В ходе недавнего выступления на заседании Правительства ректор Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина Акылбек Куришбаев выдвинул ряд предложений по реформированию науки и образования в этой сфере. Чем вызвана такая необходимость? С этим вопросом мы обратились к руководителю одного из ведущих сельскохозяйственных вузов страны.
– Недавно Министерство сельского хозяйства представило в Правительстве 12 карт развития АПК, в которых обозначены главные точки роста отрасли, – напоминает Акылбек Куришбаев. – Следует отметить, что в их реализации заложен проектный подход. При этом основой развития аграрного сектора определены наука и образование.
Самое главное сегодня – эффективно использовать имеющийся потенциал научно-исследовательских институтов. Ежегодно на их содержание выделяются немалые средства, однако должного эффекта мы не видим. Выделяемые финансы нужно направлять на решение самых актуальных проблем отрасли. В этом плане мы поддерживаем Министерство сельского хозяйства, которое предлагает сконцентрировать имеющиеся ресурсы на научном обеспечении предлагаемых карт развития АПК.
При этом финансировать нужно только те проекты, которые связаны с внедрением или трансфертом технологий в отечественное производство. Иначе говоря, поддерживать только те из них, которые будут давать реальный эффект в сельскохозяйственной практике.
– Одна из главных проблем аграрной сферы – дефицит профессиональных кадров. Ежегодно вузы страны на государственные гранты выпускают тысячи специалистов сельского хозяйства. Однако большинство из них не желает отправляться в село. Каким Вы видите выход из ситуации?
– В части обеспечения АПК высококвалифицированными кадрами предлагается увеличить долю обучающихся по сельскохозяйственным специальностям в рамках государственного заказа по сельской квоте с 30 до 70%, что позволит увеличить приток в вузы сельской молодежи. Кроме того, предполагается введение законодательных норм, обязывающих выпускников, получивших образовательный грант по сельской квоте, отработать в сельской местности не менее трех лет.
В случае невыполнения этих обязательств выпускник обязан вернуть стоимость гранта государству. Таким образом обеспечиваются приток высококвалифицированных кадров в сельское хозяйство и эффективность выделенных бюджетных средств.
Только половина будущих специалистов получает образование в трех аграрных университетах Минсельхоза, остальная же часть студентов обучается в 17 непрофильных вузах, в недостаточной степени обеспеченных преподавательскими кадрами и учебно-практической базой, что, естественно, сказывается на качестве знаний. Поэтому в карте развития предлагается 70% грантов по сельскохозяйственным и ветеринарным специальностям разместить среди специализированных аграрных вузов.
– Недавно Минсельхоз объявил о создании аграрного исследовательского университета на базе КазАТУ имени Сакена Сейфуллина. Прокомментируйте это решение.
– Мировой опыт показывает, что самым коротким путем подготовки современных научных кадров, развития инноваций и трансферта технологий стало именно создание исследовательского университета.
Сегодня агропромышленный комплекс страны требует новой системы научного обеспечения, подготовки ученых новой формации, владеющих современными методами исследования. Мы предлагаем введение новой кадровой политики в аграрных научно-исследовательских организациях, направленной на омоложение научных кадров, создание системы конкуренции и карьерного роста ученых. Реальность такова, что без этих кардинальных изменений прогресс в аграрной науке невозможен.
– Какая сейчас работа ведется в этом направлении?
– Система исследовательского университета позволяет создавать условия для взращивания талантов от студенческой скамьи до состоявшихся ученых по модели «лаборатория – аудитория – производство». Совместно с нашим партнером – Университетом Калифорнии в Дэвисе (США), который стал мировым лидером в аграрном образовании, разработана программа создания исследовательского университета на базе нашего учебного заведения.
Она предполагает новую систему управления, основанную на конкурсности, коллегиальности принятия решений, модели карьерного роста преподавателей и ученых и конкуренции. Также программой предусматривается разработка 62 новых образовательных программ, ориентированных на технологическую модернизацию АПК по образцу ведущих зарубежных аграрных университетов с фокусом на практическое обучение студентов.
Хочу отметить, что 6 таких программ уже созданы. Работа в этом направлении продолжается, и мы надеемся при должной поддержке Правительства воплотить планы в реальность в ближайшие годы.
Беседовала
Эльмира Аникеева