История и судьбоносные инициативы Послание Президента 16 сентября 2019 г. 10:45 2091 Зиябек Кабульдинов, директор Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова О великих сынах Великой степиМне, как члену Государственной комиссии по празднованию юбилейных дат – 1150-летия аль-Фараби и 175-летия Абая, импонирует решимость Главы государства торжественно отметить эти даты. Такие исторические праздники «работают» на укрепление единства народа Казахстана. Президент в своем Послании народу подчеркнул приверженность уникальной формуле нашего совместного бытия: «Единство нации – в ее многообразии». В качестве полной поддержки президентских идей хотелось бы привести цитату одного из лидеров алашского движения Мустафы Шокая: «Только те народы, кто сумел обеспечить внутреннее единство, смогут достичь подлинной независимости и обеспечить ее защиту».Мы гордимся нашим земляком аль-Фараби, который входит в когорту выдающих ученых средневековья. Ему заслуженно присвоили негласное звание второго учителя человечества после Аристотеля. Великий Абай также, бесспорно, является символом мудрости и ярким выразителем дум и чаяний народа.Институт истории и этнологии получил право реализовать научный проект по изучению и пропаганде жизни и деятельности выдающихся сынов нашего народа через создание научной части будущего парка-энциклопедии в столице и новой интерактивной карты. Нам есть что предложить для уникальных проектов. Во время командировок в зарубежные архивы ученые нашего института обнаружили интереснейшие материалы, касающиеся национальной истории Казахстана.К примеру, один из архивных документов гласит, что 23 сентября 1903 года военный губернатор Семипалатинской области генерал-майор Генерального штаба Российской империи Галкин в своем секретном донесении в адрес Степного генерал-губернатора писал: «Киргиз Чингизской волости Кунанбаев имеет от роду 60 лет, женат на трех женах, от которых имеет 20 человек детей; обладает сравнительно большим состоянием, около 1 000 лошадей и 2 000 баранов. Кунанбаев человек весьма развитой и умный: он служил два трехлетия бием, три трехлетия – управителем Чингизской волости, а затем, по назначению от Правительства, прослужил три года управителем Мукурской волости. Служба Кунанбаева отличалась разумным управлением, исполнительностью, энергией... Один из сыновей Кунанбаева по окончании курса Михайловского артиллерийского училища был произведен в офицеры... Ныне замужняя дочь Кунанбаева окончила курс наук в киргизском интернате; все остальные дети его пишут и читают по-русски. Грамоте обучал их отец. Кунанбаев весьма интересуется русской литературой, выписывает книги, газеты и журналы. В прежнее время он пользовался громадным влиянием среди инородческого населения степи».Справедливый суд биевВ Послании Президента особое внимание уделено обеспечению прав и безопасности граждан. Глава государства указал на необходимость «осуществить ряд серьезных мер по улучшению качества судебных решений. Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. Однако следует провести тщательный анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики». При этом Касым-Жомарт Токаев дал конкретные поручения по защите прав и интересов граждан, которые созвучны высказыванию Алихана Букейханова о том, что «если судья не будет справедливым, то народ не может идти вперед».Полностью поддерживая инициативы Президента в судебном реформировании, хотелось бы предложить еще раз обратиться к традиционному суду биев, который до начала XIX века (то есть до введения российских гражданских и военных судов на территории Казахстана) существовал весьма исправно. Думается, идеи и справедливые принципы суда биев, который не исчерпал своих возможностей, вполне могут еще сослужить добрую службу судебной системе современного Казахстана.Во-первых, хочу напомнить, что в старину в казахском обществе биев никогда не назначали, и такая должность не переходила по наследству. Для того чтобы стать бием, требовалась безупречная репутация честного и справедливого человека, необходимо было обладать глубокими познаниями в области права, ораторским искусством и красноречием. Информация о таких биях быстро распространялась по степи. Только потеря авторитета и несправедливый приговор лишали бия права и возможности участвовать в судебном процессе. Народ просто переставал обращаться к такому человеку за справедливым судом.И еще любопытный исторический факт: суд биев основывался на принципе состязательности. Участвующие в споре стороны могли явиться в суд со своим бием, выполнявшим функции адвоката. И конечно, существовал институт свидетелей. Одной из положительных характеристик суда биев следует назвать публичность, когда в процессе мог участвовать любой желающий.Другим достоинством являлось то, что сам процесс проходил в сжатые сроки, без какой-либо бумажной и иной волокиты. Если ответчик не соглашался с составом суда, он мог отказаться от его услуг. За свой труд бий получал вознаграждение – бидiң билiгi, которое взималось с виновного. Размер его, как правило, составлял десятую часть от оспариваемого имущества.В случае если против обвиняемого оказывалось недостаточно улик, то бии прибегали к услугам присяжных. Последними могли быть только соплеменники с незапятнанной репутацией, хорошо знающие подсудимого, которые под присягой либо обвиняли, либо оправдывали его. Поэтому суд биев пользовался безусловным и непререкаемым авторитетом.Неудивительно, что и русское население во многих случаях предпочитало имперскому суду казахских биев. В этом плане весьма примечателен следующий архивный документ: с 1859 по 1865 год в Кокчетавском внешнем округе было зафиксировано 117 обращений русских в суд биев. Преимущество суда биев хорошо объяснил генерал-лейтенант русской императорской армии – этнограф Александр Гейнс, исследовавший быт и право казахов: «Суд биев скор и производится на словах, он довольно справедлив и всегда бескорыстен, и потому пользуется уважением не только казахов, но и разночинцев и казаков, из которых многие идут в суд биев».В жизни казахского общества суд биев играл консолидирующую роль. Его отличали неподкупность, справедливость, доступность и публичность. Он был ориентирован на примирение сторон и возмещение причиненного правонарушителем материального и морального ущерба. В связи с новыми инициативами, изложенными Президентом Касым-Жомартом Токаевым в Послании, думается, настало время обратиться к мудрым принципам этого института, что также отвечает духу программной статьи Елбасы «Рухани жаңғыру».Юбилей ОрдыВыступая с Посланием, Касым-Жомарт Токаев особо остановился на праздновании 750-летия Золотой Орды. Президент указал, что «следует обратить особое внимание и на развитие туризма, в особенности экотуризма и этнотуризма как на важную сферу экономики. 750-летие Золотой Орды нужно отметить с точки зрения привлечения внимания туристов к нашей истории, культуре, природе. Для развития туризма важно обеспечить строительство необходимой инфраструктуры, в первую очередь дорог, а также готовить квалифицированных специалистов».Основную территорию крупнейшей средневековой державы – Золотой Орды – составлял именно Казахстан. Ханско-султанская власть законсервировалась дольше также у нас – на протяжении почти 600 лет начиная с 1224 и по 1824 год. И даже спустя почти сто лет, в 1916 году, в период национально-освободительного движения, в разных регионах страны некоторых потомков хана Жошы казахи поднимали на белой кошме в знак провозглашения их ханами.Народная память поистине крепка, сегодня надо сделать так, чтобы она «работала» на консолидацию всех казахстанцев в единый народ современного светского государства.Здоров, как казахУкрепление здоровья нации, пропаганда активной физической культуры и спорта нашли свое достойное место в Послании Президента: «Важно развивать массовый спорт среди всех возрастных групп населения. Нужно обеспечить максимальную доступность спортивной инфраструктуры для детей. Развитие массовой физической культуры должно стать пирамидой, на вершине которой будут новые чемпионы, а у ее основания мы получим здоровую, активную молодежь и в конечном счете сильную нацию».Как профессиональный историк, исследующий традиционное казахское общество, хочу подкрепить слова Президента некоторыми историческими сведениями, когда казахов называли народом-долгожителем. В настоящее время средняя продолжительность жизни казахстанцев достигла 72 лет. Это ли возрастной предел для граждан нашей страны? А какова была ситуация, скажем, два века назад?Степняки однозначно считались долгожителями. Человека в 70 лет наши предки почитали еще вполне крепким и здоровым. По данным известного деятеля алашского движения Кошке Кеменгерова, «прежде старики, скорбя по умершему, возраст которого составлял 70 лет, причитали «кұлыным» («жеребеночек мой»), в смысле «мой ребенок». О традиции долгожительства свидетельствуют даже имена, которыми нарекали новорожденных, – Алпысбай, Жетписбай, Сексенбай, Токсанбай, Жузбай. То есть имена давались согласно возрасту отцов.Вот свидетельства других очевидцев той эпохи. Исследователь XVIII века Иван Андреев писал, что «многие между ими (казахами. – Авт.) в самой глубочайшей старости доживают до 100 лет и более; не утратя не токмо зрения, ни памяти, ни зубов, но и свободно могут ездить верхом без всяких припадков».Ученый-энциклопедист Петр Паллас в том же столетии также фиксировал это феноменальное явление: «Киргизцы часто доживают до великой старости, да и престарелые бывают бодры и здоровы». В самом начале XIX века историк Григорий Спасский в работе «Киргиз-кайсаки Большой, Средней и Малой Орды» зафиксировал: «Многие из них до ста и более лет сохраняют крепость тела, твердую память, хорошее зрение и свободно еще ездят на верховых лошадях».Вот как объяснял причины долголетия казахов русский генерал Семен Броневский: «Единообразная жизнь и пища, нахождение всегда на свежем и открытом воздухе много предохраняет киргизцев от болезней; они доживают до глубокой старости; много встречается 100-летних, а 70-летние переносят все труды наравне с молодыми и отнюдь не кажутся дряхлыми. Зрение их иногда преждевременно повреждается от дыма… против чего употребляется род очков, сплетенных из черных конских волос; зубы в невредимости сохраняются до кончины; от простуды же мало страдают».Немецкий исследователь Ф. фон Шварц тоже удивлялся отменному здоровью казахов: «Киргизы обладают среди всех народов Центральной Азии очень хорошим здоровьем, так что сложилась поговорка «Здоров, как киргиз».Яркими примерами долгожительства являются такие известные и оставившие о себе добрую память личности, как Анет-баба, Казыбек-би, Толе-би, Бухар-жырау, Жамбыл Жабаев, сын великого Абылай-хана Уали и другие, прожившие почти 100 и более лет. Не была исключением и женская половина степного социума. Известная отечественная исследовательница Ирина Ерофеева пишет: «Бопай (жена хана Младшего жуза Абулхаира. – Авт.) значительно пережила убитого ханом Бараком супруга и прожила более 100 лет».Выступая в Назарбаев Университете 5 сентября 2012 года, Елбасы Нурсултан Назарбаев, памятуя о наших замечательных предках, обратился к молодежи со следующими словами: «В XXI веке казахстанцы должны стать нацией долгожителей. Зачастую здоровье ассоциируется только с медициной. Но его надо формировать прежде всего самому человеку. Призываю отказаться от вредных привычек, заниматься спортом и вести здоровый образ жизни».
03:00 Монография «Скрытые лики террора: история в документах и судьбах» демонстрирует новые подходы в изучении советской истории
27 апреля 2024 г. 14:20 Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»