Многие эксперты приписывают изобретение вертолета Леонардо да Винчи, но это ошибка. Да, великий художник и изобретатель сделал чертежи некоего механизма, но он так и не был построен. Первый прототип вертолета изобрели братья Луи и Жак Бреге в сотрудничестве с профессором Шарлем Рише. Построенный ими геликоптер 24 августа 1907 года поднял человека в воздух на 50 сантиметров. Через месяц их аппарат все-таки поднялся на высоту в полтора метра. В наше время вертолеты кардинально отличаются от первых прототипов, сейчас они оснащены современными приборами, позволяющими осуществлять сложные элементы пилотажа. Именно на такой винтокрылой машине мечтает в будущем летать наш герой Расул Садовников. Коллектив интернет-редакции Kazpravda.kz помог ему на один день воплотить мечту в реальность.
Расул живет в столичном детском доме, ему одиннадцать лет, учится он в пятом классе 16-ой школы. В свободное от занятий время мальчик много занимается спортом, ездит на соревнования по футболу, волейболу и баскетболу, защищая спортивную честь детского дома Астаны. Мальчик признается, спорт ему нравится, именно поэтому он успевает и в школе хорошо учиться, и спортивные награды завоевывать. В те редкие моменты, когда Расул остается один, он представляет как управляет вертолетом и наблюдает с высоты за происходящим внизу. Расул верит, что когда вырастет, станет пилотом и сможет повидать весь мир.
Чтобы на один день осуществить мечту мальчика, мы приехали в литерную часть 19-132 ВВС РК, ее главная задача – это перевозка руководящего, личного состава Министерства обороны республики. А полетит мальчик на еврокоптере модели Е – 145. Данный аппарат является многофункциональным вертолетом среднего класса, он может выполнять различные задачи: перевозку пассажиров (до 8 человек), эвакуацию раненных, спасение людей. Также вертолет может перевозить грузы. Его максимальный вес – 3585 кг, а скорость – 275 километров в час, он может подниматься на высоту 18 тысяч футов или 5 400 метров, без заправки может пролететь около 700 километров, или порядка трех часов.
Но прежде чем допустить Расула к полету, командир авиационного звена Алексей Аляев отвел мальчика в центр управления полетами, где ему рассказали, что обозначают изображения на мониторах. Оказалось, все предельно просто. Зоны полетов выделены кругами и другими знаками, также выделены зоны, над которыми без особого распоряжения пилотам литерной части летать нельзя, например, над Астаной.
Пока Расулу объясняли технологическую и техническую часть работы, сложно было не заметить его желание скорее отправиться в полет. Но перед этим Алексей Аляев рассказал мальчику об устройстве вертолета и объяснил для чего нужны приборы.
Мы вылетели в пилотажную зону для участия в учебном полете, в котором обучаемый летчик отрабатывал технику пилотирования: на вираже, на маневре скорости, на моторном снижении и на наборе снижения. Штурман учился летать в качестве командира экипажа, а мы отправились в полет в качестве пассажиров. Мы поднялись на высоту в 300 метров и летали в зоне Бозшаколь со скоростью от 150 до 250 км/час. Для Расула это был первый полет в его жизни. При этом его не напугала ни высота, ни шум вертолета, наоборот мальчик не хотел, чтобы мы приземлялись.
Расул Садовников смог почувствовать себя настоящим пилотом, узнал много нового об этой профессии и поучаствовал в учебном полете. А самое главное – теперь он уверен, что его мечта может стать реальностью!
"Я еще ни разу в жизни не летал, мне все очень понравилось, теперь я уверен, что когда вырасту, стану пилотом!" – признался мальчик.
Стоит отметить, что и сами пилоты очень заинтересовались мальчиком, после полета они рассказали ему, что нужно делать, чтобы стать пилотом, и добавили, что будут рады видеть его в своих рядах через 10 лет. Именно тогда, по их подсчетам, он уже закончит летное училище и сможет стать штурманом.