Легко и доступно?

4224
Лаура Тусупбекова

Символично, что Социальный кодекс и уточнения в бюджет на 2023–2025 годы Сенат принял одновременно. Новый кодекс уточняет и делает прицельными социальные гарантии государства, на что требуется бюджетная поддержка. И она обеспечена. Однако, бьют тревогу сенаторы, целевые трансферты в бюджет стали легким и доступным источником для увеличения доходной части бюджета.

ОПЯТЬ И СНОВА ИЗ НАЦФОНДА

Итак, согласно принятым поправкам в Закон РК «О рес­публиканском бюджете на
2023–2025 годы», дополнительное увеличение расходов составляет 2,2 трлн тенге, которые будут нап­равлены на реализацию инициатив Главы государства из Послания и предвыборной программы.

– Это расходы, направленные на поддержку регионов, дальнейшее развитие сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, а также отдельные направления социальной сферы, – сказал заместитель Премьер-министра – министр финансов РК Ерулан Жамаубаев.

Он отметил, что в результате уточнения бюджета поддержка реального сектора экономики и регионов усилена. Об этом свидетельствует структура расходов бюджета по сферам. Так, наибольшее увеличение расходов предусмотрено на поддержку реального сектора экономики – 1,3 трлн тенге. Соответственно, и доля этого направления в общем объеме расходов увеличена более чем на 5,3%.

– В результате на данную сферу планируется направить 3,5 триллиона тенге, или 15,6% от общего объема расходов, что окажет мультипликативный эффект на развитие страны в среднесрочной перспективе. Расходы социального блока увеличены на 298 миллиардов тенге и планируются в объеме 8,5 триллиона тенге, или 37,5% от общих расходов бюджета, – сказал Ерулан Жамаубаев.

По его словам, деньги будут направлены на реализацию национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения», увеличение оплаты труда педагогов организаций дошкольного образования и размера стипендий студентов колледжей, повышение размеров социальных выплат, пособий по инвалидности, дальнейшее развитие системы здравоохранения.

В целом поступления бюджета составят 19,3 трлн тенге, с увеличением на 1,5 трлн тенге. Дефицит сохранен на уровне 2,7% к ВВП. Расходы республиканского бюджета планируются в объеме 22,5 трлн тенге.

ЗАИМСТВОВАНИЯ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ

Между тем в бюджете в 1,5 раза отмечается рост расходов на погашение и обслуживание займов, которые уже в 2023 году составят 20,5% от общего объема расходов. Так, если на 1 января прошлого года размер государственного долга составил 21,9 трлн тенге, то на 1 января текущего года сумма госдолга выросла до 25,3 трлн тенге, или на 15%. По оценке Счетного комитета к 2050 году увеличение госдолга может достичь до 45% к ВВП. В этой связи сенатор Шакарым Буктугутов спросил о том, проводился ли полномасштабный аудит по внешним займам РК и если да, какие сделаны выводы и даны рекомендации и какова экономическая эффективность вложенных средств международных организаций.

Член Высшей аудиторской палаты РК Юлия Энгель сообщила, что в апреле планируется провес­ти комплексный аудит госдолга и долга квазигоссектора по рекомендации депутатов Сената.

– Что касается предыдущих аудитов, мы проводили их и основные наши замечания касались методологии учета госдолга, отсутствия самого консолидированного учета и непрозрачнос­ти формирования ковенантов в этом направлении. Что было сделано по нашей рекомендации? Были установлены порядок и объемы лимитов формирования внешнего и внутреннего долга квазигоссектора, лимиты местных исполнительных органов, налажен постоянный мониторинг за заимствованием квазигоссектора, был смещен акцент с внешнего заимствования на внутренний, что позволило минимизировать валютные рис­ки, – пояснила Юлия Энгель.

Анализ прошлого года показал, что внешние займы были привлечены либо на невостребованные цели, либо это заимствование было преждевременным.

– Мы видим низкий процент освоения средств внешних займов, что приводит к неоднократному продлению контрактов. Сейчас сохранились риски, связанные с операционным освоением средств внешнего заимствования, – констатировала она.

Продолжается практика заимствования из Нацфонда. По информации и. о. министра нацэкономики РК Бауыржана Омарбекова, из Нацфонда будет выделено 800 млрд тенге для финансирования «социально значимых проектов национального масштаба и стратегически важных инфраструктурных проектов».

Сенатор Бекболат Орынбасаров остался неудовлетворенным таким громким названием заимствований. По его мнению, критерии для получения средств из национальной копилки определены общими, обтекаемыми словами в Концепции по управлению государственными финансами.

– В соответствии с такими критериями, как «финансирование антикризисных программ и реа­лизация социально значимых проектов национального масштаба», можно финансировать любые мало-мальски подходящие проекты, что мы и видим в нынешнем уточнении бюджета, в котором к 1 триллиону тенге дополнительно привлечено 800 миллиардов тенге, – заявил депутат.

Как известно, с 2024 года в Казахстане запустят проект «Нацфонд – детям», который преду­сматривает отчисление 50% от ежегодного инвестиционного дохода. Однако текущая ситуация с отрицательными показателями инвестдохода Нацфонда, а также с нерациональным использованием средств Нацфонда вызывает серьезное опасение сенаторов.

– Когда будут определены четкие критерии использования целевого трансферта и строго регламентированы условия использования с точки зрения бережливости и эффективнос­ти расходования? Какая работа проводится для увеличения инвестиционного дохода Нацфонда для существенного увеличения сумм на счетах детей в будущем? – задался вопросами сенатор Бекболат Орынбасаров.

И. о. министра национальной экономики Бауыржан Омарбеков ответил, что такие критерии есть, и… рассказал об этих критериях и о методике для оценки эффективности расходов, заверив, что Правительством принимаются все мыслимые меры по усилению сберегательной функции Нацфонда.

Ему вторил председатель Национального банка Галымжан Пирматов:

– Постоянно проводится работа по улучшению доходности и эффективности управления Нацфондом, – попытался убедить он.

Выслушав ответственных лиц, спикер Сената Маулен Ашимбаев озвучил свой вывод.

– Пришло время финансовой дисциплины и экономии. За пос­ледние 5 лет доходы бюджета без учета трансфертов выросли примерно на 66%, но и расходы за этот же временной промежуток увеличились на 120%. У нас наблюдается двукратное опережение роста расходов, нежели доходов. В этой связи понятно и логично, что Правительство берет эти деньги из Национального фонда или за счет увеличения дефицита бюджета. Или надо увеличивать налоговую базу. В этой связи основной месседж в том, что нам всем нужно приходить к финансовой дисциплине, направлять средства Нацфонда только на стратегические цели и в целом иметь реалистичную стратегию увеличения активов Нацфонда, – сказал Маулен Ашимбаев.

Председатель Сената отметил также, что поддерживает финансирование Нацфондом базовых инфраструктурных и других стратегических расходов. Но вмес­те с тем необходимо выполнять поручения Главы государства по доведению Национального фонда до 100 млрд долларов

– Сейчас мы видим тенденцию уменьшения средств Национального фонда. За последние 8 лет средства нашего Нацфонда уменьшились с 73 до 57 миллиардов долларов, то есть идет тенденция на уменьшение. В то же время задача стоит противоположная – на его увеличение до 100 миллиардов долларов, – подчеркнул Маулен Ашимбаев.

КУДА ВЕДЕТ ИНФЛЯЦИЯ?

Сенатор Султанбек Макежанов встревожен ростом цен и инфляции. Целевой коридор годовой инфляции был определен от 7,5 до 9,5%, тогда как в январе текущего года годовая фактичес­кая инфляция достигла 20,7%, а в феврале – уже 21,3%, то есть первые два месяца года показали трехкратное превышение от установленной цели. Более того, Национальный банк в свою очередь прогнозирует иной предел уровня инфляции, то есть отличный от правительственного, и он составляет от 9 до 12%. При этом Нацбанк оговаривает, что данный предел в базовых сценариях прогноза определен без учета указанных факторов.

– В отношении уровня инфляции, установленной Национальным банком, также возникают сомнения в их реалистичности. Поскольку пока будут иметь мес­то вышеуказанные факторы, они и сегодня, и в дальнейшем будут оказывать мощное давление на инфляцию. Представленные Правительством и Национальным банком пределы годовой инфляции в разных значениях напрямую указывают на несог­ласованность государственных органов, – считает сенатор.

Коллегу поддержал спикер Маулен Ашимбаев. Он констатировал, что рост цен на потребительские товары зачастую связан с непрозрачными схемами, действующими на границе, в частнос­ти на казахстанско-китайской границе, откуда идет основной процент товаров.

– Чем больше там будет пробок, сложных ситуаций, очередей, тем больше там будет посредников, тем больше там будет коррупции, поборов, и эти все поборы ложатся в конечном итоге на потребителей. Расчищая ситуацию на границе, убирая какие-то преграды, каких-то посредников, мы способствуем тому, что цена будет ниже. В этой связи хотел бы отметить, что в последнее время участились жалобы от предпринимателей на то, что очень долго машины стоят на границе. В этой связи пришло время выполнить поручение Главы государства. Сенаторы готовы этим заняться, навести порядок для того, чтобы снизить себестоимость перевозки через казахстанско-китайскую границу, – сказал Маулен Ашимбаев.

Спикер призвал уполномоченные органы провести соответствующую работу на этих участках.

– В соответствии с поручением Главы государства с этим нужно жестко разбираться, автоматизировать все процессы, я не думаю, что китайская сторона против этого. И убрать все создаваемые препоны со стороны таможни и других структур на границе. Это один из факторов, который влияет на цены в нашей стране. И мы этот фактор можем устранить. Он искусственный во многом. Пандемия завершилась, китайская сторона изменила свою политику, а очереди на границе остались, – сказал спикер.

Среди недочетов, на которые указали сенаторы, и то, что при формировании республиканского бюджета и его уточнении не учитывается решение региональных проблем, заложенных в комплексных планах развития регионов. Как сказал сенатор Алибек Наутиев, реализация мероприятий комплексного плана регионов не коррелируется с нынешним законопроектом по уточнению республиканского бюджета. Прежде всего это касается вновь созданных облас­тей, к примеру области Улытау – строи­тельство Уйтас-Айдосского подземного водозабора, создание ветеринарной лаборатории, строительство больницы в селе Улытау. По его мнению, при планировании расходов регионального характера у Правительства отсутствуют системный подход, последовательность в решении ключевых проблем в регионах.

В уточненном бюджете на строи­тельство и реконструкцию систем теплоснабжения и на развитие тепло- и электро­энергетики в целом предусматривается 143,7 млрд тенге. Вместе с тем результаты независимого технического аудита электрических станций Правительство обещает представить к концу первого квартала текущего года.

ПРОБЛЕМЫ РЕШАЮТ В ПОЖАРНОМ ПОРЯДКЕ

Затронули сенаторы и вопрос износа основного оборудования электростанций, который сегодня достигает 57%, а в отдельных регионах этот показатель достигает 88%.

– Средний износ оборудования ТЭЦ, который увеличивается с каждым годом, достиг 66%. При этом практически 60% ТЭЦ (22 из 37) находятся в частной собственности. На такие проблемы критического характера необходимо выделять средства из бюджета в приоритетном порядке и в полном объеме, так как запоз­далое решение накопившихся проблем может способствовать возникновению угроз для обеспечения дальнейшего эффективного развития регионов, – констатировал Алибек Наутиев.

Депутаты говорят, что сложившаяся практика по решению многих проблем постфактум или, как говорят, в пожарном порядке свидетельствует об отсутствии должной коммуникации между «центром» и регионами. На региональные проблемы Правительство зачастую обращает внимание только после критики Главы государства или общественного резонанса.

– Сегодня мы приняли закон об уточнении республиканского бюджета на 2023 год, в который мы внесли ряд поправок в целях реализации задач, поставленных Главой государства. В их числе развитие регионов, аграрного сектора, энергетики, решение социальных вопросов. На развитие инфраструктуры регионов к ранее выделенным средствам дополнительно направляются 240 миллиардов тенге. Это преж­де всего вопросы развития сельских территорий, обеспечение населенных пунктов водой, развитие городских окраин. Аварии этой зимой выявили высокий уровень износа объектов теплоэнергетики. В соответствии с поручением Главы государства на строительство и реконструкцию теплоэнергетической системы страны дополнительно выделяются 144 миллиарда тенге. На поддержку аграрного сектора направляются еще 233 миллиарда тенге. Эти средства будут использованы для льготного кредитования инвестиционных проектов в АПК, – отметил Маулен Ашимбаев, подчеркнув, что поставленные задачи должны быть выполнены качественно и в установленные сроки.

По словам спикера Сената, рес­публиканский бюджет имеет выраженную социальную направленность. Примерно половина расходов государства традиционно направляется на социальную сферу. Вместе с тем в уточненном бюджете около 300 млрд тенге выделяются дополнительно для модернизации сельского здравоохранения, обеспечения граждан лекарствами, строительства в регионах объектов культуры и спорта, повышения социальных пособий, в том числе для лиц с инвалидностью.

Маулен Ашимбаев также наз­вал ряд основных проблем, поднимаемых сенаторами и требую­щих оперативного решения.

– Во-первых, необходимы жесткие меры для сдерживания инф­ляции. Мы должны научиться жить по средствам. Должна быть ответственность за неэффективное использование бюджетных средств. Все незаконные накрутки посредников, коррупционные схемы ложатся в цену товаров и услуг для населения. И они должны сразу пресекаться. Во-вторых, решение проблем инф­раструктуры – одна из основных обязанностей госорганов. В первую очередь это вопросы, связанные с тепло- и электроснабжением. В прошлые годы в этой сфере по разным причинам не были приняты соответствую­щие решения и средства свое­временно не выделялись, что в результате привело к авариям и чрезвычайным ситуациям. В итоге страдают наши граждане. Нужно срочно менять эту ситуацию. И третье, в рамках существующих программ важно решить вопрос финансирования бизнеса. Необходимо наращивать кредитование реального сектора и в то же время ограничивать рост потребительских займов. Надеемся, что в предстоящий период в этом направлении будет осуществляться системная работа, – резюмировал спикер Сената.

В ходе пленарного заседания депутатами также были приняты поправки в некоторые конституционные законы по вопросам административной реформы. Законы нацелены на совершенствование системы госуправления путем децентрализации полномочий центральных государственных органов.

По итогам двух чтений на заседании Сената депутаты рассмот­рели и приняли в обновленной редакции Социальный кодекс РК и три сопутствующих ему закона.

– Социальное обеспечение – одна из ключевых задач государства. Сегодня мы приняли Социальный кодекс и сопутствующие ему законы, которые будут формировать новую социально-правовую политику в этой сфере. По поручению Президента страны будет внедрен ряд социальных механизмов по обеспечению повышения благосостояния граждан. В частности, цифровая семейная карта будет использоваться для предоставления граж­данам социальных гарантий в проактивном формате. Предусмотрено совершенствование механизмов социальной поддержки семей и оказания специальной социальной помощи. Также включены положения по расширению доступа к специальным социальным услугам для лиц с инвалидностью и усилению их социальной защиты. Считаем, что принятые законы внесут значительный вклад в решение общественно значимых проблем и формирование справедливой социальной политики, – прокомментировал принятые законы Маулен Ашимбаев.

Наряду с этим сенаторами были рассмотрены и ратифицированы три международных соглашения.

Председатель также подвел итоги деятельности палаты в связи с исполнением Сенатом функций Парламента по принятию законов и конституционных законов.

– Согласно Конституции, в период временного отсутствия Мажилиса функции Парламента по принятию конституционных законов и законов были возложены на Сенат. За эти два месяца Сенат принял 36 законов, девять из них были разработаны по инициативе депутатов. В целом принятые за этот период законы направлены на решение задач, обозначенных Президентом страны, и других ключевых проблем. Уверен, что они будут способствовать повышению благосостояния граждан, обеспечению финансовой и социальной стабильности страны, а также совершенствованию государственной правовой политики, – зак­лючил Маулен Ашимбаев.

Популярное

Все
Управление популяцией сайги следует начать с обводнения естественных ареалов ее обитания
Турнир Большого шлема в Астане
Участники марафона-байги «Ұлы дала жорығы» преодолели половину пути
Известному политическому деятелю, журналисту, политологу Куанышу Султанову исполнилось 80 лет
Будущее – за цифровыми активами
Угнал велосипед и  поплатился
На Уральской ТЭЦ запущена новая турбина
Национальные виды спорта: традиции и современность
На страже здоровья – искусственный интеллект
Быть или не быть в элите?
Творческая академия зажигает звездочек
Он был настоящим...
Вечно живые
Попуски завершены – пойма затоплена
Туриндустрия: нужен научный подход
Указ Президента Республики Казахстан О награждении
Стартовала Неделя репродуктивного здоровья
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о реализации проекта ветровой электростанции
Чтобы земля работала
Погодные условия пока благоприятны
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
Профессионал, с которым повезло работать
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
Человек-легенда
В Минобороны обратились к казахстанцам
В Алматы торжественно открыли музей военной техники
Птица счастья: клип башкирской группы Ay Yola оценили в Казнете
Ветераны Мангистау примут участие в военном параде в Астане
Страховая медицина: вопросы без ответов
Стартовал первый в республике лесоклиматический проект
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Как убивали Шерзата Болата
Астана становится центром ивент-туризма
Нет дружбы крепче фронтовой
Говорят правнуки солдат Победы
Граждан Китая вызволили из солончаковой западни в Костанайской области
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта, а также исключения излишней законодательной регламентации

Читайте также

Главный человек в каждой судьбе
На Уральской ТЭЦ запущена новая турбина
Медсестра - это призвание
В Комитете госдоходов подвели итоги запуска таможенной инфо…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]