этапе образовательной системы. По ее словам, половина детей, посещающих детские сады, приходят в школу неподготовленными. А это значит, что необходимо усилить связь детского сада и школы.

– Динамика роста навыков детей будет собрана в индивидуальных картах их развития. На их основе будет формироваться индивидуальная траектория обучения ребенка и одновременно изучаться психоэмоциональная готовность к школе. В начальную школу передается карта развития ребенка с сохранением его личных данных для определения тактики работы с ним при выходе из детского сада. Для родителей, дети которых не ходят в дошкольные учреждения, действуют консультативные центры. По последним данным, количество таких центров превысило пять тысяч, – сообщила Тамара Дуйсенова.

Указанные меры не только укрепляют связь детского сада и школы, но и позволяют оценивать деятельность дошкольных организаций. Главная роль в этой работе, конечно же, отводится воспитателю. Большие надежды возлагаются на его профессиональную компетентность, потому что формирование основных навыков детей с использованием их индивидуальных возможностей требует высокого мастерства.

Неудивительно, что одним из необходимых условий для того, чтобы стать учителем, является наличие высшего профессионального образования. Это мировой опыт. В связи с этим рассматривался вопрос о полном пересмотре образовательных программ вузов.

– Как вы знаете, в наших колледжах готовят и педагогов. И теперь в них будет проведена оценка качества образования, на основе которой учебные организации с высоким рейтингом будут реорганизованы в лучшие колледжи уровня прикладного бакалавриата. Планируется независимая аттестация выпускников как высших учебных заведений, так и колледжей. В будущем к работе с детьми будут допущены те, кто докажет, что обладает не только профессиональными знаниями, но и навыками работы с детьми. Кроме того, мы дадим преподавателям возможность учиться в магистратуре без отрыва от работы, – уточнила заместитель главы Кабмина.

Говоря о среднем образовании, Тамара Дуйсенова отметила, что для повышения качества преподавания в прошлом году стартовали соответствующие мероприятия, но, к сожалению, реализуются они очень медленно. И причина тому, по ее словам, – халатность профильного министерства и местных органов власти. Относительно ТиПО отмечалось, что оно остается самым уязвимым звеном системы образования. По поручению Главы государства Правительством завершена инвентаризация и проводится профилизация всех организаций ТиПО. Следующим этапом должна стать их трансформация, направленная на обеспечение преемственности с преобразованиями, планируемыми в вузах.

Риски и перспективы

Еще до начала официального открытия саммита участники знакомились с Digital-продуктами в сфере образования. А на отдельных заседаниях обсуждались важные вопросы участия детей в цифровой среде.

Прошлогоднее исследование «Kazakhstan Kids Online. Цифровая жизнь детей в Казахстане», проведенное представителями Комитета по охране прав детей совместно с ЮНИСЕФ, показало, что значительное количество несовершеннолетних имеют аккаунты в социальных сетях. И это несмотря на установленные возрастные ограничения. В опросе участвовали 1 200 интервьюируемых в возрасте от шести до 17 лет. Выяснилось, что 60% 9-10-летних и 66% 11-12-летних школьников зарегистрированы на той или иной социальной платформе. Отсюда и возникает необходимость усиления кибербезопасности, защиты персональных данных, профилактики кибербуллинга и других угроз в Интернете.

На секционной встрече «Цифровизация в сфере охраны прав детей» особое внимание уделялось международному опыту и практикам интеграции цифровой грамотности в образовательные программы и разработки национальных стратегий по безопасности во Всемирной паутине.

– Цифровые технологии дают нам невероятные возможности для обучения и развития. Однако они представляют значительную угрозу для детей. Если мы хотим, чтобы наши дети были умнее смартфонов, нам нужна более современная и передовая педагогика. Обеспечение безопасности детей в цифровой среде – сложная задача, требующая участия всех сторон: родителей, учителей, органов государственной власти и самих детей, – верно заметил вице-министр просвещения Казахстана Едил Оспан.

С учетом высоких рисков, что угрожают современному подрастающему поколению в Интернете, в нашей стране была разработана и запущена информационно-образовательная кампания «Кибер Тұмар», направленная на защиту детей в цифровой среде и включающая в себя социальные плакаты, образовательные ролики и материалы с практическими советами экспертов по защите от киберугроз. Кроме того, действует система «Кибернадзор» для выявления и блокировки материалов деструктивного характера, что способствует защите детей от вредоносной информации в Сети.

Как отмечают в Комитете по охране прав детей Министерства просвещения, запущена кампания по подключению родителей к программе «Родительский контроль». Предложено внедрение детских сим-карт для мониторинга времени в интернете и контента, просматриваемого детьми. «Внесены изменения в законодательство и правила по профилактике буллинга и кибербуллинга, а также в квалификационные характеристики педагогов для улучшения кибергигиены и помощи в решении психологических проблем», – добавляют в профильном ведомстве.

Министр просвещения Гани Бейсембаев отметил, что грамотное внедрение цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, способно повысить уровень и качество образования. На сегодня 89% казахстанских школ обеспечены высокоскоростным Интернетом, средняя его скорость повышена с четырех Мбит⁄с до 75 Мбит⁄с за год. В 1 731 школе страны установлены спутниковые системы для интернета Starlink.

– Учебники стопроцентно переведены в цифровой формат, они теперь доступны на 11 платформах. Таким образом, предпосылки для внедрения искусственного интеллекта в отечественную систему образования имеются. Искусственный интеллект и другие цифровые технологии несут высокий потенциал для сокращения образовательного разрыва между регионами и социальными группами. Современные технологии требуют от педагогов новой позиции в организации учебного процесса, и все уровни образования должны быть готовы к их эффективному применению, – отметил глава Минпросвещения.

Гани Бейсембаев напомнил, что казахстанские педагоги пользуются поддержкой Главы государства. В 2019 году принят Закон «О статусе педагога», 46 учителей получили из рук Касым-Жомарта Токаева медали «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». На сегодняшний день 688 педагогов – в числе лучших. А за последние несколько лет заработная плата тех, кто вносит огромный вклад в воспитание и обучение детей, выросла вдвое. Примечательно, что ежегодно растет интерес к педагогическим специальностям.

О процессе подготовки педагогов в эпоху цифровой глобализации рассказал министр науки и высшего образования Саясат Нурбек, отметив, что не нужно бояться искусственного интеллекта, а наоборот, следует внедрять его в работу и обучать этому подрастающее поколение. По словам выступавшего, сегодня подготовлено 15 образовательных программ по искусственному интеллекту. Обучение будет проводиться на базе 17 вузов. Более двух тысяч студентов уже в этом году приступят к учебе.

Не остался без внимания и вопрос влияния современных технологий на здоровье растущего организма. Как сказал вице-министр здравоохранения Жандос Буркитбаев, ссылаясь на проведенное исследование, затяжное пребывание ребенка за гаджетами чревато серьезными последствиями.

– Есть статданные, на основе которых можно сказать, что, если ребенок регулярно более пяти часов подряд сидит за компьютером, это может привести к патологическим изменениям здоровья. Например, ожирению, изменениям опорно-двигательного аппарата. Излишняя цифровая активность школьников может привести к изменениям и психоэмоционального состояния. На фоне этого, изучая мировой опыт, мы совместно с коллегами из Министерства просвещения разработали программный документ, нацеленный на гармоничное развитие личности, – добавил Жандос Буркитбаев.

В рамках саммита лучшие педагоги, мастера, исследователи, отличившиеся профессиональными успехами и высокими результатами учащихся, а также ветераны получили ведомственные награды за значительный вклад в развитие образовательной системы и воспитание подрастающего поколения. Медаль «Еңбек ардагері» получили 257 педагогов, нагрудный знак «Ыбырай Алтынсарин» – 264 человека, нагрудный знак «Білім беру ісінің құрметті қызметкері» – 265 учителей. Также 150 педагогам вручили почетные грамоты Министра просвещения, а более 500 сотрудников получили ведомственные грамоты и благодарственные письма.

Популярное

Все
Сменился министр просвещения Казахстана
В Алматы встретили футболистов команды «Реал Мадрид»
Almaty Marathon 2025 стал рекордным по числу участников-иностранцев
В Акорде разъяснили последние кадровые перестановки
Жаслан Мадиев возглавил новое министерство
Глава МСХ проверил ход реализации проекта по возрождению сорта «Апорт»
Жандос Умиралиев назначен первым заместителем Генпрокурора РК
Театр «Астана Балет» завоевал серебряную медаль на Всемирном фестивале танца
Экс-министру сельского хозяйства КНР вынесен смертный приговор
Новые учебники апробируют в казахстанских школах
Группу квартирных воров задержали в Туркестанской области
Касым-Жомарт Токаев и Серджо Маттарелла провели переговоры
«Невозможное становится возможным»: казахстанская художница – о встрече с Джеки Чаном в Алматы
Милад Карими стал победителем этапа Кубка вызова по спортивной гимнастике
Знаменитый Дубайский фонтан откроется после реконструкции
Президента Италии торжественно встретили в Акорде
Дальнейшее углубление партнерства обсудили президенты Казахстана и Италии
Крупный наркопосев ликвидировали полицейские Кызылорды
В Дубае создадут зону для беспилотного транспорта
Холода накроют юг Казахстана
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
Должникам теперь не скрыться
Какие участки дорог перекроют в Астане
Супертайфун «Рагаса» идет на Вьетнам
Токаев провел ряд встреч и переговоров в Нью-Йорке
Сел за решетку на всю жизнь
Казахстан играет ключевую роль в качестве логистического хаба – Глава государства
Четыре страны признали палестинское государство
Касым-Жомарт Токаев выступил на Генеральной Ассамблее ООН
Президент высказался о восстановлении надежной архитектуры безопасности в мире
Минфин внедряет цифровой контроль господдержки
Олимпиады в цифровом формате: платформу SMART Daryn разработали в Казахстане
Лучших операторов беспилотников определили в Жамбылской области
В алматинском акимате придумали способ повысить вдвое зарплату дворникам
Цифровизация и ИИ стали национальным приоритетом в Казахстане - Глава государства
Касым-Жомарт Токаев обозначил экономические приоритеты Казахстана
В Москве объявлен победитель «Интервидения»
Первая в Центральной Азии Академия ФИФА
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Кубок Senat Open разыграли в Астане
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]