В статье «Уроки Независимости» Первый Президент Нурсултан Назарбаев отмечает, что с обретением самостоятельности мы взяли курс на глубокое политическое реформирование нашего общества. Чуть более четверти века назад мы приняли Основной закон, служащий надежным фундаментом для всех наших свершений. Просеянный сквозь сито открытого всенародного обсуждения и утвержденный волеизъявлением всех граждан, этот документ заложил основу прогрессивного роста и процветания нашей страны.
Елбасы отмечает, что, несмотря на все разнообразие существующих в мире форм демократии и экономического устройства, среди них нет эталонной модели, которую можно было бы легко скопировать и тут же применить в собственной практике.
В связи с этим, на наш взгляд, возрастает роль правовой системы государства. Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым ставятся задачи, призванные вывести нормотворческий процесс на новый качественный уровень. Среди них особое место занимают перспективное планирование законопроектной деятельности; ведение научной (правовой, антикоррупционной) экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Важным также является привлечение представителей гражданского общества, экспертов к нормотворческой деятельности. Благодаря гражданскому участию правовая система активно воздействует на социальные процессы. Поэтому необходимы дальнейшие меры по совершенствованию действующей практики нормотворчества. Содержание и качество законов, адекватные проводимым в стране преобразованиям, должны обеспечиваться путем эффективного функционирования государственных институтов, обеспечения конструктивного и динамичного взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти.
Актуальным на современном этапе, на наш взгляд, является совершенствование правового образования и правовой культуры. Речь идет о формировании научно обоснованной системы правового воспитания, которая бы учитывала идеи и установки Елбасы, изложенные в его статье «Уроки Независимости».
При этом важно, чтобы при модернизации государственных и политических институтов происходило одновременное изменение правовой культуры общества, адекватное процессам демократизации и глобальным вызовам XXI века. Между тем правовая реальность формируется у нас с большим трудом именно вследствие сохраняющегося правового нигилизма, правовой неграмотности населения.
Одним из аспектов, тесно связанных с модернизацией общественного сознания, являются вопросы юридического образования. Обществу и государству нужны подготовленные юридические кадры новой формации, с новым мышлением, ориентированные на защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.
В условиях построения «справедливого общества и эффективного государства», провозглашенного Главой государства Касым-Жомартом Токаевым важно, чтобы нормы права исполнялись в силу глубокого внутреннего убеждения в их социальной необходимости, справедливости, актуальности. Необходимо отметить и тот факт, что право как элемент духовной культуры общества, правовая культура во всем многообразии ее проявлений занимает особое место в жизни общества.
Именно такой подход должен лежать в основе системы юридического образования, требующей всемерной перестройки в контексте современных требований концепции «слышащего государства» и идей Елбасы.
Современный этап развития страны требует творческой разработки крупных комплексных идей развития правовой системы, повышения социальной значимости научных исследований в правовой сфере. В этом контексте важны инициативы Президента о последовательном принятии законодательных и практических мер в области прав человека с учетом национальных интересов.
Речь идет не только о новых инициативах, но и о необходимости перезагрузки действующего законодательства и практики. Нужен постоянный мониторинг эффективности существующего правового механизма. И этот процесс должен проходить в конструктивном партнерстве государственных органов с гражданским обществом, национальными и международными экспертами и учеными. Нужно, чтобы все предложения проходили всестороннее обсуждение. При этом важно, чтобы концепция «слышащего государства» работала на местах.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев с первых дней своего избрания заявил о том, что права человека составляют приоритетное направление в его политике. Важно, чтобы действующие законодательные механизмы и практика были эффективны. Это касается не только деятельности исполнительных органов, но и судебной практики, не только выработки государственной политики в части поддержки и расширения возможностей женщин, лиц с инвалидностью, но и обеспечения реальных механизмов защиты прав человека в соответствии с конституционными гарантиями.
В целях реализации поручений Президента, наряду с государственными органами, на которые возложена обязанность охраны прав, свобод и законных интересов граждан, в Казахстане создана и защищает права граждан Республиканская коллегия юридических консультантов, основным назначением которой является содействие в реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией РК права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи. Она вносит свой вклад в защиту конституционных прав наших граждан.
В год 30-летия Независимости Республики Казахстан важным стало непреходящее значение действующего права как мощного уникального социального регулятора. При помощи регулятивных свойств действующего права, всей системы правовых средств повышается эффективность защиты конституционных прав наших граждан, решаются основные проблемы человека и общества.