Династийный некрополь находится в черте города, недалеко от поселка Боралдай, на площади в 430 га. Его возраст берет начало в 8–3 веках до нашей эры. Самый большой из курганов достигает в диаметре 150, а в высоту 14 метров. Добавлю, что музей под открытым небом является самым крупным не только в Казахстане, но и в СНГ. Этот памятник эпохи раннего железа сегодня находится под юрисдикцией Музея истории города Алматы. Вся его территория ограждена, а входная группа выполнена в виде двух оригинальных сторожевых башен. Рядом планируют разбить красивый парк: во время пресс-тура журналистам доверили посадить первую аллею из саженцев рядом с входной группой.
Интересно, что курганы еще называют пирамидами кочевников. Специалисты говорят, что при их строительстве удивительным образом были использованы конструктивные особенности, схожие с египетскими. Причем сакскую элиту и вождей усуньских племен в Боралдай привозили хоронить издалека. Сохранились сведения, что здесь погребали знать не только из Семиречья, но из Алтая, Причерноморья и других мест. Некрополь являлся сакральным центром для всего скифо-сибирского мира.
Главный научный сотрудник Института археологии им. А. Маргулана Жолдасбек Курманкулов рассказал, что в прошлом году здесь провели геомагнитное сканирование 200 гектаров из 430. Исследование показало не только погребальные конструкции, но и остатки поселений. Правда, окончательный анализ сканирования может потребовать нескольких лет. «Мы сейчас копали землю под саженцы и обнаружили зуб лошади и каменный нож», – добавил специалист. По его мнению, курганы, скорее всего, уже ограблены. Причем ограблены в сакские времена, когда золото и особенно железо, были в огромном дефиците. В погоне за железными доспехами и вооружением древние грабители часто делали подкопы.
Ученый секретарь музейного объединения Алматы археолог Мурат Нурпеисов сообщил, что вокруг курганов находились каменные кольца – менгиры. Но они были снесены еще в советское время. К слову, вокруг Стоунхенджа также установлены менгиры, которыми маркировали определенные направления. Вполне возможно, что каменные кольца Боралдайского некрополя тоже означали календарно-астрономические знаки. Вокруг курганов, которые имели полифункциональное значение как религиозные храмы, скорее всего, происходили ритуальные обряды. Но менгиры снесены, и это осложняет исследование.
– Я против того, чтобы раскапывать курганы, – говорит Мурат Нурпеисов. – Нельзя разрезать холмы пополам, чтобы затем туристы могли из-под стекла рассматривать захоронение, предметы из могилы.
Ученый добавил, что Боралдайский комплекс необходимо сохранить в неприкосновенности. И вместо раскопок применять инновационные технологии. К примеру, такие, как геомагнитное сканирование, которое провели в прошлом году. На основании постмодернистского понимания науки и знаний ученый настаивает на сохранности некрополя. Он уверен, что дать представление о минувшей эпохе, жизни легендарных саков и усуней можно и другим способом, без превращения их могил в зрелище.
Древние племена строили курганы и приходили к ним, как наивысшему месту для общения с Небом. Так давайте уважать ценности минувших эпох, призывает ученый. И задумаемся: более цивилизованными являлись саки, чтившие своих усопших соплеменников, или мы, желающие зрелищ из останков наших предков?..