О чем может рассказать ковер?

1952
Алия Икамбаева, Петропавловск

Под таким названием они организовали выставку нацио­нальных ковров.

Каждая мастерица вкладывает в творение свой замысел. Раньше мамы и бабушки, соз­давая ковры в приданое дочерям, «закладывали» пожелание долгой и счастливой жизни. Чем сильнее была материнская любовь, тем искуснее и красивее получалась работа. О судьбе девушки после замужества матери также узнавали из ее тканых подарков. По обычаю родным присылали ковры и алаша (разновидность коврового изделия), своего рода зашифрованные послания.

– В то время не было почты, и молодая женщина ткала письмо. Если ее жизнь не складывалась, она использовала блеклые цвета и скудный узор. Родители сразу понимали, что у нее не все хорошо. И, напротив, если она использовала яркие краски, узоры с цветами и особенно с птицами, то они понимали – дочь счастлива. Ее душа парит, как птица в небе. Они радовались за нее, – рассказывает экс­курсовод музейного комплекса «Резиденция Абылай-хана» Назгуль Бисембина.

Казахи издревле придавали большое значение цвету и орнаменту. По словам главного хранителя фонда музейного комплекса Людмилы Шерауховой, на выставке представлены ворсовые и безворсовые ковры, алаша и баскуры.

– Они считались достоянием каждой семьи, семейной реликвией, а секреты ковроткачества бережно передавались из поколения в поколение. Ковры из ворса изготавливали в основном в южных регионах страны. Для них характерно наличие бордюра и центральной части орнамента, узор мог быть растительным или геометрическим. А безворсовые ткали повсеместно. На них ткачихи, как правило, использовали зооморфные орнаменты, символы предметов быта, геометричес­кие фигуры.

Если внимательно присмот­реться, то можно увидеть эти отличия. В целом в узорах выделяют 4 мотива: зооморфные – рога животных, космогоничес­кие – солнце, звезда, полумесяц, геометрические – ромб, косая линия, треугольник и так далее, растительные – цветы, листья, побеги. Окружающий мир для мастериц служил источником вдохновения. На ковре можно увидеть целую историю.

– Вот, например, на ковре на черном фоне изображен зооморфный узор зеленого цвета, растительный орнамент – это цветы, космогонический узор в центре – звезды. А еще мастерица изобразила лес и горы. Это большая история, и до конца она не исследована, не расшифрована, – рассказывает Назгуль Бисембина. – Еще предстоит выяснить, что означают те или иные элементы.

На другом ковре мастерица изобразила рога барана, или, как говорят, кошкар муйиз – это символ благополучия и дос­татка. Так издревле казахские женщины выражали пожелание благополучной жизни семье. И по сей день сохранилась эта традиция. Узор мы встречаем повсеместно: на одежде и посуде. Данный узор на ковре идет вкруговую, что можно понимать как пожелание долгой, бесконечной жизни – чтобы род не прерывался. Есть интересное предположение об орнаменте. Некоторые ученые связывают кошкар муйиз с богиней Умай – древнейшим архетипом великой матери. Такой вот культурный код кочевников.

– Интересен и ковер, на котором изображены 4 креста, но это не имеет к религии никакого отношения. Они означают 4 стороны света, а также объединение мужского и женского начала, неба и земли, – поясняет экскурсовод.

Посыл несет и цвет, который использовали мастерицы. Крас­ный – как символ жизни, желтый – мудрости и богатства, зеленый – юности и весны, а белый демонстрировал чистоту помыслов и счастье. В ворсовых коврах в основном преобладает красный цвет. Длина ворса варьировалась от 3 до 18 мм. И чем плотнее был соткан ковер, тем больше он ценился.

Рукодельницы степи использовали натуральные растительные красители и материалы: овечью, козью и верблюжью шерсть, а также шелк, хлопок или лен. Порой их комбинировали. Все зависело от идеи и фантазии той, кто ткала ковер, алаша или баскур (узорчатая вытканная тесьма для оформления юрты). Алаша, как правило, стелили на пол. А ковры чаще вешали на кереге. Они имели не только эстетическую функцию, но и практическую: защищали от сквозняков, служили звукоизоляцией в юрте.

Ворсовые ковры ткали на горизонтальных самодельных станках, а безворсовые – еще и на вертикальных. Алаша же ткался на узконавойном станке (ормек). Это древнее ремесло сегодня, к сожалению, забывается. И привлечь внимание к нему пытаются в музее.

В век современных технологий качество ручной работы ухудшается. Многие ремесленники не интересуются историей и традициями ковроткачества. Например, используют орнаменты там, где их не должно быть. Женские орнаменты час­то можно увидеть в мужской одежде и наоборот. Поэтому современным мастерам советуют чаще посещать музеи. Обогатят такие экскурсии духовно и тех, кто желает больше узнать о наследии предков.

Популярное

Все
Нужны специальные знания
В Шымкенте прошел Международный конгресс кардиохирургов
Архитекторы новостей: как создавалась история «Казинформа»
Серебряные награды из Брно
Газ становится доступнее
Более 12 000 туристов приедут на концерт Backstreet Boys в столице
Медиафорум Клуба журналистов АНК прошел в Астане
Аварий стало меньше
Свыше 98% госуслуг в регионе оказывают в электронном формате
Столице – эффективную инфраструктуру
В столице открылся первый экохаб
Реформа Парламента: нужны открытое обсуждение и взвешенное решение
«Кайрат» выходит в единоличные лидеры
Стадион для будущих чемпионов
Призыв к человечности, солидарности и гармонии
СОР 30: подготовка национальной климатической повестки
«Броня» от стагнации экономики
Технологии для развития
Идущий по линии света
Запасайтесь углем заранее!
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Цифровая трансформация судебной системы
Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в связи с утечкой данных Google
Шестью победами завершил Казахстан пятый день чемпионата мира по боксу
Участок улицы Кажымукана Мунайтпасова временно закроют в Астане
Apple презентовала iPhone 17
За счёт чего Казахстан собирается удвоить экономику к 2029 году, рассказал Жумангарин
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Фильм «QAITADAN» за неделю собрал более 400 млн тенге в кинопрокате
Политические реформы и цифровой суверенитет
Молодого мужчину убили в ночном клубе Астаны
Цена золота обновила новый рекорд
Состояние основателя Oracle увеличилось на $70 млрд за сутки
Контуры будущего определены
Музыка, объединившая народы
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Сегодня – День спорта
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]