На одной волне

612
Сергей Наговицын

The Spirit of Tengri бьет рекорды по количеству посетителей

 

фото Юрия Беккера

Начало

С самого утра тучи сгущались над Алматы: они ползли с гор, наплывали из-за Кок-Тобе, свивались в темнеющее покрывало над городом, словно проверяя: а хватит ли у музыки силы, чтобы развеять нависшую над городом мглу? Хватило. Не разогнать, так утешить. Не развеять, так договориться. Spirit of Tengri в очередной раз оказался не просто фестивалем, а мисти­ческим действием, где громоздкие небесные купола плавились под звуками музыкальных инструментов, а дождь, набрав в грудь влаги, так и не решился смыть собравшихся с площади. Лишь в финале первого дня он все-таки брызнул – но не испортил, а подтвердил: духи слышат. И не просто слышат, а вслушиваются.

Реальный движ начался с монтажа сцены, установки оборудования, обустройства всех зон активностей, включая наличие элементарных удобств. Все для того, чтобы пространство предстоящего действа слилось с дыханием города. Площадь Абая пробуждалась не в ритме часов, а в соответствии с тактом предстоящей мистерии – сцена перед Дворцом Республики стояла не как подмостки, а как жертвенник, вознесенный небу, земле и памяти предков.

Ряды ремесленников, выстроившиеся по краям площади, напоминали караван-сарай, в котором не продают, а производят натурообмен. От руки к руке – бубны, варганы, ожерелья, шаманские колокольчики, кожаные браслеты с тюркскими рунами, кольца с янтарем, обереги на случай ветра, дождя и прочих превратностей. Все будто бы не имело цены, но имело значение. Все – с историей. И даже если она не рассказывалась словами, она жила в шуршании кожи, в прохладе и блеске металла, в запахе сушеных трав, вплетенных в амулеты.

Порог инициации

Все вокруг – от палаток до сценической акустики – вибрировало, словно на частоте, чуть превышаю­щей слышимое. Пространство становилось порогом. И каждый, кто переступал его, становился не зрителем, а час­тью большой трансформации. Реальность смещалась, мир приоткрывался.

Открыли фестиваль Steppe Sons в коллаборации с SAMRATTAMA и Dudeontheguitar – и это было не вступление, а вызов, не приветствие, а боевой клич. «Сыновья Степи» не подкачали – наоборот, накачали публику не хуже грозового фронта.

Но если тучи давили свинцом, то их музыка звенела серебром. С первых аккордов домбры и переливов флейты, с первых ударов барабанов и протяжных стонов кобыза воздух стал гуще. Не звук, а густой бульон из ритма, первородных инстинктов и внутреннего напряжения.

На сцене – вспышки света и живой калейдоскоп костюмов: изумрудно-зеленый, малиновый, золотой – не просто цвета, а спектр настроений, от эйфо­рии до священного трепета. Танцовщица на экране будто сошла с орнамента древнего ковра – плас­тичная, сияющая. И весь этот вихрь передается залу: толпа перед сценой – как вскипающий котел, где перемешались люди, ритмы и надежды. Цент­ральный экран сцены – будто портал, пульсирующий светом и узорами. В центре – круг, а в нем – сердце. Сердце Tengri. Серд­це фестиваля. Серд­це каждого, кто сегодня стоит на площади, потому что в этот момент никто не остается в стороне. Все внутри. Все участники.

Музыка как магия

И если музыка – это форма магии, то в этот вечер заклинание сработало. Домбра отзывалась в ключице, кобыз отдавался в позвоночнике, барабаны били точно в грудную клетку. Казахстан­ские исполнители не просто прогревали толпу – они ее перезагружали.

– Это не просто фестиваль, это уже легенда, – говорит ­Муратбек Раманкулов из группы Steppe Sons. – Нам посчастливилось быть частью этой легенды не первый год. Мы дружим с коман­дой организаторов, этой сценой и этой энергией. Стараемся принимать участие в каж­дом фес­тивале, потому что для нас это не гастроли, не концерт, а своего рода ритуал. Каждое выступ­ление здесь как молитва. Нам выпала честь открывать фестиваль. Это, конечно, колоссальная ответственность, но и невероятная благодарность. Мы искренне старались передать то, что носим внутри: дух степи, голос предков, силу мелодии, которая не знает границ. Наде­емся, зрители почувствовали этот посыл. Мы вложили в эти звуки не просто свое мастерство, но и душу.

Дальше толпа перед сценой только росла. Диджеи MNTPNSR и ArsenSuperfly между выступ­лениями коллективов плели музыкальную паутину, извлекая ритмы и звуки из своих установок, словно deus ex machina. Музыкальная эстафета продолжалась, и каждый новый коллектив не просто сменял предыдущий, а вплетался в общую ткань дейст­ва, будто дух, перетекающий из одного шамана в другого.

Вторым в пространство Tengri уверенно вошел Kalander – совместный проект музыкантов из России и Великобритании. Они не просто играли – они выстраи­вали звуковое пространство как храм без стен, где древние обряды и совре­менная электронная эстетика не сталкивались, а обнимались. Их музыка не спрашивала, откуда ты, – она отвечала, откуда все мы.

В голосе вокалиста – отголоски северного заклинания, в ритмах техно – эхо костра. Глубокий бас сочился из динамиков как теп­лая смола, струился под кожу, оседал в груди. Это было не выступление, а перезапуск системы – внутренней, культурной, эмоциональной.

Ярмарочный фолк и Тень под храмом

Следом на сцену вышли Kalascima – и воздух сменил гус­тоту. Итальянские ритмы, щедро­ замешанные на фольклоре, поднимались, как пар из чаши с горячим вином. Было в их музыке что-то ярмарочное, праздничное, но с оттенком древнего заклинания. Тамбурины отзывались эхом средиземноморских деревень, электронные вставки – как переливы света на воде. Они не играли в фолк – они в нем жили.

А потом – Killabeatmaker. Имя, звучащее как тэг на стене мегаполиса, за которым кроется целая звуковая мифология. Латинская Америка, которую он принес с собой, не была туристическим клише. Это была Латинская Америка в ритме улиц, в пульсации гетто и дыхании Амазонки. Афробит, электроника, хип-хоп – все это в его треках не просто сочеталось, а смешивалось, как кровь в жилах континента. Его звук – урбанистичный, агрессивный, откровенный – шел как ритм большого сердца, что бьется сквозь шум города. Пуб­лика пошла за ним сразу. И не отпустила.

Завершала первый день фестиваля группа Dosi – и все вдруг стало другим. Тише. Выше. Глубже.

Если Killabeatmaker звучал как улица, то Dosi – как тень под храмом. Их музыка была диалогом – не спором, а медитацией. Между древней Кореей и ритмами современного Сеула. Между флейтой и синтезатором. Между прошлым, которое шепчет, и нас­тоящим, которое дышит в такт. В голосе – пергаментная тоска старых времен, в ритме – городские пульсации неоновых трасс. Их сет был как купол, натянутый над вечерним небом, – прозрачный, но ощутимый. В эти минуты фестиваль не просто шел по графику – он разворачивался как эпос. И каждый музыкант становился главой в этой звуковой поэ­ме, написанной одновременно на всех языках мира.

Голос предков

Вторая волна фестивального шествия была как вечерняя звезда над юртой – яркая и родная. Пос­ле интернационального шторма ритмов наступило время для тех, чьи голоса звучат ближе к сердцу Центральной Азии, но не тише, а глубже.

– Мы с друзьями тут немного джемим, – улыбается Найман Нуратаев – с виду обычный посетитель, но в руках у него – барабан. – Жена сказала: «Возьми с собой», ну а я и не спорил, я ведь сам перкуссионист. Музыка – часть меня. Я стараюсь бывать на каждом Spirit of Tengri. И всегда я здесь, потому что это не просто концерт – это знаковое событие для города, для нас всех. Это точка притяжения. Большое и важное дело.

Открывать второй день на сцену вышел ARO – и город задышал степью. Не напевом, а пульсом. Его музыка – это не просто сочетание жанров. Это дух предков, прошедший обработку звуковой карты. Домбра в его руках – не ретро, а резонатор настоящего. Биты – как удары копыт по сухой земле. Голос – будто вышедший из ущелья, в котором эхом живут все времена сразу. ARO не играл – он вел за собой, как бы говоря: «Да, мы другие. И именно поэтому мы – свои».

Abbos продолжили звучание с новым акцентом – восточным, узбекским, лучистым. Их музыка как глиняный кувшин, наполненный специями, солнечным светом и бабушкиными напевами. Выступ­ление походило на праздник, что живет не в календаре, а в сердце.

– Салам алейкум всем казахстанцам! – с широкой улыбкой приветствует публику руководитель музыкальной группы Abbos Равшан Юносов. – Для нас Казахстан – это уже второй дом, особенно Алматы. Я приезжаю на Spirit of Tengri не впервые и каждый раз возвращаюсь сюда с ощущением, будто попал в свою стихию. Это не эстрада, не джаз. Это нечто глубже. И именно этим мне Spirit of Tengri особенно близок: он дает возможность услышать, как по-разному мы звучим, но это только объединяет наши страны и народы.

Когда сцена замирает

А потом – он. Далер Назаров. Когда он выходит на сцену, время замирает. Площадь становится тише, а небо – ближе. Его голос –не песня, а знак. Его мелодии – не композиции, а звуковые письма из Таджикистана, пропитанные горами, садами, молитвами и памятью. И люди замолкают не из вежливости, а из уважения, потому что каждый аккорд – как прикосновение к чему-то святому. Потому что Далер – не артист, а хранитель звука, который никто другой уже не донесет.

Но фестиваль – это не только ностальгия. Это и манифест будущего. Его произнесли AY YOLA – голос поколения, выросшего одновременно в вайфай-сети и на сказаниях дедушки. Их музыка – не фьюжн, а сплав. Электронный ритм встречает народное пение, старинные мотивы идут рука об руку с цифровым звуком. Их треки – как мемы с душой, как TikTok с родословной. И публика это чувствовала – подпевала, подтанцовывала, поднималась.

Справа от сцены кружится хоровод. Нет, не так – хороводище! В нем в безудержном ритме танцуют студенты, менеджеры среднего звена, пенсионеры и школьники. В центре – дети: некоторые из них еще не вылезли из подгузников, кто-то держится за коляску, но тоже старается двигаться в ритме музыки. Пока мы наблюдаем за этой картиной, кто-то рассказывает, что уже полчаса назад к хороводу присоединились несколько человек из VIP-зоны. Сложно сказать, покинули ли они свою зону комфорта или наоборот – только тут ее по-настоящему обрели.

И вот когда казалось, что эмоции достигли предела, что мощнее, глубже, искреннее быть не может, на сцену поднимается то, что не играет, а проникает. OTYKEN – как ожившее предание, как дух племени, вернувшийся в XXI век, чтобы напомнить: корни не прячутся – они звучат.

Зал замер. Люди стояли как под заклятием. Только музыка – и дыхание. Только ритм – и внутренний отклик. Казалось, даже небо, набравшись терпения, замедлило облака, чтобы не нарушить вибрацию этого момента. Их выступление – откровение, данное в прямом эфире тысячам очевидцев. Здесь не было сценической маски – только сущность, только правда. И площадь, успевшая уже натанцеваться и напеться, вдруг напиталась для новой волны выброса эмоций, скандируя название группы...

Организаторы фестиваля сообщили: в первый день на The Spirit of Tengri пришло более двадцати тысяч человек, во второй – пятьдесят тысяч! Пятьдесят тысяч лиц, пятьдесят тысяч историй, слитых в одно дыхание. Это уже не просто фестиваль – это явление.

– Да, фестиваль растет, – говорит генеральный продюсер The Spirit of Tengri Константин ­Головин. – И по числу участников, и по масштабу, и по значению. Конечно, с такими цифрами логично встает вопрос: а не пора ли менять площадку? Но для нас площадь Абая – это не просто локация. Это сакральное место, где Tengri обретает свой голос. Мы не стремимся к гигантизму. Мы стремимся к смыслу. И пока дух фестиваля совпадает с духом этой площади, мы остаемся здесь. Это не ограничение – это наш выбор.

Популярное

Все
Под сенью Вечно Синего Неба
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Е-Qurylys обеспечит прозрачность
В страну завезли еще одну партию керкуланов
Будущее – в руках молодежи
Миссия на космическую станцию
На одной волне
Когда язык – это сказка
Поселок Актау готовится к 75-летию
Практика и погружение в профессиональную среду
Рост объема инвестиций в промышленность: как реализуются поручения Президента РК
Вот куда слетаются аисты!
Реформы, доступность, инновации: что меняется в отечественном здравоохранении
И хомяки целы, и дачники сыты
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан Об аквакультуре
Июнь открывает лето
Хотел быть хирургом и стал им
«Ювелиры» своего дела
Без предварительных договоров
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Назначен новый министр обороны Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Служебные квартиры и новую технику получили актюбинские спасатели
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Десятое дыхание
На перекрестках братских встреч
Дофаминовое счастье: как не угодить в ловушку зависимости
Раскопки археологического комплекса «Рахат» привлекли внимание гостей из Китая
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Дожди с грозами накроют большую часть Казахстана
Во имя идеалов добра и милосердия
Восточный путь Турсуна Султанова
Половину из возвращенных государству 12,2 млн га земель распределили для пользования
Нужны прогнозы на 20 лет вперед
Главе государства поступают телеграммы по случаю праздника Курбан айт
Президент поздравил казахстанцев с праздником Курбан айт
Астана и Лондон продлили военное сотрудничество до 2026 года
Безглютеновая диета нужна единицам, а запреты на сахар и жиры могут ухудшить ваше состояние
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков

Читайте также

Новая спасательная станция на реке Жайык показала свою эффе…
Более 186 тыс. казахстанцев получили работу с начала года
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Доступ к правосудию для каждого

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]