Фото с сайта kapital.kz
Депутат Мажилиса от Народной партии Казахстана Ерлан Смайлов требует разработать четкие процедуры по обеспечению прозрачности и открытости привлечения госкредитов. Он также заявил о критическом уровне государственного долга Казахстана. Соответствующий депутатский запрос он озвучил на пленарном заседании Мажилиса, сообщает корреспондент
Kazpravda.kz.
Депутат напомнил, что одним из главных элементов устойчивости финансовой системы страны и экономики в целом является способность государства качественно и адекватно управлять рисками и возможностями, связанными с государственными внутренними и внешними заимствованиями, государственными поручительствами и гарантиями.
"Считаем, что эта сторона деятельности Правительства существенно недооценена как с точки зрения управления рисками и возможностями, так и, собственно, на всех этапах, связанных с внутренними и внешними заимствованиями, предоставлением госгарантий и поручительств, – от этапа планирования до расходования привлеченных средств и оценки результатов", – считает Ерлан Смайлов.
При этом, констатировал мажилисмен, провести более детальный анализ соблюдения ограничений по расходам на обслуживание и погашение долга на прогнозируемый период не представляется возможным, поскольку расходы на погашение кредитов в нарушение статьи 13 Бюджетного кодекса в проекте бюджета не раскрыты.
"Без гласности в этих вопросах доверие к устойчивости финансовой системы и способности управлять рисками сведено к минимуму", – сказал депутат.
Между тем, по данным Министерства финансов, по состоянию на 1 января 2021 года общий долг – государственный, гарантированный государством, по поручительствам государства – составил суммарно 21,5 трлн тенге (51,2 млрд долларов США).
"И это по курсу 420,71 тенге за 1 доллар США. Из них внешний долг Правительства 16,39 миллиарда долларов США, гарантированный государством внешний долг – 1,63 миллиарда долларов США, внешний долг по поручительствам государства – 68 миллионов долларов США. Фракция Народной партии обращает внимание Правительства и считает, что государство должно избавиться от иллюзии показателя 27-процентного соотношения госдолга к ВВП. Более того, приводятся еще более опасные аргументы – рекомендации международных финансовых организаций и пример стран Европейского союза, где этот показатель составляет 50% от ВВП. Исторический опыт дефолтов стран-банкротов – Греции, Аргентины, Исландии и других – должен быть тщательно изучен Правительством и предостеречь его от ловушки должника. Чем обосновывается экономический оптимизм Правительства – малопонятно", – заявил депутат.
Тревожит депутата и тот факт, что суммарные расходы на обслуживание и погашение правительственного долга, составляющего 81% государственного долга, вырастут с 1,531 трлн тенге в 2020 году до 2,026 трлн тенге в 2021 году, с дальнейшим увеличением до 2,74 трлн тенге в 2025 году.
"Это в разы превышает бюджет развития, а также ограничения долговой нагрузки на бюджет (15%), установленные Концепцией формирования и использования средств Национального фонда", – констатирует Ерлан Смайлов.
Вызывают недоумение у депутата и цели кредитов. Так, в бюджете на 2021-2023 годы предусмотрены расходы в сумме 709,8 млн тенге на завершение обязательств перед кредитором по кредитной линии Королевства Испании – по кредиту АО "Астана Горкоммунхоз" в целях улучшения экологической обстановки и утилизации отходов столицы.
"Предприятия этого сегодня уже нет. О состоянии экологической обстановки и утилизации отходов лучше спросить у жителей столицы, насколько они удовлетворены и довольны. Возникают резонные вопросы и выводы: где эффективность и реальные результаты для казахстанцев от этих долгов, которые еще предстоит отдавать новым поколениям жителей страны? И после таких вот затрат Правительство отвечает, что денег на повышение доходов населения – зарплат бюджетников, пособий по уходу за детьми, для лиц с инвалидностью, пенсий и стипендий, нет! Их и не будет, если отдавать долги за кредит 2001 года за ликвидированное предприятие и нерешенные вопросы", – возмутился Ерлан Смайлов.
Возмущают депутата и кредиты, взятые Казахстаном для борьбы с COVID-19.
"Правительство страны оформило два кредита у Азиатского банка развития на сумму 1,5 миллиарда евро на "предоставление налогово-бюджетного стимулирования, включая смягчение серьезного негативного влияния пандемии COVID-19 на здоровье, доходы и экономические возможности". Общие фразы. В открытом доступе отсутствует информация о политике развития, как и сам план расходования средств. Все это актуализирует вопрос о прозрачности и обоснованности решений по необходимости привлечения государством международных кредитов, предоставления государственных гарантий и поручительств. Надо ли занимать? И на каких условиях? И как тратятся заемные средства? Насколько эффективно? Какой конкретный качественный результат они дают?" – задался вопросами мажилисмен.
В этой связи депутаты НПК требуют разработать государственную Стратегию управления государственным долгом, четкие процедуры по обеспечению прозрачности и открытости привлечения кредитов, а также институционализировать участие гражданского общества в разработке и принятии решений на всех этапах привлечения кредитов, предоставления госгарантий и поручительств.