Парадоксы автомобильного рынка

3856
Аскар Бейсенбаев

Несмотря на рекордный рост выпуска и приобретения казахстанцами новых легковых автомобилей, по дорогам республики в основной своей массе курсируют изрядно подержанные машины с большим километражем пробега.

фото из открытых источников

Для наглядности обратимся к статистике – хотя и немного разнородной, но все же дающей некоторое представление о положении дел в отрасли.

Начнем с Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам (stat.gov.kz). Только в июне текущего года на учет в стране было поставлено 180,1 тыс. единиц автотранспортных средств (по данным МВД РК). Это в 1,8 раза больше, чем годом ранее. Причем, что характерно, автобусов и грузовых автомобилей стало больше (в 2,3 раза), чем легковых автомобилей (рост в 1,7 раза).

Всего же по состоянию на 1 июля 2023 года количество зарегистрированного автотранс­порта в Казахстане составило 4 млн 951,9 тыс. единиц, из них 87,9% – легковые автомобили, 10% – грузовые и 2,1% – автобусы.

В этих цифрах примечателен тот факт, что в общей массе зарегистрированных легковых автомобилей преобладают машины, выпущенные свыше 20 лет назад, – 47,3%, от 10 до 20 лет – 22,9%, и лишь 6,1% автотранспортных средств имеют год выпуска менее трех лет.

То есть, судя по всему, по дорогам Казахстана в основной своей массе курсирует «автохлам», воздуха не озонирующий... Более того, беспристрастная статис­тика фиксирует, что нынче, по сравнению с предыдущим годом, количество легковых автомобилей старше 20 лет выросло на 8% – таковых теперь 2 млн 56,1 тыс.

Больше всего старых автомобилей зарегистрировано в Алматинской области – 323,4 тыс., Алматы – 185,2 тыс., Карагандинской (160,7 тыс.) и Жамбылской (157,1 тыс) областях.

Меньше стало и новых автомобилей. Их число сократилось на 14%. В антилидерах – Астана, Шымкент, Алматы и Туркестанская область.

Что и говорить, цифры впечатляют. Почти половина всего легкового парка Казахстана к июлю разменяла уже третий десяток. Возможно, именно этот факт не в последнюю очередь сказывается на высоких показателях аварийности. Не проходит и дня без жертв. Информационные агентства с пугающей регулярностью оповещают о смертельных случаях на дорогах. Только в минувшую субботу на автостраде Балхаш – Приозерск в ДТП погибли сразу девять человек!

А вот данные МВД. В прошлом месяце зарегистрировано 5 411 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 7 678 человек. И хотя по сравнению с 2022 годом их число уменьшилось, это нисколько не успокаивает.

Рекорды и лидеры

Как же бороться со «ржавыми ведрами» на дорогах? Для этого должно быть свое производство доступного по цене и качеству автомобиля. Что по этому поводу скажут автопроизводители?

Если говорить языком цифр, то по итогам первого полугодия 2023-го в Казахстане было выпущено 66,5 тыс. легковых автомобилей и легкой коммерческой техники. Это на 41,6% выше, чем за тот же период прошлого года. С учетом грузовиков и автобусов, по подсчетам Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), отечественный автопром произвел 73 тыс. 055 транспорт­ных средств.

Больше всего собирают автомашин в Костанае. За 6 месяцев 2023 года – 44 тыс. 214 автотранс­портных единиц. В Алматы выпущено 24 509 автомашин. Результаты остальных казахстанских автосборочных предприятий менее впечатляю­щие. Но и там идет рост.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), в республике функционируют восемь автомобильных заводов. Они выпус­кают машины марок Chevrolet (США), Lada и УАЗ (Россия), Kia (Южная Корея), Renault (Франция), JAC (Китай). Осуществляется сборка коммерческого транспорта MAN (Германия) и SAZ (Япония). Имеются в линейке продукции и автомобили Hyundai – как легковые, так и коммерческие, выпускаются МАЗы (Беларусь) и Golden Dragon (Китай), российские «Уралы» и ГАЗы, а также китайские Shacman и Dongfeng.

Среди автобусов – Daewoo (Южная Корея), ГАЗ, ПАЗ и ЛиАЗ (Россия), Yutong (Китай). Выпускается грузовая и специализированная техника марки Iveco (Нидерланды). Стоит отметить, что названия государств не всегда отражают всю суть марок, которые выпускаются международными корпорациями и относятся сразу к нескольким странам.

В Казахстане, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, на сегодняшний момент производят 167 моделей автомобилей 22 брендов (кстати, многие специалисты до сих пор не могут понять, как тут ведется подсчет моделей). Из них 8 брендов и 39 моделей таких легковых автомобилей, как:

1) Chevrolet: Malibu, Niva, Tahoe, Tracker, Trailblazer, Traverse;

2) JAC: IEV7S, J7, S3, S5, S7, T6;

3) KIA: Cerato, Optima, Picanto, Rio, Sorento, Soul, Sportage, K900;

4) Hyundai: ACCENT, Creta, Elantra, Santa Fe, Sonata ,Tucson;

5) Ravon: Nexia R3, R4;

6) Lada: 4 х 4, Granta, Largus, Vesta, Xray;

7) Skoda: Kodiaq, Octavia, Superb;

8) UAZ: Hunter, Pickup, Patriot.

Как сообщили в пресс-службе Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), результаты 6 месяцев 2023 года вплотную приблизились к рекордным показателям продаж новых автомобилей за аналогичный период 2013–2014 годов. При этом, по прогнозам АКАБ, в нынешнем году будет продано не менее 150 тыс. автотранспорт­ных средств различных типов.

На вкус и цвет…

Всех автолюбителей, наверное, интересует вопрос: какая же из машин является самой популярной? В целом за первое полугодие среди наиболее популярных марок в Казахстане лидировал Chevrolet (21 678 проданных автомобилей), второе место у Hyundai (21 622), KIA расположилась на третьем месте (12 368).

Также в топ-5 вошли Chery (4 264) и Toyota (3 690). На шаг от них отстали понемногу набираю­щие популярность китайские Haval (2 719), Changan (2 366), Jac (2 321), Exeed (2 021) и японская легенда Lexus (1 748).

Самыми востребованными моделями в Казахстане за первое полугодие 2023 года стали: Chevrolet Cobalt (14 851), Hyundai Tucson (6 868), KIA Sportage (5 398), Chevrolet Nexia (3 697), Hyundai Elantra (3 547), Hyundai Santa Fe (3 262), Hyundai Sonata (2 784), Chery Tiggo 7 Pro (2 173), Hyundai Bayon (2 137) и Kia Sorento (2 034). Но при этом следует учитывать и рекордный по продажам июль, в котором было отмечено существенное изменение мест среди машин. К примеру, очень резко вверх пошел китайский Chery Tiggo 7 Pro и дебютировавший лишь в конце мая Chevrolet Cobalt.

Итак, лидерство как в продажах, так и по количеству собранных автомобилей продолжает удерживать Chevrolet Cobalt. За полгода с конвейера сошло 9 690 машин, при этом продано было целых 14 тыс. 851 единица. Тут специалисты допускают ряд вариантов: либо в салонах и со складов продавались машины еще 2022 года сборки, либо часть машин пришла с автозавода в Узбекистане.

О том, чем же так популярен Chevrolet Cobalt, почему все прочат скорое доминирование на нашем рынке китайского автопрома, о завершившемся в стране льготном кредитовании, а также о том, как повлияла легализация машин на отечественный рынок, о «сером» импорте и многом другом мы расскажем в следующем материале.

Популярное

Все
Бектенов: В единстве и солидарности – могучая сила нашего народа
Крупный складской комплекс и теплицу с новыми технологиями откроют в Шымкенте
Склад загорелся в алматинском "Атакенте"
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Полицейский спас жизнь ребенку
У границы фуры ходят хмуро
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Гибель детей при пожаре в Индере: арестован поджигатель квартиры
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева

Читайте также

Цены на продукты обсудили в правительстве
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы зак…
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганс…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]