​Ни уехать, ни пройти

716
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область

От плохого к хорошему и обратно

– Присаживайся, – показывает на лавочку рядом с собой Сакен Жунусов. – Маршрутка будет через полчаса. Или минут через 40.

На моем смартфоне 11 часов дня, на наручных часах пенсионера такое же время. Вроде как рабочий полдень, самый разгар.

– После десяти утра и до трех часов дня сложно уехать, – пояс­няет пенсионер. – Если некогда ждать, лучше спуститься на конечную остановку, там много автобусов.

Сакен Увалиевич – старожил микрорайона улицы Кожедуба. Он помнит, как в 1985 году здесь появилась первая многоэтажка, квартиры в ней получали милиционеры. В последующие 9 лет один за другим рядом выросли еще 3 дома для сотрудников органов внутренних дел и работников маслозавода им. Красина. На этом освоение пустыря у подножия Аблакетских гор закончилось.

– Хотя можно и дальше строить, – утверждает аксакал. – Посмотри: почти центр города, а земля чем занята? Развалины, брошенные конторы. А когда-то ведь здесь планировали современный район.

Место на самом деле отличное. Микрорайон из четырех многоэтажек даже в сентябре утопает в цветах. Во дворах – много детворы. Под боком гора с надписью «Казахстан» и большим флагом страны – одна из достопримечательностей Усть-Каменогорска. С ее вершины город как на ладони. Здание акимата вообще кажется таким близким, будто на расстоя­нии вытянутой руки.

Общаться со знающим человеком, конечно, приятно, но время идет, а маршрутки не видать…

– Я на прием к врачу выхожу на два часа раньше, – со вздохом поясняет пенсионер. – Ходить на дальнюю остановку не могу, ноги болят. Поэтому жду здесь, иногда час сижу.

В местном КСК сразу подтверж­дают: транспортная проблема – больная. В органы исполнительной власти из года в год летят коллективные жалобы. Председатель кооператива Антонина Гречаник показывает, например, письмо от декабря 2017 года с десятками подписей на нескольких листах. «Просим оказать содействие в соблюдении графика движения маршрутки», – значится в обращении. В папке таких обращений целая стопка, их писали в 2016 году, в 2015-м…

– Сначала мы просили, чтобы хоть один маршрут пустили, – рассказывает руководитель КСК. – Уехать можно было только с остановки в районе Пристани, а до нее примерно километр топать. Улочка узкая, крутая. Зимой страшный гололед. Нужно переходить через железную дорогу. Составы ходят часто, есть риск попасть под поезд.

Власть, к слову, людей в тот раз услышала. В «нулевые» на улицу Кожедуба начали ходить микроавтобусы. Жильцы в порыве благодарности даже дружным коллективом посетили акимат, сказали спасибо.

– А сейчас люди снова жалуются, – отмечает председатель. – Маршрутки ходят все реже.

Проблематично, сложно, нереально

В конце прошлого года жители микрорайона получили очередной ответ из городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

Представители власти заверили: график движения транспорта урегулирован, с водителями проведена разъяснительная работа. Это оптимистичное послание в КСК хранят рядом с другими любопытными бумагами. В июне пенсионеры-активисты в течение нескольких дней вели на остановке дежурство и дедовским способом – авторучкой заполняли на листочке графы «прибыл» и «убыл».

В итоге подтвердилось то, что каждый знал и так: после 9 утра уехать на маршрутке проблематично, после 11 часов – крайне сложно, а после 19.00 – нереально. Спрашивается: для кого на остановке повесили табличку с расписанием, где максимальный интервал не превышает 20 минут?

– Такой общественный транс­порт никого не устраивает, – резюмирует глава КСК. – В целом у нас в четырех домах больше 400 квартир, много пожилых людей, еще больше молодых семей с детьми. Мы посчитали, у нас только школьников больше 130. В отделе ЖКХ знают, как они ездят в школу или как мамы с детьми добираются в детский сад?

Действительно, как? Правильней всего увидеть все своими глазами. Отправляюсь в район Пристани, где останавливается масса автобусов. Именно туда по утрам несется основной поток «кожедубовцев». Путь идет по улице с почти нью-йоркским названием Третья. На деле – это проулок между частными домами с промоинами, лужами, дождевой грязью по колено, кучами наваленной золы.

Пешеходной зоны нет, из-под колес автомобилей фонтанируют брызги. Соседняя улица – Черняховского – чуть шире, но с более активным движением. Тротуаров, разумеется, тоже нет. Обочины в мусоре, зарослях. Обе улочки упираются в железную дорогу. Набитая тропа тянется прямо по путям и дальше идет круто с откоса.

– В конце улицы мостик, – подсказывает спешащий на остановку молодой человек. – Там легче спускаться. А здесь все просто сокращают путь.

– А как зимой?

– Зимой скользко, – говорит парень. – И опасно. Если сильный ветер, сигнала тепловоза не слышно.

Один несчастный случай здесь уже произошел. Несколько лет назад под поезд попал молодой мужчина – был в наушниках, не услышал гудка.

Не вариант

Ясно, что пенсионерам с их слабыми ногами до автобусов в район Пристани не дойти. Антонина Гречаник показывает еще одну бумагу от горотдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог: жильцам микрорайона рекомендована «ближайшая остановка на улице Пушкина в 700 метрах, что находится в зоне пешеходной доступности «согласно требованиям санитарных норм и правил». Проверяем и этот маршрут.

Во-первых, по навигатору расстояние минимум на 100 метров больше. Мелочь? Но когда на улице лед, мороз и ветер, каждый метр идет за десять. Во-вторых, как дойти? Тротуаров нет. Все идут по обочине, а в распутицу и в снег – по проезжей части. Других вариантов нет. Такая вот «доступность».

– Мы узнавали в поликлинике, к которой относится наш микрорайон, – говорит председатель КСК. – Медики говорят, что на общественный транспорт жалуются жители еще 12 улиц соседнего частного сектора. В целом с этими проблемами сталкиваются больше четырех тысяч человек. Врачей это не радует. Пожилым людям бездорожье здоровья точно не прибавляет.

Редакция «Казправды» попросила представителей исполнительной власти Усть-Каменогорска прокомментировать ситуацию. Заместитель руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нуржан Жапбаров письменно пояснил: в данное время ТОО «Научно-исследовательский центр транспорта и коммуникаций» за счет средств, выделенных из областного бюджета, проводит обследование маршрутной сети Усть-Каменогорска.

По его результатам будут даны рекомендации по существующим и новым маршрутам, отметил заместитель руководителя.

Кроме того, как проинформировали в отделе, возможность обустройства пешеходных тротуаров можно рассмотреть в рамках проекта благоустройства дворовых территорий на 2019–2020 годы.

«В комплекс работ включаются ремонт асфальтобетонного покрытия внутридворовых и внутриквартальных проездов с расширением проезжей части», – значится в ответе отдела. Кроме того, проводятся освещение, обу­стройство парковок, спортивной и детской площадок с резиновым покрытием, тротуаров, ограждений, площадки для белья и контейнерной площадки для твердых бытовых отходов. Выполняются вырубка деревьев, озеленение.

Отличный вроде проект. Правда, как подчеркнули в отделе ЖКХ, для того, чтобы поучаствовать в нем, нужно выполнить ряд условий. Например, оформить протокол общего собрания собственников квартир, зарегистрировать кондоминиум, заключить договор безвозмездной аренды дворовой территории, оснастить многоэтажки общедомовым прибором учета тепла, установить на территории камеры видеонаблюдения…

Мягко говоря, странные условия… Вот каким, интересно, макаром общедомовой счетчик тепла поможет строительству безопас­ной пешеходной дорожки?

– Сколько акимов города было, все обещали сделать нам дороги, тротуары, решить проблему общественного транспорта, – заключает Антонина Гречаник. – Мы пытаемся сами латать ямы, гравий засыпаем. Даже в метрах подсчитали, сколько надо бордюров заменить. Каждый год пишем. Нам отвечают: «Заложено в смете на следующий год». И этот следующий год повторяется и повторяется.

…Если верить часам в моем смартфоне, то в ожидании марш­рутки прошло полчаса.

– Уходишь? – понимающе смот­рит аксакал. – Ну и правильно, здесь еще долго можно прождать. Но ты в газете напиши: мы наде­емся на лучшее. Надеемся, что в акимате о нашем микрорайоне все-таки вспомнят. 

Популярное

Все
Будущее – за цифровыми активами
Турнир Большого шлема в Астане
Известному политическому деятелю, журналисту, политологу Куанышу Султанову исполнилось 80 лет
Управление популяцией сайги следует начать с обводнения естественных ареалов ее обитания
Участники марафона-байги «Ұлы дала жорығы» преодолели половину пути
На страже здоровья – искусственный интеллект
Он был настоящим...
Национальные виды спорта: традиции и современность
Творческая академия зажигает звездочек
На Уральской ТЭЦ запущена новая турбина
Угнал велосипед и  поплатился
Быть или не быть в элите?
Туриндустрия: нужен научный подход
Вечно живые
Стартовала Неделя репродуктивного здоровья
Попуски завершены – пойма затоплена
Указ Президента Республики Казахстан О награждении
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о реализации проекта ветровой электростанции
Погодные условия пока благоприятны
Чтобы земля работала
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
Профессионал, с которым повезло работать
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
Человек-легенда
В Алматы торжественно открыли музей военной техники
В Минобороны обратились к казахстанцам
Птица счастья: клип башкирской группы Ay Yola оценили в Казнете
Ветераны Мангистау примут участие в военном параде в Астане
Страховая медицина: вопросы без ответов
Стартовал первый в республике лесоклиматический проект
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Как убивали Шерзата Болата
Астана становится центром ивент-туризма
Нет дружбы крепче фронтовой
Говорят правнуки солдат Победы
Граждан Китая вызволили из солончаковой западни в Костанайской области
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта, а также исключения излишней законодательной регламентации

Читайте также

Защитить лес от пожара
Казахстан – ОАЭ: нацеленность на долгосрочное партнерство
В расчете на мощный мультипликативный эффект
Главный человек в каждой судьбе

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]